Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:10, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является исследование процедур банкротства, их особенностей в России и за рубежом, разработка рекомендаций по оздоровлению предприятия с помощью процедуры банкротства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие положения банкротства и его юридическая процедура ………….6
1.1 Понятие, сущность и механизм процедуры банкротства………………...6
1.2 Процедура банкротства как способ оздоровления предприятия……….13
2. Российская и зарубежная практика банкротства предприятий в условиях финансово- экономического кризиса………………………………………………...20
2.1 Зарубежный опыт банкротств…………………………………………….20
2.2 Российский опыт банкротств……………………………………………….34
3. Разработка рекомендаций по оздоровлению предприятия с помощью антикризисного проекта………………………………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованных источников…………………………………………..49
Несовершенство и нечеткость процедур несостоятельности в сочетании со стремлением использовать их в недобросовестных целях обусловило высокую спорность их реализации.
В 2002 году был принят новый закон – «О несостоятельности (банкротстве)», который исправляет ряд пробелов закона, принятого в 1998 году.
Прежде всего закон изменяет начало процедуры банкротства. Теперь кредитору придется обращаться в суд с иском о взыскании долга, а не с заявлением о банкротстве, и при этом доказывать, что другие способы для взыскания долга уже исчерпаны. Следовательно, после подачи соответствующего заявления у должника появляется возможность погасить кредит, причем закон предусматривает исполнение обязательств должника третьими лицами. Дело о банкротстве может быть возбуждено лишь при наличии задолженности на сумму не менее 100 тысяч рублей, просроченной более чем на три месяца. Государство в соответствии с новым законом получает право голоса на всех собраниях кредиторов и встает при конкурсном производстве в общую очередь с конкурсными кредиторами.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября, являющийся третьим за последние десять лет, воплотил в себе основные тенденции развития мирового и отечественного (в основном дореволюционного) законодательства и ознаменовался ярко выраженной оздоровительной направленностью. Это проявляется в наличии двух процедур с вектором на восстановление платежеспособности должника: финансового оздоровления, как новой реабилитационной процедуры и внешнего управления, сохраняющего за органами управления должника определенные полномочия, перечисленные в закрытом перечне в п.2 ст.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Одной из основных проблем, возникающих на практике в связи с осуществлением досудебной санации, является определение размера финансовой помощи. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что он должен быть достаточным для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 31). Из смысла данного положения следует важный вывод: финансовой помощи должно быть достаточно не только для того, чтобы отпали все признаки несостоятельности (формальный подход), но и была восстановлена платежеспособность, а также нормальная финансово-хозяйственная деятельность должника (фактический подход). И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о необходимости удовлетворения не только уже имеющихся требований, но и требований по мере наступления сроков их исполнения. Таким образом, финансовая помощь в рамках досудебной санации должна быть предоставлена в полном объеме и одновременно [22, с.112].
На
практике возникает еще один вопрос,
связанный с проведением
В случае инициирования дела о банкротстве суду необходимо более тщательно ознакомиться с позицией должника. Более того, представляется уместным указывать об этом в материалах дела. Одной из проблем, касающихся осуществления процедуры наблюдения, является возможный конфликт между полномочиями руководителя должника и временного управляющего на данном этапе. Согласно ст. 66 Закона о банкротстве 2002 г. руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия с учетом ограничений, указанных в этой статье. Имеется два основных типа таких ограничений. Во-первых, руководителю должника не разрешается осуществлять корпоративную реорганизацию должника (слияние, ликвидацию или создание должником дочерних предприятий или филиалов). Во-вторых, должник не может производить выплаты своим участникам, будь то в форме дивидендов или стоимости акций.
Кроме того, определенные действия руководитель должника может предпринимать только с согласия временного управляющего (в частности, получение кредитов, предоставление кредитов и гарантий, распоряжение недвижимым имуществом или другим имуществом, балансовая стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов должника).
Одной из сфер такого сотрудничества является содействие руководителя должника временному управляющему в защите своего имущества. Именно здесь возможен наиболее серьезный риск противоречий. Из Закона о банкротстве 2002 г. неясно, в какой степени руководитель должника может принимать решение о продолжении его деятельности. Запрета на продолжение деятельности нет, и закон предоставляет обязательствам, принятым в период наблюдения, приоритет по отношению к другим требованиям. Однако, несомненно, существует потенциальное противоречие между обязанностью временного управляющего защищать активы должника и правом руководителя должника продолжать использовать эти активы в текущей деятельности (даже если она неприбыльна).
Несмотря на вышесказанное, спасение или реструктуризация предприятий в период банкротства сами по себе не являются основными вопросами Закона о банкротстве 2002 г. Однако закон может воздействовать на поведение сторон в период до банкротства, поскольку закрепляет определенные обязанности руководителя предприятия в ситуации, когда оно становится неплатежеспособным, и дает возможность кредиторам оценить свое положение уже в начале восстановительных мероприятий компании должника.
Между
тем, как показывает практика, период
непосредственно перед началом
процедур несостоятельности
В
чем же все–таки причина того, что
в России предприятия признаются судом
банкротами? Причин может быть множество,
но зачастую неумелое руководство предприятиями,
безразличное отношение руководителей
и собственников имущества к предприятиям,
их неправомерные действия в отношении
имущества становятся причинами банкротства
многих предприятий. То есть в настоящее
время возникновение кризисных ситуаций,
приводящих к банкротству предприятий,
обусловлено неправильным управлением
и внешними факторами, характеризующими
экономическую обстановку, в которой функционирует
фирма и от которой она не может не зависеть.
3.
Разработка рекомендаций
по оздоровлению
предприятия с
помощью антикризисного
проекта
Эффективное
управление антикризисной деятельностью
предприятий и организаций
Анализ
существующего
Представляется
целесообразным дополнить Закон
о несостоятельности (банкротстве)
отдельной статьей «Задачи
«Задачами процедур банкротства являются: предотвращение массовых банкротств; защита прав и законных интересов государства, кредиторов, должника, третьих лиц; восстановление платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; ликвидация должника при отсутствии объективной возможности восстановления его платежеспособности или заключения мирового соглашения».
В
целях обеспечения
В целях восстановления платежеспособности должника представляется целесообразным увеличить сроки погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В этой связи предлагается дополнить статью 64 Налогового кодекса Российской Федерации «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора» пунктом следующего содержания:
«При прохождении налогоплательщиком процедур банкротства финансовое оздоровление и мировое соглашение предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога и (или) сбора в порядке, устанавливаемом настоящей статьей, на срок от шести месяцев до двух лет с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При этом на сумму задолженности проценты не начисляются».
Основная идея всех современных систем правового регулирования несостоятельности предприятий заключается в том, что целесообразнее сохранить действующее предприятие, чем распродавать его по частям. Когда предприятие становится неплатежеспособным, приходится решать задачи не только финансового оздоровления, но и реструктуризации существующий системы управления, формирование новой, возможно проектно-ориентированной системы управления.
Целесообразно реализовывать активную антикризисную политику на основании разработки антикризисного проекта, отражающего перспективы предприятия.
Кроме
диагностики банкротства
Управление антикризисным проектом - это управление проектом, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
По сути, разработка антикризисного проекта организации, с нестабильным финансовым положением, должна привести к оптимизации ее деятельности. Т.е. руководитель проекта (антикризисный менеджер) обязан направить все силы и возможности на ограниченную во времени стабилизацию положения организации.
Основным аспектом при разработке антикризисного проекта является определение антикризисной стратегии организации [15, с.37]. В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса.
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Одна из задач антикризисного проекта – выявить причины возникновения кризиса. Для чего производится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния
Можно выделить основные специфические особенности, которые определяют эффективность управления антикризисным проектом. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка: общий профессионализм менеджеров, профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления: искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления [15, с.38].
Информация о работе Совершенствования по оздоровлению предприятия с помощью антикризисного проекта