Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:53, реферат
Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т.е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается.
1. Оглавление ………………………………………………………… 3стр.
2. Введение ....................................................................................... 4стр.
3. Основные положения …………………………………………….. 5стр.
4. Заключение ………………………………………………………… 8стр.
Организации развиваются с помощью кризисов. Переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается кризисной ситуацией - кризисом роста.
Стадия формирования
характеризуется с одной
Однако для эффективного функционирования организации на стадии интенсивного роста на смену "творцам" или в дополнение к ним должны прийти "продавцы", коммерсанты, то есть специалисты, способные обеспечить продвижение товара на рынке. Нормальные условия существования и профессионального развития "продавцов" - это постоянная конкуренция друг с другом.
Следующая кризисная
ситуация ожидает организацию, переходящую
от стадии интенсивного роста к стадии
стабилизации, - кризис зрелости. На этой
стадии необходимы специалисты, способные
создавать эффективные
Следующий кризис
ожидает организацию при
Таким образом, становиться очевидным, что каждая ситуация кризиса сопровождается негативными явлениями в системе управления персоналом организации.
3.Причины и последствия кризиса персонала.
Подробнее рассмотрим кризис персонала.
Персонал - составная часть трудового коллектива, штатный состав организации, который выполняет различные производственные, хозяйственные, управленческие функции. Этот состав неоднороден(пол, возраст, уровень образования, стаж профессия, специальность, квалификация, занимаемая должность) и характеризуется с разных позиций. Понятие "кадры", "персонал", "работники" идентичны, если за основу принять данное определение.
Персонал современных
российских организаций почувствовал
кризис в таких основных сферах бытия,
как политическая, экономическая, производственная
и социальная. Произошла утрата личностной
идентификации персонала с
Причины возникновения кризиса в организации и, как следствие, кризиса персонала могут быть внешними и внутренними.
Внешние по отношению к организации причины, на которые влиять невозможно или возможно ограниченно, сводятся к следующему:
§ отсутствие цивилизованного рынка как социального института, связанного с жизнью и отношениями людей
§ нарушение традиционных хозяйственных связей
§ ужесточение конкуренции
§ отсутствие последовательной экономической политики правительства
§ инфляционные процессы
§ политическая
нестабильность.
Внутренние причины
кризиса организации
§ несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег);
§ отсутствие источников дополнительного (обычного кредитного) финансирования;
§ неэффективность управления;
§ отсутствие индивидуальной работы с людьми;
§ неготовность
руководящего состава управлять в условиях
кризиса.
Необратимые последствия
обозначенных явлений приводят к
банкротству организации. В данной
ситуации наблюдается падение уровня
и темпов экономического роста, прямое
сокращение масштабов выпуска продукции.
При совершенстве законодательства
современной России, когда неплатежеспособность
как экономическая категория
очень формализована, почти все
эти организации формально
Трудовая деятельность
работников кризисной организации
качественно отличается от деятельности
персонала, сопровождающейся периодически
кризисными явлениями, в относительно
стабильно функционирующей
Кризис персонала
организации-банкрота проявляется
в отсутствии экономических выгод
и личного духовного
Причины кризиса
персонала на обанкротившихся производствах
многообразны и вызывают возникновение
других явлений, своеобразный процесс
цепной реакции, когда то или иное действие
руководства или событие во внешней среде
вызывают другое. Более утяжеленное по
последствиям для людей.
Наиболее значительные причины кризиса персонала обанкротившихся организаций выглядят следующим образом:
§ отсутствие определенности в судьбе организации и судьбе людей, работающих в ней;
§ конфликт прежних и новых ценностей;
§ разрушение сложившейся и отсутствие новой архитектуры культуры управления;
§ слабость защитных мер социального характера и сокращение численности квалифицированных работников;
§ отстраненность персонала от управления организацией;
§ противоречивость общих замыслов руководства предприятия по его сокращению, развитию и проводимой кадровой политики;
§ отсутствие персонификации, то есть наделение формализованных процессов работы с персоналом человеческими свойствами;
§ воздвижение невидимого барьера отчуждения в отношениях между собственниками, руководителями организации и рядовыми работниками;
§ непонимание исключительных
возможностей социокльтурного
§ отсутствие эффективных систем мотивации труда;
§ полная безграмотность руководящего состава в отраслях психологии: психофизиологии, психоанализе, психологии труда, психологии управления;
§ незначительная роль кадровых служб в системе управления организацией;
§ отсутствие
§ игнорирование изучения стоимости рабочей силы на рынке труда;
§ неспособность руководителей организации предвидеть более тяжелые экономические последствия от потери квалифицированных работников;
§ дефицит руководителей,
подготовленных к управлению организацией
в чрезвычайных социально-экономических
условиях.
Для вывода организации из кризисного состояния целесообразно бороться не столько с причинами, сколько с их последствиями. Иначе говоря, необходимо сделать кризис персонал организации управляемым, а его уровень умеренным. Следуя этому утверждению, можно проследить, какие явления могут происходить в кризисной организации с персоналом и принимать адекватные меры по недопущению или устранению негативных последствий. Это одна из новых функций антикризисного управляющего и его команды.
Последствия кризиса
персонала в производственных организациях
имеют "поливалентный характер"
и не могут быть охарактеризованы
однозначно: они способны образовывать
новые управленческие связи, сформировать
стиль внутреннего
Кризис персонала
организации - несоответствие мотивационных
установок, профессионального
Современные реалии
российского
Управленческий
кризис характеризуется наличием острой
психологической или моральной
несовместимостью между менеджерами
либо в команде высшего
Инновационный кризис проявляется в том случае, если руководство в организации не очень грамотно вводит новшества. Внедрение новых технологий нередко сопровождается резким повышением уровня конфликтности, начинают увольняться ценные сотрудники, происходит неожиданная смена руководства на высшем и среднем уровнях, многие работники берут больничные листы на продолжительное время или уходят в долгосрочные отпуска за свой счет, чтобы переждать тяжелый период.
Репутационный кризис может быть связан с судебными исками против организации по причине наличия серьезных дефектов в производимой продукции или предоставляемых услугах. Средства массовой информации публикуют негативные материалы об организациях по поводу реальных и выдуманных фактов, начинаются массовые увольнения сотрудников, возникают противоречия и конфликты, снижается прибыль.
Переходный кризис
можно отнести к кризису
Кризис стабильности - это, собственно говоря, кризис застоя. Организация работает достаточно успешно, долгое время она прочно занимает свою нишу, пользуется известностью, имеет инвесторов, надежных партнеров и постоянных клиентов. Тем не менее нововведения отсутствуют, люди работают без энтузиазма, не имея высоких результатов в работе, часто требуют повышения заработной платы и расширения бонусов, нередки случаи нарушения трудовой дисциплины, невыходов на работу. Фирма не развивается: показатели не повышаются и не снижаются.
Проявлением и
важной особенностью кризиса персонала
организации, определяющими способность
или неспособность организации
выжить, является желание и ориентированность
работников на внутриорганизационные
изменения.
Заключение
В заключение сделаем несколько выводов: