Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 2
1. Сущность маркетинга и процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии. 4
1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга. 5
1.2. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия. 8
1.3. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 9
2. Кризис. Причины возникновения. Виды. 10
2.1. Общее понятие кризиса и причины его возникновения. 10
2.2. Виды кризисов 13
3. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. 17
3.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия 17
3.2. Сущность антикризисной политики предприятия 19
3.3. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия. 21
3.4. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях. 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

     К стратегическим решениям на предприятии  относятся:

  • выбор местоположения предприятия;
  • реконструкция производственных мощностей;
  • изменения организационно-правовой формы, структуры производства и управления, форм организации и оплаты труда и др.;
  • освоение новых технологий, разработка и выпуск новых видов продукции, выход на новые рынки;
  • слияние, поглощение, присоединение и другие формы реорганизации предприятий.

     В процессе формирования и принятия долгосрочных решений руководство предприятий  учитывает основные стратегические принципы предпринимательства:

  • творческий подход – умение предвидеть возможные будущие проблемы;
  • инновационность поведения – готовность к непрерывным обновлениям и улучшениям техники, технологии и организации труда, товарной и рыночной политики;
  • гибкость и адаптивность – быстрое внесение необходимых изменений в зависимости от меняющихся условий на рынке;
  • учет всех сфер деятельности предприятия;
  • осознание своих сильных предпринимательских сторон и их развитие;
  • практичность и реализуемость стратегии;
  • эффективность;
  • согласованность с ресурсными возможностями;
  • учет внутрифирменных приоритетов и усиление мотивации персонала.

     В условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры  рынка у каждого предприятия  потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию совершенствования  деятельности, товарную экспансию –  разработку новых или улучшение  выпускаемых товаров, инновационную  стратегию, а также стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и  др. [16]

    1. Разработка  антикризисной политики на российских предприятиях.

     Кризисный период характеризуется рядом кризисных  явлений в экономике, производстве, торговле. В отличие от мирового финансового кризиса, российский кризис имеет другие признаки. Попробуем  разобраться, с какой фазой экономического цикла столкнулись российские предприниматели, что представлено в таблице 4 приложения 5.

     Кризисный период в организации характеризуется  совокупным наложением разных кризисов, причем их набор для каждой компании индивидуален. Наши предприятия, как  и наше государство, с момента  своего становления и до сегодняшнего дня не раз переживали кризисные  периоды. Это позволило им выработать не только механизм диагностики, но и  защитный механизм – антикризисное  управление. В российских компаниях  чаще всего он базируется на стереотипах: узнав, что в стране кризис, руководители и собственники действуют по отработанным шаблонам: сократить персонал, отрезать Интернет, отправить людей в административные отпуска и т.д. При этом, столкнувшись с кризисом 2008г., они даже не пытались разобраться, насколько эти меры адекватны их ситуации.

     Для того чтобы понять и создать собственную  антикризисную программу, нужен  другой уровень управления организацией, способный выявить наиболее «узкие»  места, понять все опасности и  риски процессов, происходящих во внутренней и внешней среде. Как это сделали  некоторые предприятия, работающие в области производства продуктов  питания, почувствовав «большой кризис»  еще ранней осенью 2007г., на основании  произошедшего тогда «кратковременного  кризиса платежей». Используя накопленный  в последние два десятилетия  опыт, они достаточно быстро преодолели «кратковременный сбой в финансовом обеспечении управления стратегическими  элементами деятельности». При этом произошедший «мини-кризис» заставил некоторых владельцев и руководителей  фирм задуматься, что делать дальше. [18]

     Кольцова  выделяет факторы, которые обуславливают, из-за чего не все предприятия смогли заранее диагностировать проблемы и подготовиться к кризису:

  • отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • низкий уровень ответственности руководителей предприятия за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

     Кроме того, обычно ранняя диагностика на основе анализа финансовых и экономических  показателей осуществляется специально обученными специалистами – риск-менеджерами, но в настоящее время очень  мало предприятий, которые хотя бы целенаправленно  на постоянной основе оценивают риски  предприятия, не говоря уж о подобных специалистах в штате. Именно поэтому  для этих компаний кризис 2008г. был  неожиданностью. А теперь посмотрим, что делали предприятия, чтобы не допустить кризиса или ослабить его последствия:

  • проведение ранней диагностики кризисных явлений в деятельности предприятия;
  • срочность реагирования на кризисные явления;
  • адекватность реагирования компании на степень реальной угрозы его финансовому равновесию;
  • полную реализацию внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.[18]

     Но  главное требование к успешному  выходу предприятия из кризиса –  мобильность компании при принятии управленческих решений и скорость внедрения изменений в ней. При  этом любые нововведения, внедряемые в организации, в первую очередь  зависят от готовности персонала  к постоянным инновациям. То есть в  период кризиса работники в организации  становятся ключевым инструментом изменений, и поэтому снижать издержки на персонал, конечно, необходимо, но делать это нужно, разрабатывая другие схемы  в оплате труда. В этих схемах следует  завязывать выплаты работнику на прибыли компании, например, использовать хорошо зарекомендовавшие себя системы  ключевые показатели эффективности работника: они наглядно демонстрируют результаты работы и при условии связи этих данных с оплатой труда мотивируют сотрудников на достижение поставленной цели, а у последних развивается коммерческое мышление. Но, к сожалению, нужно констатировать факт: кризис управления выявил, что система планирования целевых показателей и оценки их результата часто не внедрена или внедрена неполноценно, без ее привязки к ключевым бизнес-показателям организации. Позитивный результат работы этой составляющей управления хорошо виден на примере компаний, которые стали работать над «мотивацией» коллектива.[18]

     Существует  еще один вопрос – это сокращение персонала. Сегодня его радикальное  решение может сэкономить деньги, но завтра, возможно, приведет к большим  проблемам. При этом увольнения, как  бы ни были болезненны, для многих компаний неизбежны. При этом увольняют сотрудников, не нацеленных на собственное развитие, если они в своей работе используют только старые, ранее накопленные  знания и навыки и к тому же не стремятся к повышению производительности труда за счет постоянного самосовершенствования. Проводя любое изменение, необходимо учитывать, что не все работники  в компании – «офисный планктон», от которого необходимо избавится, чтобы  выжить. При этом не стоит избавляться  от сотрудников, способных брать  самые лучшие, самые передовые  знания в области управления и  производства, продвигать инновации. Только такой подход к мотивации и  увольнению сотрудников позволяет  иметь инновационный менеджмент, основа которого – развивающийся  персонал.

     И в заключение надо отметить, что  на рынке труда много звезд, но, как показывает практика, даже если мы соберем их вместе, но не достигнем  в необходимый срок запланированной  цели, время одиночек прошло. Цели достигает  коллектив, и чтобы его создать, необходимо затратить огромное количество ресурсов (времени, денег и т.д.). [18]

     Многие предприятия России находятся в той или иной стадии кризисного финансового состояния. Это в первую очередь связано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного экономического кризиса. В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т.п.). Исходя из этого, проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.  

 

     

         Заключение

 
 

     В настоящее время большинство  отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные  как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной  базы, неплатежи, спад производства), так  и с внутренними проблемами –  неэффективный маркетинг, неэффективное  использование средств, неэффективный  производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Совокупность перечисленных  факторов вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения  предприятия с целью ранней диагностики  кризисного развития предприятия и  выработки защитных механизмов антикризисного управления зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.

     Антикризисное управление – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер  по его преодолению, т.е. сущность антикризисного управления заключается в комплексе  мероприятий по прогнозированию, выявлению, предупреждению и устранению кризисных  явлений на предприятии.

     антикризисное управление имеет своей целью  устранение возможности банкротства  предприятия. В России процедуры  банкротства регламентируются Федеральным  законом Российской Федерации от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ. "О несостоятельности (банкротстве)"

     Антикризисное управление базируется на принципах, которые  и отличают антикризисное управление от обычного: принцип ранней диагностики  кризисов на предприятии; срочности  реагирования на кризисные явления, адекватности реагирования предприятия  на степень реальной угрозы его финансовому  равновесию, полной реализации внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. Системный кризис в нашей стране поставил производственные предприятия в крайне тяжелое  положение: неуклонное повышение цен  на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты (а зачастую и  невозможность взять кредит) и  недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них. В курсовой работе был проведен анализ деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. По результатам анализа было выявлено, что на сегодняшний день в России более 67% промышленных предприятий убыточны.

     А также выявлено, что в условиях экономической нестабильности и  быстро меняющейся конъюнктуры рынка  у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию  совершенствования деятельности, товарную экспансию – разработку новых  или улучшение выпускаемых товаров, инновационную стратегию, а также  стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и др. 

 

     

         Список  использованной литературы

 
    1. Перевод с  англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.-320с./
    2. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 1999.-804с./.
    3. Котлер  Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком,1998.-896с.: ил./
    4. Хершген Х.  Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем.- М.: ИНФРА- М, 2000.- 334с./
    5. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. - М.: Экономика, 1997. - 103 с.
    6. Перламутров В. "Кризис экономики и хаос цен в России" // Проблемы теории и практики управления, 1997, №6, с. 20-24.
    7. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. - 2-е издание - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -735 с.
    8. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. 160 с.
    9. Кожевников Н. Н. Основы антикризисного управления предприятием. – Изд. 3-е. М.: Академия, 2008. 496 с.
    10. Кудрин А., Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. №1. 9-27 с.
    11. Ольсевич Ю. Психологические аспекты современного экономического кризиса // Вопросы экономки. 2009. № 3. 39-53 с.
    12. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
    13. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2008. 280 с.
    14. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник – 3-е издание, исп. и доп. М.: Омега-Л, 2007. 356 с.
    15. Гуськова И. В., Егоршин А. П., Краснов М. А. Исследование факторов кризиса на предприятиях России // Экономика и управление. 2009. № 9 (47). 13-20 с.
    16. Горемыкин В. А. Реструктуризация предприятий: антикризисные направления развития // Справочник экономиста. 2009. № 11 (77). 129-136с.
    17. Эммануэль И. В. Реструктуризация компании в условиях кризиса// Экономика и управление. 2009. № 3 (43). 70-73 с.
    18. Кольцова Л. Антикризисное управление в современных условиях// Справочник экономиста. 2009. № 3 (69). 48-53 с.

Информация о работе Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса