Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 2
1. Сущность маркетинга и процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии. 4
1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга. 5
1.2. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия. 8
1.3. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 9
2. Кризис. Причины возникновения. Виды. 10
2.1. Общее понятие кризиса и причины его возникновения. 10
2.2. Виды кризисов 13
3. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. 17
3.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия 17
3.2. Сущность антикризисной политики предприятия 19
3.3. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия. 21
3.4. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях. 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

     Целями  и задачами антикризисного управления являются:

  • предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему;
  • воспрепятствование опасным факторам кризиса; управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить);
  • обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;
  • ослабление негативных последствий кризиса;
  • использование факторов и последствий кризиса для развития организации.[8]

     Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

     К социально-экономическим системам – объектам антикризисного управления относятся организации, предприятия  и региональные экономические структуры: муниципальные образования и  субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в  отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

     Субъектами  антикризисного управления выступают  собственники и менеджеры предприятий  и организаций, государственные  власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства  – арбитражные управляющие).[14]

     Проблематика  антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, показаны в таблице 2 приложения 3.[8]

     По  классификации Дорофеева существует 4 формы антикризисного управления, подробно описанные в таблице 3 приложения 4.

Проблема  антикризисного управления несостоятельным  предприятием вытекает из самой природы  проводимых в стране экономических  реформ. Воздействие на предприятие  с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.

    1. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия.

     В условиях завершения переходного периода  в экономике России и наступлений  второго этапа банкротств и приватизации предприятий, усиления государственного регулирования экономики, изменения  налоговой, кредитной и таможенной политики государства, процесса укрупнения малых и средних предприятий  в государственные корпорации и  крупные частные холдинги актуальность исследования кризиса на предприятиях материального производства еще  более возрастает. [15]

     Системный кризис в нашей стране поставил производственные предприятия в крайне тяжелое положение: неуклонное повышение цен на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты (а зачастую и невозможность взять кредит) и недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них.

     По  сообщениям отраслевых экспертов, на сегодняшний  день в России более 67% промышленных предприятий убыточны. В частности, в легкой промышленности их число  составляет 53%, в производстве строительных материалов – 55,8%, а в агропромышленном комплексе – около 80%.

     Нарастающий физический и моральный износ  основных средств создает реальную угрозу техногенных катастроф и  резко снижает конкурентоспособность  российских товаров. Степень износа основных фондов на начало 2009г. в промышленности, сельском, лесном хозяйстве превысила  68%, а на транспорте, в отрасли связи достигла 52%. Коэффициент обновления фондов сократился по сравнению с 1990г. в промышленности почти в 7 раз, сельском хозяйстве – в 12, строительстве – в 8, на транспорте – в 4 раза. Как следствие – устаревание основных фондов: доля производственного оборудования в возрасте до пяти лет сократилась с 29,4% в 1990г. до 6,0% на начало 2009г., а его средний срок эксплуатации увеличился с 10,8 до 18 лет.[16]

     В машиностроении и металлообработке, обеспечивающих воспроизводство активной части основных фондов, доля устаревших мощностей составляет почти 35%. В  электроэнергетике, угольной, газовой  промышленности проектный ресурс оборудования исчерпан более чем на 50%, а в  нефтеперерабатывающей – на 80%. Сохраняется  тенденция сокращения инвестиций: в  электроэнергетике – более чем  на 20%, в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей  и угольной промышленности – на 11%, 12% и 17% соответственно. В результате используются физически и морально устаревшие основные фонды.

     Оснащенность  отрасли сельскохозяйственной техникой снизилась до 35% от нормативной потребности, а уровень износа составил 70%. Сохранение указанных тенденций ведет к  снижению технического и технологического уровня проведения сельскохозяйственных работ и к негативным необратимым  процессам в производственном аппарате отрасли. К сведению, из-за недостатка финансовых средств, в том числе  и по причине диспаритета цен  между продукцией сельскохозяйственного  и промышленного производства, сельхозпредприятия не в состоянии закупать необходимую  технику. Как следствие – сокращение производства сельхозтехники, в том  числе, по данным отраслевых экспертов, зерноуборочных комбайнов – с 65,6тыс.шт. в 1990г. до 1,0тыс.шт. в 2009г., или в 65 раз; тракторов – с 231,6тыс.шт. до 7,0тыс.шт., или в 33 раза.[16]

       Рассмотрим зарплату, амортизацию,  налоги. Предприятиям невыгодно  официально повышать расходы  на заработную плату, поскольку  в этот момент затрат несет  наибольшее налоговое бремя (68%) по сравнению с 55% налогообложения  прибыли, которая может быть  направлена на фондовооруженность  предприятия, что позволяет добиться  наиболее льготной (с точки зрения налогообложения) структуры затрат.

     Каждый  рубль, вложенный в оплату труда, облагается социальными отчислениями, подоходным налогом, соответствующей  долей налога на добавленную стоимость (НДС) и налогов с оборота.

     Амортизационные отчисления связаны с выплатами  налога на имущество, НДС и налогов  с оборота как элемента добавленной  стоимости, а следовательно, и пропорциональной части выручки. Суммарно каждый рубль  амортизационных отчислений обязывает  предприятие уплачивать 37 коп. в  виде налогов. Остаток от добавленной  стоимости за вычетом трудозатрат, амортизационных затрат и налогов  составляет прибыль предприятия, на долю которой приходятся выплаты  НДС и налогов с оборота, налога на прибыль.

     Ориентация  на упрощенные модели налогообложения  в течение десяти лет не сформировала на макроуровне необходимые предпосылки  для преодоления затянувшегося  кризиса производственного сектора, решающим образом ограничила нормативные  возможности экономического роста  и развития основного, первичного хозяйственного звена – предприятия.[16]

     На  уровне самих предприятий накопилось множество проблем, препятствующих эффективной их работе в рыночных условиях.

     Горемыкин В. А. выявил, что к сдерживающим факторам, сформировавшимся внутри компании, относятся  следующие:

  • неэффективность системы управления предприятием, обусловленная
  • отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
  • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих профессий;
  • неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
  • низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия и финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими не отлажен;
  • низкие размеры уставного капитала акционерных обществ;
  • отсутствие эффективного механизма исполнения судебных решений, особенно в части обращения взыскания на имущество должника;
  • необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность;
  • высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
  • практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, существенно влияющих на конкурентоспособность продукции российских предприятий. [15, 16]

     Негативное  влияние оказывает отсутствие достоверной  информации о финансово-экономическом  состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Поэтому сегодня важно, используя  мировой опыт, делать такую информацию более открытой и прозрачной для  участников производственных отношений.

     Ни  для кого не секрет, что подчиненность  системы бухгалтерского учета целям  налогообложения зачастую существенно  искажает реальную картинку финансово-экономического состояния предприятия. Это также  может нанести существенный урон экономическим отношениям всех участников финансовой сделки.

     Именно  сегодня в целях преодоления  кризиса в производственном секторе  экономики и повышения конкурентоспособности  предприятий на топ-менеджмент компаний возлагается сложная задача по реформированию и диверсификации деятельности коммерческой структуры в целом.

     Рассмотрим  выбор стратегии развития предприятия. Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический  рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом  реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

     Антикризисная стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности  производимой им продукции и оказываемых  услуг. При этом понятия «рост» и  «развитие» хотя и взаимосвязаны, но по своему содержанию могут во многом не совпадать. В производственной сфере, почти как в живой природе, развитие предприятия возможно не только при одновременном его росте, но и при неизменном масштабе деятельности, то есть рост сам по себе препятствует развитию. К сведению, к понятию  роста в первую очередь относится  увеличение размеров предприятия и  расширение объема производства (выпуск продукции, величина продаж, численность  работников и др.). Развитие же означает качественное изменение и обновление хозяйственной системы на практике, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда  во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой  продукции.[17]

     Выделяют  следующие основные концепции развития экономических систем:

  • идеальная – в объект предпринимательства по мере научно-технического прогресса вносят необходимые инновации – изменения, обеспечивающие его устойчивость и повышение эффективности работы;
  • реальная – частичное реформирование предприятия после появления первых негативных признаков в его финансово-экономическом состоянии;
  • радикальная – кардинальные изменения функционирования коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

     Рост  размеров производства на предприятии  может быть:

  • горизонтальным – путем увеличения объема выпуска и продаж одних и тех же товаров на старых и новых рынках (географическая экспансия, поглощение и др.)
  • вертикальным – за счет организации или объединения технологически взаимосвязанных производств (приближение к конечному потребителю или к поставщику);
  • диверсифицированным – при объединении разнородных производств в один конгломерат.[16]

     Рост  является составной частью экономического развития (жизненного цикла) предприятия. Он включает в себя периоды становления, роста (подъема), зрелости, спада, стабилизации, реорганизации и др. Рост – это  положительная траектория экономической  динамики.

     В действительности экономический рост и развитие предприятия проявляются  не в чистом виде, изолировано, а  во взаимном дополнении друг друга  в едином процессе простого и расширенного воспроизводства.

     По  своему содержанию антикризисная стратегия  должна учитывать основные базисные процессы на предприятии и его  внешней среде, возможности роста  экономического потенциала.

     В основе ее разработки и практической реализации лежат стратегические управленческие решения:

  • ориентированные на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятия;
  • связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;
  • имеющие значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы;
  • характеризующиеся гибкостью, способностью к адаптации, к изменяющимся рыночным условиям.

Информация о работе Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса