Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:11, курсовая работа
Целью курсового проекта является выявление направлений деятельности и уровня влияния средств массовой информации в процессе реализации антикризисных мер в сфере публичных обязательств государства перед населением в Республике Татарстан.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы антикризисных мер управления………………………………………………………………………...6
1.1 Формы управления общественными отношениями (четыре модели по Грюнигу)…………………………………………………………………………...6
1.2 Роль СМИ в антикризисном управлении…………………………………..11
1.3 Комплексный анализ антикризисной политики в период экономического кризиса в Российской Федерации и Республике Татарстан…………………..16
Глава II. Роль СМИ в реализации антикризисных мер в РТ в сфере публичных обязательств государства перед населением. Региональный уровень……………………………………………………………………………21
Глава III. Аналитический обзор и рекомендации по совершенствованию роли средств массовой информации в реализации антикризисных мер в Республике Татарстан в сфере публичных обязательств государства перед населением……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………40
Список источников……………………………………………………………....42
Медицина и фармацевтика также всегда останутся интересными и неидеальными. Правительство республики активно показывает результаты своей деятельности в этой области, а пресса поддерживает его в этом. Еще больший интерес и увеличение процентного соотношения доли информации касательно рассматриваемого вопроса вызвал, "раскрученный", так называемый, свиной ГРИПП, а за ним проблемы роста цен и качества медицинских услуг. Но в этом вопросе СМИ на федеральном уровне на гораздо более высоком уровне, в Татарстане их роль больше информативная.
Что касается противодействия росту безработицы, то, следует отметить, что СМИ Республики Татарстан эта тема освещена довольно хорошо:
В области занятости населения также нет больших заслуг у СМИ, то есть работа проводится, выделяются средства, уровень безработицы стараются сдерживать, но опять-таки, СМИ, в основном, констатируют результаты, нет существенного влияния на правительство и законодательные органы, которые могли бы приложить больше усилий для решения этих проблем.
Рост цен на социально значимые товары. В этом вопросе правительство прилагает максимум усилий для их сдерживания, а СМИ для сдерживания роста недовольства граждан.
Таким образом, освещенность антикризисных мер в сфере государственных обязательств, проводимых на региональном уровне и проблем в этой области, в СМИ достаточно высока. Однако, имеются специфические особенности связанные с подчинением событий общей их динамике и закономерностям в стране, выполнением распоряжений центра, меньших масштабов, большей концентрации населения и, соответственно, привязанности направленности действий к трем крупным городам в нашей республике. В Татарстане действия СМИ, говоря о региональных проблемах, носят более "точечный" характер и, ввиду масштаба, играют меньшую роль в реализации вышеизложенных мер.
Также,
необходимо отметить, что имеют место
форумы и блоги, на которых осуществляется
принцип обратной связи – на интернет-страницах
каждого из ведомств имеется соответствующий
пункт, в газетах и на телевидении есть
рубрики, посвященные общественному мнению
(ГТРК "Эфир" – "Актуальная тема",
газета "Вечерняя Казань" - "Минута
на откровения", "Опрос ребром"
и т.д.). Но и немалое место занимает превалирование
интересов организаций – умалчиваются
или меняется угол зрения на проблемы
внутри крупных организаций, например,
на Ключищинском кирпичном заводе уже
несколько месяцев не выплачивается заработная
плата, сотрудников обращающихся по этому
поводу в прокуратуру увольняют, а СМИ
игнорируют жалобы работников или экс
-работников этого предприятия, причем
таких примеров немало.
Глава III. Аналитический
обзор и рекомендации
по совершенствованию роли средств массовой
информации в реализации антикризисных
мер в Республике Татарстан в сфере публичных
обязательств государства перед населением
В условиях распространения негативного влияния мирового финансового кризиса решением задач стабилизации социально-экономического развития страны и ее субъектов, снятию напряженности на рынках труда, сохранению государственных социальных гарантий сегодня занимаются федеральные, региональные и муниципальные органы власти.
Сложная финансовая ситуация, затронувшая все области экономики, не могла не сказаться на медиарынке. Многие СМИ уже ощутили на себе последствия финансового кризиса: первым шагом стало сокращение штатных сотрудников. Однако это не единственная проблема, возникшая в среде медиа в результате экономических осложнений.
В первую очередь следует отметить, что по данным исследования Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) граждан России не устраивает освещение СМИ ситуации в экономике страны. Отражение в прессе финансовой ситуации в мире россияне считают более объективным. Согласно опросу ФОМ, 45% респондентов считают, что СМИ необъективно оценивают положение в экономике России. Обратного мнения придерживаются 35% опрошенных граждан России, а 20% респондентов затруднились ответить. При этом 57% респондентов уверены, что освещение российской экономики в масс-медиа неполное.[32]
Об
объективности освещения
Данный опрос проводился ФОМ в 100 населенных пунктах 44 субъектов России.
Первый месяц 2009 года наглядно показал, как кризис ударил и по татарстанским СМИ. Одни газеты приходят к читателям в усеченном формате, другие вовсе не приходят, в третьих редакции сокращают кадры. Газета "БИЗНЕС Online" провела январскую ревизию татарстанского медиапространства. Оно оказалось не столь густонаселенным, как прежде. Причем, наибольшие потери понесли местные представители ведущих федеральных СМИ – "Коммерсантъ", "Российская газета", "Комсомолка", "Эксперт" и другие.
О том, что для татарстанских СМИ наступили сложные времена, свидетельствовала их слабая активность в праздники. Дефицит информации был налицо, хотя очень важные события проходили и в дни новогодних каникул – например, президент Республики Татарстан провел большое антикризисное совещание с республиканскими чиновниками, но об этом можно было узнать только с помощью телевидения и некоторых интернет-изданий. Печатные СМИ в подавляющем большинстве не выходили.
Московские власти официально заявили о намерении создать временную комиссию для принятия антикризисных мер в сфере СМИ и издательского дела.[17]
В качестве основных направлений работы в республике в условиях распространения негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса является привлечение инвестиций, продвижение товаров на внешние рынки, повышение эффективности социальной защиты, повышение эффективности государственного управления.
Следует
отметить, что в Республике Татарстан
создана новая система
Комиссия Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам развития экономической политики предложила создание государственного антикризисного штаба с целью сбора информации с мест о самых различных сегментах социальной действительности, используя связи с широким спектром общественных организаций с последующим анализом и интерпретацией. "В этих условиях крайне необходима четко выстроенная система обратной связи между институтами гражданского общества и государством. Традиционные механизмы связи, которые отлаживались в рамках вертикали, не позволяют достичь результата. Необходимо использовать кризис для серьезного изменения взаимоотношений государства и общества в плане создания стабильной системы обратной связи, которая сделает государственное управление более осмысленным. Роль Общественной палаты в реализации таких подходов как никогда актуальна и должна значительно вырасти", - так закончил выступление член Общественной палаты РТ Ильдар Никифоров.[18]
Стоит отметить, что республика участвует далеко не во всех федеральных проектах. Информационно-коммуникативное пространство как поле взаимодействия гражданских структур, масс-медиа, и органов власти, в период социально-экономического кризиса являет собой комплекс механизмов стабилизации общества и государственно-общественных отношений.
В области информационной политики Российской Федерации одним из аспектов направлений реализации является освещение мер антикризисного управления и поддержание социальной стабильности в обществе. Стоит отметить, что СМИ непосредственно принимают участие в реализации социального заказа на массовую информацию.
Таким образом, на федеральном уровне перед средствами массовой информации ставятся задачи на порядок выше регионального уровня, что предполагает аналитический подход к освещению предоставляемой гражданам информации.
Положительной стороной взаимодействия федеральных СМИ и государственных органов власти является своевременный сбор, обработка и публикация актуальной информации.
Вместе с тем, государственным органам власти необходимо усилить внимание за работой собственных пресс-служб, которые в свою очередь, не всегда своевременно предоставляют информацию о деятельности ведомств в области реализации антикризисной политики.
Одним из отрицательных аспектов, "бросающихся" в глаза, является недостаточное "живое" общение между органами государственной власти и СМИ. А именно, стоит отметить сокращение в настоящее время круглых столов, брифингов, пресс-конференций, в которых непосредственно присутствовала инициатива со стороны органов государственной власти по освещению реализации этапов антикризисной политики государства. В свою очередь, средства массовой информации, в следствии "медийного" кризиса, также не отличаются активностью и желанием глубинного изучения внутригосударственных проблем в области экономики и социума.
За полгода на медиарынке происходили не только события со знаком минус, но и события, которые стоит пока рассматривать как носящие нейтральный характер. Во всяком случае, часть из них еще только предстоит оценить.
Как ни странно, наиболее существенные изменения в кризис происходили в государственных СМИ, находящихся в структуре Татмедиа. И самое интересное, что эти изменения носят отнюдь не характер оптимизации. Так, отметим кардинальный ребрэндинг двух журналов - "Татарстан" и "Сююмбике", сопровождавшийся сменой руководства этих изданий. Плюс в оперативное подчинение Татмедиа перешли две главные государственные газеты, "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан". Это решение их учредителей в лице парламента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, уставших от собственных детищ, бесспорно, в пользу Татмедиа как управляющей и профессиональной структуры. Правда, теперь предстоит провести серьезные изменения в этих изданиях – какие именно, пока не знают даже как сами учредители, так и новые управленцы.