Процесс принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:23, доклад

Описание работы

Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества.

Содержание

1.Управленческие решения
2. Процесс принятия управленческих решений
2.1. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений.
2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений.
3. Организация выполнения принятых решений.
4. Контроль исполнения управленческих решений
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по менедж.docx

— 44.91 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

1.Управленческие решения

2. Процесс принятия управленческих решений

    2.1. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений.

    2.2. Роль руководителя в процессе  принятия управленческих решений.

3. Организация  выполнения принятых решений.

4. Контроль исполнения управленческих решений

 Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Каждый  человек в течение жизни принимает  большое количество решений, которые  сказываются, прежде всего, на нём самом  и немногих связанных с ним  людей.

       Однако  в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация  действует, но и даже ход истории  человечества. Во-вторых, решения, принимаемые  в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных  факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции  или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.

       Кроме того, эффективность деятельности предприятий  зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения  каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных  решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.  

       1.Управленческие  решения 

       Считая  организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой  и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких  решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий  из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки  целей, легко заметить, что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации.

       В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

       Процесс осуществления решения связан с  реализацией специального плана, который  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и  сроков их реализации. Разработка такого плана - прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

       Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению  распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.

       Не  меньшее значение приобрела в  теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики  социологии управления рассматривали  подготовку решения как целиком рациональный процесс, то начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

       Необходимые организационные предпосылки для  выполнения решения создаются уже  в процессе его подготовки и принятия. В самом решении уже определяется, кто, что, когда, где, каким образом и с какой целью должен выполнять. Вместе с тем, процесс организации выполнения принятых решений имеет свои особенности и требует особых методов реализации.

       Этот  процесс включает следующие этапы:

  • составление организационного плана;
  • доведение решения до исполнителей;
  • контроль за ходом выполнения решения;
  • внесение корректив.
 

       2.1. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений. 

       Находясь  в настоящем времени, руководитель выбирает действия (альтернативы), которые  могут часто реализоваться в  будущем. Проблема состоит в том, что иногда приходится даже сравнивать относительные последствия альтернатив, не имея обоснованных данных. Нельзя знать  точно, что случится при выборе другой альтернативы. Управленец должен рассмотреть  альтернативы, уверенно занять позицию  и заявить, что, скажем, альтернатива А будет лучше отвечать поставленным целям, чем альтернатива В или С. Однако это сложный процесс продвижения к истине.

       Существующая  неопределенность в процессе принятия решений может создавать ряд  ситуаций, при которых не исключается  смешение понятий "решительность" и "принятие решений". На многих предприятиях управляющих оценивают и вознаграждают  за то, насколько быстро и уверенно они принимают решения. Неопределенность в этом случае рассматривается как  признак слабости. От менеджеров ожидается  стремительность и решительность  суждений и высоко оценивается их готовность осуществлять решения, не взирая на трудности. Теоретически это правильно, но на практике это не всегда лучший вариант действия.

       В теории управления решительность рассматривается как способность принять решение и превратить его в жизнь. А принятие решения - это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор. Важно правильно сочетать обе эти способности. Парализовать себя нескончаемым анализом так же нежелательно, как и принимать решения по капризу, спонтанно.

       В основе процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основных принципа, игнорирование которых (полное или частичное) может привести к  ошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Соблюдение же этих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровнях организации.

       Первый  принцип - это принцип организационного соответствия. Форма организации должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятия решений, так и контроль за их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта, что полномочия и ответственность все больше переходят "из рук в руки". Только возлагая на руководителей ответственность за результаты их решений можно подготовить лучшие руководящие кадры.

       Второй  принцип: политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающихся новых видов деятельности, выходящей за пределы сегодняшних потребностей.

       Третий  принцип требует иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между руководителями высшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы руководители высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.

       Четвертый принцип предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению мы живем далеко не в идеальном мире и постоянно существует потребность в квалифицированных менеджерах, определяющих оптимальные направления действий организации. По своей природе перечисленные принципы являются универсальными и их необходимо придерживаться в управленческой и предпринимательской деятельности.

       Само  решение может принимать ряд  форм и представлять: стандартное  решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив; бинарное решение (да или нет); многовариантное  решение (имеется очень широкий  спектр альтернатив); инновационное  решение, когда требуется предпринять  действия, но нет приемлемых альтернатив.

       Наиболее  распространенный тип решений - это  стандартное решение. Аналитические  шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных  типов решений. При принятии любого типа решений опыт менеджера включается с первого шага и используется в ходе всего этого процесса.

       Как правило, для успешного осуществления  процесса принятия управленческих решений  руководителю необходимо пройти восемь основных его стадий.

       На  первой стадии главная задача состоит в правильной постановке цели решения.

       Стремясь  обеспечить правильность постановки цели решения, менеджер должен ответить на такие вопросы:

       1. Какой выбор я пытаюсь сделать?  Этот вопрос дает точку отсчета.  Он будет уточнен двумя следующими  вопросами.

       2. Почему это решение необходимо?

       3. Каким было последнее решение?  Этот вопрос вытекает из концепции,  что все решения образуют некоторую  цепь. Поэтому очень важно найти  место данного решения в ней. 

       Вторая  стадия связана с установлением критериев решения. Ключевой вопрос в данном случае таков: "Какие факторы следует учитывать, делая выбор?" В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут иметь возможность высказать свои предположения, требования.

       На  третьей стадии руководитель проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. В принятии управленческих решений, конечно, неизбежны и компромиссы. Например, предпочтете ли вы более быстрой поставке более низкую цену? Готовы ли вы пожертвовать скоростью ремонта ради лучшего качества обслуживания?

       На  четвертой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

       Пятая стадия выделяется для сравнения выработанных на предыдущей стадии альтернатив. Прежде всего желательно начинать со сбора информации об альтернативах.

       Без достаточных данных об альтернативах  вряд ли можно сравнить их относительные  достоинства. Сбор данных является спланированным процессом, а не произвольной реакцией на информацию по мере ее появления. После  того как руководитель четко определит  альтернативы, на первое место может  выйти вопрос: "Как систематизировать  и сравнить данные?" Здесь необходимо придерживаться следующего основополагающего  принципа: "Всегда сопоставлять варианты решения с критериями, никогда  не сравнивать один вариант решения  с другим. Важно избежать "ослепления решениями", недуга, поражающего  тех руководителей, которые беспрерывно  сопоставляют между собой альтернативы и в конце концов теряют из виду цели и конечные результаты принятия решения.

       На  шестой стадии определяется риск, которому может быть подвергнута фирма в случае выбора конкретной альтернативы.

       Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать  трудности, с которыми можно столкнуться  в случае реализации каждой из них. Отклонения, связанные с принятием  одной альтернативы, как правило, не имеют ничего общего с возможными отклонениями в случае реализации других альтернатив.

       На  седьмой стадии разрабатывающий решение делает оценку риска. Знать о существовании риска важно, но недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений