Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:03, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие самого процесса принятия решений, моделирования в целом, а так же сущности моделирования процессов принятия управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Моделирование процессов принятия управленческих решений
1.1 Общая характеристика процесса принятия решения……..5
1.2 Моделирование в теории принятия решений…………………………….…...10
Глава 2.Моделирование процессов принятия управленческого решения на примере демографических моделей………………………………………….…....18
Глава 3. Предложения по повышению эффективности моделирования процессов принятия управленческого решения………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………………28
2
Министерство образования и науки РФ
Читинский институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра экономики и управления
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Разработка управленческого решения"
на тему:
«Моделирование процесса принятия управленческого решения»
Выполнил: студент гр ГМУ-07
Николаева Юлия Михайловна
Руководитель: к.э.н., доцент
Литвинцев А.В.
Чита 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Моделирование процессов принятия управленческих решений
1.1 Общая характеристика процесса принятия решения……..5
Глава 2.Моделирование процессов принятия управленческого решения на примере демографических моделей………………………………………….…....1
Глава 3. Предложения по повышению эффективности моделирования процессов принятия управленческого решения………………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Управленческое решение, а так же принятие управленческого решения - одна из наиболее важных составных частей любой управленческой деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности
Понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации.
Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов - заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений - это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:
1. Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
2. Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.
Самое страшное в управлении - это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении. В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.
Целью данной работы является раскрытие самого процесса принятия решений, моделирования в целом, а так же сущности моделирования процессов принятия управленческих решений.
Глава 1. Моделирование процессов принятия управленческих решений
1.1 Общая характеристика процесса принятия решения
Проблема принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления, это функция руководителя любого звена любой организации. Это вполне естественно, так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Руководитель реализует всю свою деятельность через принятие решений, поэтому принятие решений играет главную роль в хорошем функционировании организации. Принятие решений присутствует во всех функциях управления.
Для грамотного и качественного принятия управленческого решения необходимо определенное количество информации. Информация является основой всякого управления. Информация отражает фактическое состояние объекта управления, состояния среды, в которой находится объект управления, цели управления и собственно процедуру управляющего воздействия.
В зависимости от функции управления требуется и различного рода информация. Если речь идет о стратегическом планировании, то необходима информация о целях организации, об основных тенденциях ее развития. Говоря об оперативном управлении и контроле, предполагается информация, которая должна включать также личностные характеристики исполнителей. В этом случае на первый план выходят наблюдение, опрос, собственная статистика.
Чтобы определить что же такое решение вообще, нужно попытаться дать общую характеристику этому процессу. Каждому человеку или группе людей ежедневно приходится сталкиваться с необходимостью выбора из каких-либо вариантов действий. Результатом этого выбора и будет является решение, то есть можно сказать что решение-это выбор альтернативы.
Можно сказать что каждый день, каждый человек сталкивается в своей жизни с выбором какого либо варианта, с принятием какого то решения. Это может быть любая ситуация, например выбор одежды, еды, каких либо услуг и материальных благ, или же это принятие решения на работе, как лучше поступить в какой-либо ситуации.
Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом принимающим решение (ЛПР) с помощью определенных правил. В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию.
В широком смысле принятие решения — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в данной книге. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решение».
Принятие решения — это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший.
Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Оптимальный решением считается то решение, которое удовлетворяет одного человека, если это индивидуальное решение, либо группу людей, для которых это решение важно. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях ЛПР осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимального решения будет трактоваться не так строго, как принято в математике, а как наилучшее решение для данных конкретных условий.
Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, отдача, рентабельность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень выполнения поставленных задач, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень выполнения поставленных задач и меньше затраты на их реализацию, хотя это не обязательно способствует достижению целей организации.
Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (таблица 1).
Степень повторяемости решений показывает насколько часто принимаются традиционные решения, то есть наиболее типичные, в зависимости от повторяемости проблемы, и нетипичные решения, нестандартность которых, прежде всего связана с нахождением новых альтернатив.
Содержание. В зависимости от содержания принятого руководителем решения, управленческие решения могут быть: экономические, социальные, организаторские, технические и т.д.
Длительность реализации. Реализация принятого решения может длятся различное время. Если между принятием и реализацией прошел достаточно короткий срок , то можно сказать что решение краткосрочное. Также может быть и долгосрочное решение, на реализацию которого могут потратится годы.
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Критерии | Классы решений |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные Нетипичные |
Содержание | Экономические Социальные Организационные Технические Научные |
Длительность реализации | Долгосрочные Краткосрочные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные Многокритериальные |
Значимость цели | Стратегические Тактические |
Форма принятия решения | Индивидуальные Групповые |
Уровень принятия решения | Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Уровень творчества | Рутинные Творческие |
Направления решения | Внутри организации как системы Выходящие за пределы организации |
Способ фиксации решения | Документированные Недокументированные |
Таблица 1. Классификация решений
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно индивидуальным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного ан
Уровень принятия решения. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделенияхорганизации.
Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений). Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.
Направление решения. Принятое управленческое решение может быть направлено на решение задач внутри организации как системы, так и выходить за ее пределы.
Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные т. е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п., и недокументированные, т.е не имеющие документальной формы, устные.
Информация о работе Моделирование процесса принятия управленческого решения