Роль СМИ в реализации антикризисных мер

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является выявление направлений деятельности и уровня влияния средств массовой информации в процессе реализации антикризисных мер в сфере публичных обязательств государства перед населением в Республике Татарстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы антикризисных мер управления………………………………………………………………………...6
1.1 Формы управления общественными отношениями (четыре модели по Грюнигу)…………………………………………………………………………...6
1.2 Роль СМИ в антикризисном управлении…………………………………..11
1.3 Комплексный анализ антикризисной политики в период экономического кризиса в Российской Федерации и Республике Татарстан…………………..16
Глава II. Роль СМИ в реализации антикризисных мер в РТ в сфере публичных обязательств государства перед населением. Региональный уровень……………………………………………………………………………21
Глава III. Аналитический обзор и рекомендации по совершенствованию роли средств массовой информации в реализации антикризисных мер в Республике Татарстан в сфере публичных обязательств государства перед населением……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………40
Список источников……………………………………………………………....42

Работа содержит 1 файл

антикризисное.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Медицина  и фармацевтика также всегда останутся  интересными и неидеальными. Правительство республики активно показывает результаты своей деятельности в этой области, а пресса поддерживает его в этом. Еще больший интерес и увеличение процентного соотношения доли информации касательно рассматриваемого вопроса вызвал, "раскрученный", так называемый, свиной ГРИПП, а за ним проблемы роста цен и качества медицинских услуг. Но в этом вопросе СМИ на федеральном уровне на гораздо более высоком уровне, в Татарстане их роль больше информативная.

     Что касается противодействия росту  безработицы, то, следует отметить, что СМИ Республики Татарстан  эта тема освещена довольно хорошо:

  1. На поддержку безработных Татарстан еще неделю назад получил 415 миллионов рублей из федерального бюджета, сообщил вчера министр труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Шафигуллин на брифинге в кабмине. Однако чтобы пустить эти деньги в дело, республика должна была утвердить нормативы финансирования и контроля за выделением средств. И 7 марта эти документы были подписаны. Сократить число безработных на 4,5 тысячи человек призвана программа развития малого предпринимательства и самозанятости (275 млн рублей). По данным Минтруда РТ, сейчас на бирже труда стоят немало желающих открыть мини-автомастерские. И если дать им средства на закупку станков, помочь с бизнес-планом, обучением и регистрацией, они смогут сами кормить свои семьи, а там, глядишь, и государству налогами стартовые вложения - от 30 до 58 тысяч рублей - вернут.[26]
  2. Минздравcоцразвития РФ одобрило заявку Татарстана на финансирование региональной программы занятости в объеме 1,1 млрд рублей. Согласно ей в течение этого года в семи муниципальных образованиях республики должно быть создано 25 тысяч вакансий на общественных работах, большая часть которых достанется промышленным предприятиям. Татарстанская антикризисная программа занятости (или "Комплексный план упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния финансового кризиса") утверждена Минздравсоцразвития РФ пока только в базовом варианте. Минтруда и минэкономики республики готовили ее в экстренном порядке: 31 декабря правительство РФ объявило о выделении 43,7 млрд рублей на поддержание рынка труда, а к 15 января регионы должны были сдать собственные программы "на защиту" в Минздравсоцразвития.
  3. В Татарстане зарегистрировано более 61 тыс. безработных. Согласно данным на 19 мая в Татарстане зарегистрировано 61338 безработных. Начиная с октября прошлого года, это первая неделя, когда произошло снижение числа зарегистрированных безработных. Об этом сообщила сегодня на брифинге в Казани заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. По ее словам, с 13 по 19 мая в республике произошло снижение числа безработных на 184 человека. Еще 13 мая в Татарстане было зарегистрировано 61520 безработных. Уровень безработицы по-прежнему составляет 3,2 процента от численности экономически активного населения. В настоящее время 20 тысяч человек участвуют в общественных работах, из них 16 тысяч составляют работники предприятий и 4 тысячи - безработные. Предполагается, что всего в этом году 11 тысяч безработных примут участие в общественных работах.

     В области занятости населения  также нет больших заслуг у  СМИ, то есть работа проводится, выделяются средства, уровень безработицы стараются сдерживать, но опять-таки, СМИ, в основном, констатируют результаты, нет существенного влияния на правительство и законодательные органы, которые могли бы приложить больше усилий для решения этих проблем.

     Рост  цен на социально значимые товары. В этом вопросе правительство прилагает максимум усилий для их сдерживания, а СМИ для сдерживания роста недовольства граждан.

  1. Законы рынка связывают руки государству, которому сегодня сложно, а порой и невозможно диктовать свои условия по ценообразованию не только торговым сетям, но и тем же производителям. Поэтому нынче татарстанские власти посадили за стол переговоров представителей крупных местных поставщиков продуктов первой необходимости и торговых сетей и предложили им договориться. Была создана согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Минпромторга, Минсельхозпрода, Минюста, Торгово-промышленной палаты, Управления Федеральной антимонопольной службы,Роспотребнадзора, Татарстанстата, Госалкогольинспекции, Общественной палаты и, естественно, представители предприятий-производителей и крупных торговых сетей.
  2. Сопоставление цен в Казани с ценами столиц Приволжского федерального округа показало, что в столице Татарстана наблюдался низкий уровень цен на полукопченую колбасу, вареную колбасу 1 сорта, мороженую рыбу, сливочное масло, сметану, цельное пастеризованное и стерилизованное молоко 2,5 и 3,2-процентной жирности, сыры, пшеничную муку, хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный из муки 1 сорта, рис, картофель, репчатый лук, морковь, яблоки. Средний уровень цен сложился на говядину, потрошеные куры, жирный творог, куриные яйца, подсолнечное масло, вермишель и капусту.

     Таким образом, освещенность антикризисных  мер в сфере государственных  обязательств, проводимых на региональном уровне и проблем в этой области, в СМИ достаточно высока. Однако, имеются специфические особенности связанные с подчинением событий общей их динамике и закономерностям в стране, выполнением распоряжений центра, меньших масштабов, большей концентрации населения и, соответственно, привязанности направленности действий к трем крупным городам в нашей республике. В Татарстане действия СМИ, говоря о региональных проблемах, носят более "точечный" характер и, ввиду масштаба, играют меньшую роль в реализации вышеизложенных мер.

     Также, необходимо отметить, что имеют место форумы и блоги, на которых осуществляется принцип обратной связи – на интернет-страницах каждого из ведомств имеется соответствующий пункт, в газетах и на телевидении есть рубрики, посвященные общественному мнению (ГТРК "Эфир" – "Актуальная тема", газета "Вечерняя Казань" - "Минута на откровения", "Опрос ребром" и т.д.). Но и немалое место занимает превалирование интересов организаций – умалчиваются или меняется угол зрения на проблемы внутри крупных организаций, например, на Ключищинском кирпичном заводе уже несколько месяцев не выплачивается заработная плата, сотрудников обращающихся по этому поводу в прокуратуру увольняют, а СМИ игнорируют жалобы работников или экс -работников этого предприятия, причем таких примеров немало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Аналитический  обзор и рекомендации по совершенствованию роли средств массовой информации в реализации антикризисных мер в Республике Татарстан в сфере публичных обязательств государства перед населением 

     В условиях распространения негативного  влияния мирового финансового кризиса  решением задач стабилизации социально-экономического развития страны и ее субъектов, снятию напряженности на рынках труда, сохранению государственных социальных гарантий сегодня занимаются федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

     Сложная финансовая ситуация, затронувшая все  области экономики, не могла не сказаться  на медиарынке. Многие СМИ уже ощутили на себе последствия финансового кризиса: первым шагом стало сокращение штатных сотрудников. Однако это не единственная проблема, возникшая в среде медиа в результате экономических осложнений.

     В первую очередь следует отметить, что по данным исследования Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) граждан России не устраивает освещение СМИ ситуации в экономике страны. Отражение в прессе финансовой ситуации в мире россияне считают более объективным. Согласно опросу ФОМ, 45% респондентов считают, что СМИ необъективно оценивают положение в экономике России. Обратного мнения придерживаются 35% опрошенных граждан России, а 20% респондентов затруднились ответить. При этом 57% респондентов уверены, что освещение российской экономики в масс-медиа неполное.[32]

     Об  объективности освещения ситуации в мировой экономике говорят 39% жителей России. С ними не согласны 30% опрошенных граждан России, а 31% респондентов затрудняются с оценкой. 40% россиян полагают, что дела в экономике России обстоят хуже, чем их оценивают СМИ. Тех, кто уверен, что освещение в прессе и на телевидении внутриэкономической тематики отражает реальное положение вещей, на 3% меньше. 5% опрошенных россиян считают состояние экономики более благополучным, чем об этом сообщается в масс-медиа.

     Данный  опрос проводился ФОМ в 100 населенных пунктах 44 субъектов России.

     Первый  месяц 2009 года наглядно показал, как кризис ударил и по татарстанским СМИ. Одни газеты приходят к читателям в усеченном формате, другие вовсе не приходят, в третьих редакции сокращают кадры. Газета "БИЗНЕС Online" провела январскую ревизию татарстанского медиапространства. Оно оказалось не столь густонаселенным, как прежде. Причем, наибольшие потери понесли местные представители ведущих федеральных СМИ – "Коммерсантъ", "Российская газета", "Комсомолка", "Эксперт" и другие.

     О том, что для татарстанских СМИ  наступили сложные времена, свидетельствовала их слабая активность в праздники. Дефицит информации был налицо, хотя очень важные события проходили и в дни новогодних каникул – например, президент Республики Татарстан провел большое антикризисное совещание с республиканскими чиновниками, но об этом можно было узнать только с помощью телевидения и некоторых интернет-изданий. Печатные СМИ в подавляющем большинстве не выходили.

     Московские  власти официально заявили о намерении  создать временную комиссию для  принятия антикризисных мер в сфере СМИ и издательского дела.[17]

     В качестве основных направлений работы в республике в условиях распространения  негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса является привлечение инвестиций, продвижение товаров на внешние рынки, повышение эффективности социальной защиты, повышение эффективности государственного управления.

     Следует отметить, что в Республике Татарстан  создана новая система мониторинга  текущей ситуации в социально-экономической  сфере. В том числе ведется  наблюдение за ценами на продукты питания, входящими в потребительскую корзину, за ценами, запасами и наличием в аптечной сети лекарственных препаратов.

     Комиссия  Общественной палаты Республики Татарстан  по вопросам развития экономической  политики предложила создание государственного антикризисного штаба с целью сбора информации с мест о самых различных сегментах социальной действительности, используя связи с широким спектром общественных организаций с последующим анализом и интерпретацией. "В этих условиях крайне необходима четко выстроенная система обратной связи между институтами гражданского общества и государством. Традиционные механизмы связи, которые отлаживались в рамках вертикали, не позволяют достичь результата. Необходимо использовать кризис для серьезного изменения взаимоотношений государства и общества в плане создания стабильной системы обратной связи, которая сделает государственное управление более осмысленным. Роль Общественной палаты в реализации таких подходов как никогда актуальна и должна значительно вырасти", - так закончил выступление член Общественной палаты РТ Ильдар Никифоров.[18]

     Стоит отметить, что республика участвует  далеко не во всех федеральных проектах. Информационно-коммуникативное пространство как поле взаимодействия гражданских структур, масс-медиа, и органов власти, в период социально-экономического кризиса являет собой комплекс механизмов стабилизации общества и государственно-общественных отношений.

     В области информационной политики Российской Федерации одним из аспектов направлений реализации является освещение мер антикризисного управления и поддержание социальной стабильности в обществе. Стоит отметить, что СМИ непосредственно принимают участие в реализации социального заказа на массовую информацию.

     Таким образом, на федеральном уровне перед средствами массовой информации ставятся задачи на порядок выше регионального уровня, что предполагает аналитический подход к освещению предоставляемой гражданам информации.

     Положительной стороной взаимодействия федеральных  СМИ и государственных органов власти является своевременный сбор, обработка и публикация актуальной информации.

     Вместе  с тем, государственным органам  власти необходимо усилить внимание за работой собственных пресс-служб, которые в свою очередь, не всегда своевременно предоставляют информацию о деятельности ведомств в области реализации антикризисной политики.

     Одним из отрицательных аспектов, "бросающихся" в глаза, является недостаточное "живое" общение между органами государственной власти и СМИ. А именно, стоит отметить сокращение в настоящее время круглых столов, брифингов, пресс-конференций, в которых непосредственно присутствовала инициатива со стороны органов государственной власти по освещению реализации этапов антикризисной политики государства. В свою очередь, средства массовой информации, в следствии "медийного" кризиса, также не отличаются активностью и желанием глубинного изучения внутригосударственных проблем в области экономики и социума.

     За полгода на медиарынке происходили не только события со знаком минус, но и события, которые стоит пока рассматривать как носящие нейтральный характер. Во всяком случае, часть из них еще только предстоит оценить.

     Как ни странно, наиболее существенные изменения в кризис происходили в государственных СМИ, находящихся в структуре Татмедиа. И самое интересное, что эти изменения носят отнюдь не характер оптимизации. Так, отметим кардинальный ребрэндинг двух журналов - "Татарстан" и "Сююмбике", сопровождавшийся сменой руководства этих изданий. Плюс в оперативное подчинение Татмедиа перешли две главные государственные газеты, "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан". Это решение их учредителей в лице парламента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, уставших от собственных детищ, бесспорно, в пользу Татмедиа как управляющей и профессиональной структуры. Правда, теперь предстоит провести серьезные изменения в этих изданиях – какие именно, пока не знают даже как сами учредители, так и новые управленцы.

Информация о работе Роль СМИ в реализации антикризисных мер