Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия

Автор: Эльза Ризатдинова, 14 Сентября 2010 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Практические результаты проводимых в России экономических преобразований не привели к созданию настоящего рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит десятилетний опыт реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

Содержание

Введение 3.
1. Сущность и принципы политики антикризисного управления
предприятием 5.
1.2 Совершенствование системы диагностики банкротства
предприятия 11.
2 Диагностика финансового состояния предприятия
ООО ТД «Металлопрокат». 13.
2.1 Анализ и оценка имущественного положения
предприятия ООО ТД «Металлопрокат». 13.
2.2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности
предприятия ООО ТД «Металлопрокат». 17.
2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия
ООО ТД «Металлопрокат». 21.
3 Разработка и обоснование системы антикризисного
управления предприятием 27 3.2.Экономический эффект преобразований предприятия
ООО ТД «Металлопрокат». 29.
Заключение 34.
Список использованной литературы 36.

Работа содержит 1 файл

антикризис курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

               МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 

    по  дисциплине:

    «Теория антикризисного управления предприятием»

                                                  на тему:

    «Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия». 
 
 

    Работу  выполнила:

      Ризатдинова Э.М.

    Работу  проверил:

    Столбов Н.К._______    
 
 
 
 

    МОСКВА

    2008.

 

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

        Введение                                           3.

1. Сущность и принципы политики антикризисного управления

  предприятием                                                                                              5.

   1.2   Совершенствование   системы   диагностики   банкротства

    предприятия                                                                                              11.                               

    2 Диагностика финансового состояния предприятия 

     ООО ТД «Металлопрокат».                                                                         13.

            2.1 Анализ и оценка имущественного положения

    предприятия ООО ТД «Металлопрокат».                                                     13.

            2.2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности

    предприятия    ООО ТД «Металлопрокат».                                                  17.                                                                      

            2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия

       ООО ТД «Металлопрокат».                                                                         21.

    3 Разработка и обоснование системы антикризисного

     управления  предприятием              27    3.2.Экономический эффект преобразований предприятия

       ООО ТД «Металлопрокат».                                                                29. 

         Заключение                                                                                              34.

         Список использованной литературы                                                    36. 

ВВЕДЕНИЕ

     Практические  результаты проводимых в России экономических преобразований не привели к созданию настоящего рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит десятилетний опыт реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

      Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань  банкротства многие предприятия.    Ваучерная приватизация вывела администрацию  предприятий из-под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физическим лицам- руководителям предприятий без установления должного контроля   и   ответственности  за  эффективностью   использования приватизированного имущества. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса    и    предложения.    Продукция    нередко    поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменил бартер и различного рода денежные суррогаты. Экономика столкнулась с таким феноменом, как дефицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

      Результатом второй волны - залоговой приватизации - явилась передача государством крупному финансовому капиталу экспортно-ориентированных  предприятий в топливно-энергетическом секторе, металлургии, химии.

      Третья  волна - приватизация долгов - развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые  не удалось по тем или иным причинам приватизировать в предыдущие годы. 

     Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает   формирование   эффективного   механизма   управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

     Данный  подход неразрывно связан с антикризисным  управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, решающих проблемы управления предприятием.

 

1.Сущность  и принципы политики  антикризисного

  управления предприятием

     Проблема  антикризисного управления на предприятиях вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Занятие  бизнесом всегда сопряжено с неопределенностью  экономической конъюнктуры. Вкладывая  деньги в бизнес, хозяйствующий субъект рискует остаться без прибыли. Это приводит его к банкротству, которое предопределено самой сущностью рыночных отношений, что связано с неопределенностью      достижения      конечных       результатов предпринимательства, а значит с риском потерь. Они могут возникнуть на всех стадиях воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками сырья и материалов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции по разным причинам, изменение конъюнктуры рынка, некомпетентность управленческого персонала и многое другое. 

     Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и появлению трудностей при оплате расходов, возникающих  в ходе функционирования предприятия  в результате дефицита наличных средств. Дефицит усугубляется, если кредиторы  не возобновят кредитование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях отсутствия наличных средств возникает проблема ликвидности, т.е. распродажи активов. Таким образом, возникает «техническая неплатежеспособность». Уже на этой стадии возможно обращение кредиторов в суд о признании должника банкротом.

     В целях предупреждения банкротства  на предприятиях реального сектора   экономики  должны   быть   предусмотрены   мероприятия, обеспечивающие своевременность обнаружения признаков  ухудшения финансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в финансовых планах, бизнес-планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах. Одновременно необходимо отметить, что целостная программа антикризисного управления на предприятиях в основном отсутствует.

     Зачастую    антикризисное    управление    трактуется    как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику, т.е. к тому кто уже попал в кризисную ситуацию. Тем самым сфера действия антикризисного управления ограничивается с самого начала.

     Цели  и задачи антикризисного управления также трансформировались в ходе реформ. Изначально антикризисная политика была направлена на приватизацию государственных предприятий. Когда же оказалась, что смена собственника не влечет за собой изменение результатов деятельности, антикризисное управление стало ассоциироваться с механизмами санации банкротства, созданием условий для оздоровления предприятий посредством спасения одних и ликвидации других независимо от формы собственности.

      Поэтому более правильным является представление  антикризисного управления как составляющей управления вообще. Поскольку только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

      Политика  антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии  предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

      В рамках же несостоятельности оно  принимает определенную форму арбитражного управления в зависимости от вводимой процедуры банкротства.

      Следовательно, основной концепцией антикризисного управления является более ранняя идентификация  кризисной ситуации с целью адекватного  реагирования на негативные тенденции  в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а, следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.

     Таким образом, началом всему является диагностика состояния предприятия. Непрерывный анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, его активов  и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития. Могут потребоваться реорганизационные мероприятия: изменения в организационной и производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Кризис гораздо легче предотвратить, нежели его потом преодолевать. Профилактика всегда проще и дешевле, чем лечение. Несвоевременность и неэффективность мер усложняют и удорожают процедуры по оздоровлению предприятия и вполне могут обеспечить его срыв в штопор банкротства.

     Система антикризисного управления предприятием должна отвечать определенным принципам.  К числу основных из них относятся следующие:

      1.Постоянная  готовность к возможному нарушению  финансового равновесия предприятия.  Теория антикризисного финансового  управления исходит из того, что  достигаемое в результате эффективного  финансового менеджмента финансовое  равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественной реакцией на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливают конкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

      2.Ранняя  диагностика кризисных явлений  в финансовой деятельности предприятия.  Учитывая, что угроза банкротства  предприятия реализует самый  высокий уровень катастрофического риска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболее ощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

      3.Дифференциация  индикаторов кризисных явлений  по степени их опасности для  финансового развития предприятия.  Финансовый менеджмент использует  в процессе диагностики банкротства  предприятия обширный арсенал

Информация о работе Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия