Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:11, курсовая работа
Целью курсового проекта является выявление направлений деятельности и уровня влияния средств массовой информации в процессе реализации антикризисных мер в сфере публичных обязательств государства перед населением в Республике Татарстан.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы антикризисных мер управления………………………………………………………………………...6
1.1 Формы управления общественными отношениями (четыре модели по Грюнигу)…………………………………………………………………………...6
1.2 Роль СМИ в антикризисном управлении…………………………………..11
1.3 Комплексный анализ антикризисной политики в период экономического кризиса в Российской Федерации и Республике Татарстан…………………..16
Глава II. Роль СМИ в реализации антикризисных мер в РТ в сфере публичных обязательств государства перед населением. Региональный уровень……………………………………………………………………………21
Глава III. Аналитический обзор и рекомендации по совершенствованию роли средств массовой информации в реализации антикризисных мер в Республике Татарстан в сфере публичных обязательств государства перед населением……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………40
Список источников……………………………………………………………....42
Зарождение
этой модели обычно относят к началу
20 века, она является свидетельством
неэффективности
Ключевыми понятиями в модели "информация общественности" являются "взаимопонимание", "доверие", "доброжелательность". Демонстрация открытости путем представления полной и достоверной информации — философия специалистов и служб PR, функционирующих по этой модели. Специалисты этой информационной модели действуют по двум направлениям: раскрытия всех положительных сфер деятельности организации и позиционирование этого имиджа в сознании общественности. Недостаток модели состоит в том, что до настоящего времени не разработаны механизмы и рекомендации менеджменту организации по проблеме формирования положительного общественного мнения об организации, а также научно обоснованные показатели измерения (или оценки) этого мнения. Эффективность PR определяется количеством позитивных отзывов в прессе, однако появление информации в СМИ не означает ее прочтение целевой аудиторией (не обязательно оказывает на нее влияние). В данной модели коммуникаций субъектом является организация, интересы которой наиболее значимы, чем предпочтения общества, — объект воздействия. Следствие этого — нарушение адаптации организации к своей социальной среде, которая воспринимается неадекватно сложившейся ситуации. Несмотря на то, что такая схема может привести только к кратковременному эффекту, сегодня это наиболее распространенная модель в правительственных структурах, общественных и политических организациях;
3) Третья модель PR – деятельности может быть охарактеризована следующим образом:
-
широко используются
-
результат такого вида PR асимметричен,
потому что от коммуникации
выигрывает только организация,
- при реализации данной модели роль PR может быть охарактеризована как "прагматическая": на первом месте стоит выгода, желательна позиция одинаковой выгоды, для организации и общественности.
В ассиметричной модели интересы организации превалируют над интересами общественности, которые служба PR всеми методами и способами видоизменяет. Характерной чертой модели является односторонность, отсутствие обратной связи, т. е. диалога между организацией и обществом. Однако применение социальных и психологических теорий к исследованию целевых групп общественности, способных повлиять на деятельность организации и отбор, воздействующий на разных уровнях информации, делают модель двусторонней. Этой моделью пользуются до 20 % существующих в мире организаций, причем наибольший эффект модели проявляется в коммерческих организациях с высоким уровнем конкуренции;
4)
Для четвертой модели
- полное осознание субъектом PR – деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации;
- цель PR-деятельности – взаимная польза фирмы и общественности ("симметричность");
-
широкая практика ведения
- акценты в функциях PR– специалистов смещаются от журналистских и рекламных к исследовательским и консультативным;
- именно на этом этапе PR – деятельность становится полной и законченной: очевидна необходимость исследования и планирования, при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, "нематериальные активы";
- данная модель может быть названа "идеологической", "идеальной" в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организации среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как "партнер по бизнесу".
Симметричная модель основывается на полученной в результате коммуникации точке зрения общественности деятельности организации. Это модель, в основу которой заложены следующие принципы: взаимопонимания, взаимоизменения, взаимоприспособления. Специалисты PR на практике изучают не установки и изменение поведения общественности, а степень понимания ею информации о субъекте (организации) и его действия. Степень достижения понимания — это показатель эффективности PR-программ, ориентированных на долгосрочный эффект. Эффективное взаимодействие становится результатом понимания организацией интересов и потребностей общественности.
Практиками
в области менеджмента и связей
с общественностью доказывается
приоритетность четвертой модели PR,
так как из четырех существующих
только она отражает сущность, социальный
статус и общественную значимость PR
в современном мире. Двусторонняя
симметричная модель дает основания для
того, чтобы совместить в практической
деятельности PR этичность и эффективность
на основе принципов диалога.
1.2 Роль СМИ в антикризисном управлении
В условиях кризиса в силу обострения социально-экономического положения, комплексное взаимодействие между государством и населением, приобретает особо важную роль.
"Посредником" при реализации антикризисной политики государства в сфере публичных обязательств перед населением выступают средства массовой информации.
Составная часть любого экономического кризиса – кризис доверия.
Средства массовой информации выступают гарантом реализации публичных обязательств государства перед населением, так как в своей деятельности они освещают реализацию органами государственной власти антикризисной программы либо препятствия к ее осуществлению.
Почему СМИ являются ключевой аудиторией общественности во время кризиса?
Во-первых, СМИ склонны искать и транслировать сенсации, конфликты, неоднозначные оценки, слухи и т.д. - это часть их работы.
Во-вторых,
для СМИ важно, кто первый обнародует
сенсационный факт, кто первый "раскопает"
острую тему. В связи с этим, зачастую,
через СМИ может
Как показали результаты недавнего онлайн-исследования, проведенного Nielsen в 52 странах мира, в том числе и в России, среди регулярных пользователей сети интернет, большинство респондентов придерживаются мнения, что СМИ плохо выполнили свою работу по информированию общественности о причинах, которые привели к нынешнему финансовому кризису, передает "Финмаркет".
В России 65% респондентов, принявших участие в глобальном онлайн-исследовании Nielsen, считают, что средства массовой информации недостаточно информировали их о причинах, которые привели к кризису. 30% опрошенных интернет-пользователей в России также считают, что в настоящее время средства массовой информации не помогают им лучше понять, какие проблемы влияют на мировую экономику. Впрочем, довольных уровнем освещения этого аспекта в России оказалось столько же - 30%. 40% участников исследования Nielsen затруднились с ответом на этот вопрос. [25 ]
Озабочены респонденты в России и тем, как освещаются действия властей для решения текущих экономических проблем. Ответы участников онлайн-исследования Nielsen разделились следующим образом: 28% считают, что в настоящее время СМИ помогают им лучше понять, что делает правительство для решения проблем с экономикой, 35% характеризуют уровень информирования по этому вопросу неудовлетворительно, остальные затруднились с ответом. Для сравнения, в Северной Америке 50% участников исследования сообщили, что новости помогают им лучше понимать, что делают власти для выхода из кризиса.
Каждый второй россиянин считает, что существующего объема информации о кризисе явно недостаточно. Впрочем, этот показатель не является самым высоким. Пальма первенства здесь принадлежит Греции: 67% участников исследования Nielsen в этой стране ответили, что информации о кризисе в прессе слишком мало, за ними следует Россия (49%), Италия (48%) и Латвия (47%).[30]
В то же время, есть те, кто считает, что новостями о кризисе уже "перекормили". Каждый пятый как в России, так и в мире считает, что новостей о кризисе слишком много.
Мнение гендиректора издательского дома "Коммерсантъ" в Петербурге Максима Ефимова о деятельности СМИ в условиях кризиса таково: "Необходимо обратить внимание на самоцензуру, которая во время кризиса должна быть еще более жесткой. Журналист обязан отвечать за информацию, при этом к негативной информации, которая преобладает во время кризиса, подход должен быть более взвешенным".[29, c.17]
По мнению бизнес-консультанта Михаила Гринфельда, перепроверка информации даже несколько раз у нескольких источников – не гарантия защиты от черного пиара. "Неосторожно сказанное публично слово может вызвать панику в обществе, - считает эксперт. - Но если бы СМИ могли выработать единую схему взаимодействия в кризисное время и открыли полосы для публикации позитивных новостей, то негативных последствий кризиса можно было бы избежать".
Сходной позиции придерживаются и юристы. По словам партнера юридической фирмы "Зеленый коридор" Валерия Зинченко, в разговоре со СМИ сейчас нужно вести речь о повышенной ответственности. "Журналисты в пору кризиса играют решающую роль: объективная информация со страниц печатных изданий должна помогать населению вовремя принимать верные решения, которые могут помочь избежать личного финансового краха. При этом, репортеры не должны смаковать негативные новости, и тем самым подбрасывать дров в огонь", - заявил Зинченко.
Кризис – универсальная горькая пилюля для повышения эффективности работы СМИ и налаживания эффективных каналов коммуникации между государством - СМИ – населением.
С чем мы подошли к кризису. Полурынок. Доля государства в деятельности СМИ по-прежнему велика.
Меняется глава – меняется редактор (особенно для районных газет). Продолжается "кормление с руки". Ключевая функция таких СМИ не информирование, а пиар местной власти. Газета мэра – никаких проблем в городе. Газета губернатора – аналогично в крае. Плюс TV-проект за 40 млн. Плюс – бесплатная "Российская газета" многотысячными тиражами.
Что происходит с почтой? Ухудшение качества доставки, система мотивации и планы, когда выгодно предлагать подписку на дешевые издания, сокращение узлов связи. Продвижение услуги подписки только за счет издателей, масса дополнительных сервисов. Есть и плюсы: сохранение уровня тарифов за последние две подписные кампании, своевременный расчет за подписку. Зато рост стоимости тарифов на сортировку, выдачу и доставку газетных пачек до узлов связи, агентское вознаграждение (со 100 до 130 тысяч рублей за полугодие).
И как следствие, пресса стремительно теряет доверие и тиражи. Итоги последней подписки. Газеты власти потеряли от 10% до 20% подписных тиражей. Пресса не особо качественно выполняет свои функции, которые у нее должны быть в правовом демократическом государстве. Государство, если оно заинтересовано в развитии института средств массовой информации следует инициировать процесс разгосударствления СМИ. Защита профессиональной независимости и редакционной свободы прессы – дело государственное. Об этом четко указано в Законе о противодействии коррупции, инициатором разработки и принятия которого выступил Президент РФ.
Таким образом, если мы хотим сохранить СМИ во время кризиса и наладить эффективные каналы взаимодействий между государством - СМИ – населением надо скорее поместить СМИ в рынок: поставить в зависимость не от одного,"главного" читателя, а от аудитории.