Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа
Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14
2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14
2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17
Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………..35
Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.
Высшим органом управления в потребительском обществе и союзе потребительских обществ является общее собрание.
Общее собрание правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций; основные направления их деятельности; избрание председателя и членов совета; членов ревизионной комиссии; прекращение их полномочий; определение размера взносов пайщиков; утверждение годовых отчётов; вступление в союзы и выход из них.
Управление
в каждой организации потребительской
кооперации требует четкого разделения
функций между
Совет – представительный орган управления пайщиков.
В компетенцию совета входят организация и проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителей, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрания, привлечение пайщиков в органы контроля и стимулирование их деятельности.
Правление – орган профессионального управления, который назначается советом из специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, финансистов, и др.). Правление должно организовать работу трудовых коллективов и использование средств так, чтобы обеспечить получение прибыли от разных видов деятельности своего потребительского общества (или союза).
Председатель
и члены правления осуществляют
руководство хозяйственной
Задача
советов и правлений –
Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью (торговой, производственной, другой), за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.
Полномочия органов управления кооперативного участка. Преобладание в потребительской кооперации крупных потребительских обществ (с кооперативными участками) усиливает значение органов управления и контроля на кооперативных участках: собраний пайщиков и комиссий кооперативных участков. Наибольшее количество пайщиков участвует именно в этих органах управления и контроля, поэтому их деятельность укрепляет демократию потребительской кооперации.
Собрание пайщиков кооперативного участка – высший орган кооперативного участка – решает следующие важные для потребительского общества вопросы: создание обществом союзов; вступление общества в союзы; выход общества из союзов; преобразование общества в другую организационно-правовую форму.
Развитие
демократии в потребительских обществах
требует повышения роли собраний
пайщиков кооперативных участков. На
собраниях пайщиков кооперативных
участков должны рассматриваться: результаты
хозяйственной и финансовой деятельности;
причины убытков и
Собрание пайщиков кооперативного участка избирает уполномоченных от кооперативного участка на общее собрание уполномоченных потребительского общества, председателя кооперативного участка и комиссии: организационную, кооперативного контроля, просветительную; заслушивает и утверждает их отчеты.
Комиссии кооперативного участка выполняют функции, предусмотренные положениями об этих комиссиях. Комиссии контролируют соблюдение устава и прав пайщиков; качество обслуживания пайщиков и населения в магазинах, столовых и других предприятиях потребительского общества, расположенных на кооперативном участке; осуществляют пропаганду кооперативных идей, привлекают граждан в потребительское общество.
Комиссии кооперативного участка осуществляют контроль и другую деятельность по заданию совета и правления, оказывают помощь этим органам в управлении предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, а также в решении социальных вопросов.
Структура и функции органов управления показывают, что система управления в потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление пайщиков и профессиональное управление менеджеров.
Пайщики в высших органах управления принимают решения по самым важным организационным, хозяйственным и социальным вопросам. В представительных и контрольных органах пайщики рассматривают вопросы, связанные с текущей деятельностью потребительских обществ и их союзов.
Каждый
гражданин, являющийся пайщиком, может
участвовать в органах
Таким
образом, функции органов управления
и контроля представляют большой
простор для развития самодеятельности,
самоуправления и демократии.
3.Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации
3.1.Общие задачи совершенствования управления
Потребительская кооперация существует как система, то есть фактически сложившаяся совокупность организация и предприятий в административных образованиях.
Понятие «система» по отношению к потребительской кооперации впервые появилось в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»(далее закон).
Достоинство Закона состоит в том, что он регулирует правовые отношения потребительских обществ и союзов не только как самостоятельных юридических, но самое главное, из взаимодействие в систем как субъектов системы. Остаётся актуальной задача сохранения потребительской кооперации как системы и взаимоотношение в ней отдельных субъектов выходит из разряда теории и приобретает практическую значимость.
По нашему определению, система потребительской кооперации – это форма объединения потребительских обществ и союзов на ценностях и принципах Международного кооперативного альянса, предполагающая права и ответственность каждого её субъекта в достижении единой цели – удовлетворение материальных и иных потребностей участников (пайщиков).
В
соответствии с Законом организационная
структура потребительских
Совет
как представительный и контрольно-распорядительный
орган призван выполнять между
собраниями представителей потребительских
обществ полномочия собрания, определять
стратегию кооперативных
Правление призваны организовать хозяйственно-финансовую деятельность, они ответственны за результаты такой деятельности.
Однако разграничение представительных и исполнительных функций – новое, прогрессивное слово в Законе и уставах – до сих пор вызывает дискуссии и недопонимание отдельных руководителей.
Всего
в потребительской кооперации Росси
на начало 1999 г. в штатных расписаниях
потребительских обществ и
В
потребсоюзах Сибирского региона на
начало 1999 г. при 658 штатных должностях
председателей Советов
Ещё
хуже обстоит дело в регионе с
замещением должностей председателей
Правлений потребительских
Из 131 председателя Советов сибирского региона без соответствующего высшего и среднего специального образования и без образования вообще, а это практически каждый пятый председатель Совета, учатся в вузах только 8 человек, в средних специальных учебных заведениях – 2 человека. Из 82 председателей Правлений этого же региона без соответствующего образования вообще (а это тоже почти каждый пятый председатель Правления), учатся в вузах только 2 человека, в средних специальных учебных заведениях – 1 человек.
В 1998 году по Сибири без соответствующего высшего и среднего специального образования были избраны на должности председателей Советов 23 человека или каждый третий из числа избранных (по Центросоюзу РФ каждый второй). На должности председателей Правлений назначены без соответствующего образования 14 человек, или 31,8% к общему числу назначенных (по Центросоюзу РФ – 26,1%).
Не
меньший интерес представляют сведения
о составе и движении работников,
занимающих должности специалистов,
руководителей Советов, председателей
Советов и председателей
Такая
ситуация с подготовкой, подбором и
назначением кадров на высшие руководящие
посты в потребительской
Информация о работе Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации