Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа
Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14
2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14
2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17
Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………..35
Непонимание смысла и значение разграничения распорядительных и исполнительных функций в потребительской кооперации в соответствии с Законом свидетельствует о нежелании отдельных руководителей признать пайщика как социальную базу потребительской кооперации и недооценке её социальной миссии.
Закон определил пайщика центральной фигурой, единственным, полноправным хозяином потребительской кооперации. Поэтому главное сейчас – сохранить и реально гарантировать этот статус пайщика, избежать опасности вырождения потребительской кооперации в частнопредпринимательскую структуру, сохранить её социальную основу (пайщика), гарантировать её возрождение и развитие в условиях всевозрастающей конкуренции.
Для этого необходимо принять неотложные меры по расширению участия пайщиков в реальных делах потребительской кооперации, управлении, повышении их заинтересованности и ответственности в конечных результатах.
Путей для достижения этих целей много. Но начинать надо с увеличения представительства рядовых пайщиков (не работников системы) в органах управления потребительской кооперации. В качестве критерия представительства разных социальных групп пайщиков в управлении можно принять соотношение в общей численности пайщиков – работников и не работников потребительской кооперации. Это соотношение должно быть сохранено и в представительном органе пайщиков (районного, областного, краевого, республиканского союза). Например, при численности пайщиков в системе – 10 тысяч, их соотношение должно быть 9:1. Это соотношение можно в каждом конкретном случае (когда численность работников меньше нормы представительства пайщиков, установленной вышестоящей организацией) пересматривать, но при одном непременном условии – численность пайщиков, не работников системы в представительных органах должна быть не ниже 52%. Это правило надо внести в уставы потребительских обществ и их союзов всех уровней.
Высший
орган потребительской
Если
в совете будут представлены все
социальные группы пайщиков – такой
совет может действительно
В Уставах следует отразить ограничения по срокам пребывания в должности председателя совета (до 3-х лет, но не более 5-ти лет) и тем самым предоставить возможность представителям пайщиков чаще заслушивать отчёты и принимать решения о председателе и составе совета. Для избранных председателей Советов потребительских обществ и их союзов следует запретить занятие какой-либо коммерческой деятельностью, состоять в качестве председателей Советов, их заместителей, членов Правления, быть акционером каких-либо АО, ООО, ТОО и т.д., созданных на базе собственности потребительской кооперации или иной собственности. Председатель Совета должен иметь высшее профессиональное образование, соответствующее занимаемой должности (для областных, районных потребительских союзов, обществ – это обязательное условие, для сельских потребительских обществ – незаконченное высшее или соответствующее среднее специальное) и стаж работы в потребительской кооперации – не менее 5-ти лет. Таким же образом следует обновлять и состав представителей потребительских обществ в высшем органе – Собрании представителей обл-, край-, респотребсоюза. Исключения могут быть допущены только Советом Центросоюза РФ для председателей Советом обл-, край-, респотребсоюзов и Советами обл-, край-, респотребсоюзов для председателей Советов районных потребительских обществ и их союзов при оценке их деятельности.
Парадоксальность ситуации в том, что новые представительные органы – Советы, новые редакции Уставом дают неограниченную, бесконтрольную власть руководителям на местах и бесконтрольность перед вышестоящим органом. Предпринимаемые Центросоюзом РФ попытки восстановить «вертикаль» ответственности пока не имеют реальных результатов, так как требующиеся изменения и дополнения к действующему Закону, Уставом не встречают поддержки с мест.
Безответственности и бесконтрольности на местах способствовала и ликвидации контрольно-ревизионных управлений. По нашему мнению, их надо восстанавливать на всех уровнях. Естественно, изменится содержание деятельности контрольно-ревизионного управления, контролироваться будет не только финансово-хозяйственная деятельность, но и наличие условий для развития демократии, социальная и экономическая защищённость пайщиков, то есть вся совокупность финансово-хозяйственной и социальной деятельности в соответствии с предписанными Законом контрольно-распорядительными функциями.
Необходима также служба управления кооперативными имуществом, о чём будет подробнее сказано позже.
Как показывает мировая практика, тенденция кооперативного движения в большинстве стран – это концентрация, глобализация капитала, уменьшение числа организаций. Неэффективная организационная структура, наличие большого числа хозрасчётных организаций и предприятий являются одной из причин убыточности потребительской кооперации.
Наиболее заметная положительная тенденция в организационной структуре управления российской потребительской кооперации – сокращение числа организаций и предприятий, имеющих самостоятельный баланс. Она характерна для большинства потребсоюзов. Переводом хозрасчётных предприятий на единый баланс достигается снижение издержек обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшение налогового бремени, концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повышение степени их маневренности.
В
соответствии с Федеральным Законом
«О введении в действие части 1 Гражданского
кодекса Российской Федерации» (ст.
6.5.) при реорганизации
Реформирование
структур в потребительской кооперации
целесообразно проводить с
Выбор организационной структуры, адекватной конкретным условиям, - один из ключевых моментов эффективного управления системы потребительской кооперации.
В
последние годы (1997-1991) обозначились
тенденции к использованию
Закон 1997г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал за союзами право предпринимательской деятельности, то есть право получать и распоряжаться доходами от собственной финансово-хозяйственной деятельности. Однако Закон вводит принципиально важное ограничение.
Так как союз – некоммерческая организация, то он может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создан. Среди таких целей – оказание помощи потребительским обществам в развитии торговой, производственной, заготовительной, социальной деятельности. Доходы от предпринимательской союза должны полностью направляться для покрытия расходов на осуществление деятельности союза.
На
практике предпринимательская
Союзы становятся заинтересованными, с одной стороны, в освобождении от потребительских обществ, с другой стороны, в присвоении собственности потребительских обществ.
Закон предусмотрел противодействие этому процессу в формировании союза как некоммерческой организации, методах бухгалтерского и статистического учёта, но главное в обязательности контрольно-распорядительных функций союзов по отношению к союзам более низкого уровня.
Право
союзов на предпринимательскую
Одной из важных проблем современного профессионального менеджмента является совершенствование структуры управления внутри организации.
Проектирование
любой организации состоит из
постоянного поиска наиболее эффективного
сочетания таких
Структура исполнительных органов профессионального менеджмента в потребительских обществах и союзах остаётся недостаточно совершенной.
Она
в основном ориентирована на управление
традиционными отраслями
3.2.Задачи сибпотребсоюза
Задачи сипотребсоюза:
Потребительские
общества вошедшие в сипотребсоюз могут
не выходить из состава центросоюза,
таким образом
Потребительское
общество – это добровольное объединение
граждан или юридических лиц
на основе объединения пайщиков паевых
взносов для торговой, заготовительной,
производственной деятельности с помощью
удовлетворения их потребностей. В 1997
г. управление в потребительском
обществе из двухуровневого стало трёхуровневым.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации