Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:37, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является разработка концепции маркетинга территории как способа выхода из кризиса региона.
В соответствии с целью работы, автором были поставлены следующие задачи: раскрыть понятия «маркетинг», показать объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территорий, проанализировать инструменты маркетинга территорий; показать работу территориального маркетинга в действии на примере Красноярского края, а также предложить рассмотреть инновационный маркетинг как способ выхода из кризиса проблемной территории.
Методологической основой исследования являлись аналитический, догматический, диалектический, сравнительный, метод системного анализа и другие методы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ 5
1.1. Понятие маркетинга территорий 5
1.2. Объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территории 10
1.3. Инструменты маркетинга территорий 17
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ SWOT-АНАЛИЗА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 20
3. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПРОБЛЕМНОЙ ТЕРРИТОРИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на ситуацию в регионе. Это так называемые «возможности» и «угрозы». Матрица корреляционного SWOT-анализа содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от корреляции факторов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы».
При
развитии факторов внешней среды
в благоприятном для края направлении,
оптимальным вариантом
Наихудшей
ситуацией для края является увеличение
зависимости экономики от результатов
деятельности цветной металлургии
при снижении мировых цен на рынке
цветных металлов. Поэтому необходимо
предусмотреть комплекс мер, направленных
на создание условий и стимулирование
диверсификации экономики. Возможности
для этого в крае существуют. Это
не только богатый природно-ресурсный
потенциал, но и научный, технологический
и производственный потенциалы. Их
эффективное комплексное
Оценка возможных угроз развитию Красноярского края была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе.
Сводная матрица
Сильные стороны | Возможности |
|
|
Слабые стороны | Угрозы |
|
|
Анализ матрицы показал, что наибольшее негативное воздействие на социально-экономическое положение края может оказать влияние факторов «Высокая зависимость от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры на рынках сырья» и «Усиление диспропорций в уровне экономического развития территорий края».29
Серьезную угрозу для региона представляет снижение мировых цен на рынке цветных металлов.
Несколько меньший, но с высокой степенью вероятности негативный эффект может быть обусловлен тенденцией роста цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Значительный
негативный эффект при средней вероятности
возникновения оказывают
С учетом значимости и высокой вероятности возникновения данных негативных факторов мероприятия по противодействию данным угрозам положены в основу при формировании стратегии развития края. В отношении угроз, которые не могут быть предотвращены на уровне края, необходима разработка компенсирующих мероприятий.
Матрица негативных факторов развития Красноярского края
Вероятность возникновения | ||||
Возможный негативный эффект | Высокая | Средняя | Низкая | |
Слабый | Усиление диспропорций
в уровне экономического развития территорий
края.
Высокая зависимость экономики от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры на рынке сырья. |
Снижение мировых
цен на рынке цветных металлов.
Увеличение расходов консолидированного бюджета края на содержание северных территорий, |
Снижение инвестиционной
активности.
Утрата интереса со стороны внешних инвесторов, | |
Средний (2) | Рост цен
на продукцию и услуги естественных
монополий,
Усиление дисбаланса профессионально-кадрового состава экономики, трудовых ресурсов. |
Снижение |
Отсутствие
стимулов к предпринимательской деятельности.
Рост износа основных фондов в производственных отраслях | |
Сильный (1) | Обострение
проблемы утилизации и переработки
отходов.
Ухудшение экологической ситуации. |
Увеличение миграционного оттока и естественной убыли населения. | Возможность выхода из строя наиболее изношенных объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. |
Анализ матрицы показал, что наибольшее негативное воздействие на социально-экономическое положение края может оказать влияние факторов «Высокая зависимость от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры на рынках сырья» и «Усиление диспропорций в уровне экономического развития территорий края»30.
Серьезную угрозу для региона представляет снижение мировых цен на рынке цветных металлов.
Несколько меньший, но с высокой степенью вероятности негативный эффект может быть обусловлен тенденцией роста цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Значительный
негативный эффект при средней вероятности
возникновения оказывают
С учетом значимости и высокой вероятности возникновения данных негативных факторов мероприятия по противодействию данным угрозам положены в основу при формировании стратегии развития края. В отношении угроз, которые не могут быть предотвращены на уровне края, необходима разработка компенсирующих мероприятий.
В
первой главе мы рассмотрели основные
теоретические положения
Модель развития экономики кризисных территорий должна включать такие элементы, как инновации, инвестиции, инфраструктура. В последние 3 года инновации рассматриваются как ключевой фактор регионального развития, и в условиях интенсификации конкуренции и глобализации рынков в рамках кризиса. Именно эффективное управление инновациями на уровне регионов невозможно рассматривать в отрыве от теории маркетинга32.
Ключевую
роль маркетинговой деятельности в
аспекте выхода из кризиса регионов
автор видит в повышении
Во
многих странах инновации стали
объектом самостоятельного управления
и важнейшим инструментом развития
территорий. В настоящее время
это становится актуальным и для
российских регионов, ведь на сегодняшний
день нет четкого понимания, с
помощью каких критериев
Маркетинговый подход к управлению регионами – это относительно новая концепция, которая сформировалась на стыке таких дисциплин и научных направлений, как региональная экономика, экономическая география, региональный (страновой) маркетинг и т.д. Ее развитие обусловлено в первую очередь тем, что философия маркетинга и основные его инструменты находят все более активное применение в некоммерческой сфере, в сфере государственного и муниципального управления35. Маркетинговый подход к управлению регионами рассматривается как возможность повышения качества жизни через наиболее полное удовлетворение потребностей субъектов территории, привлечения внутренних и внешних инвестиций, повышения конкурентоспособности и раскрытия потенциала территории. Это позволит вывести кризисную территорию из упадка.
Обобщая
исследования отечественных и зарубежных
специалистов в области регионального
и инновационного маркетинга, основные
положения современной
Важнейшей особенностью деятельности региональных маркетинговых служб в лице государственных органов власти является слабая восприимчивость к нововведениям, инновациям, бюрократизм, что делает маркетинговое управление более консервативным и является одной из причин возникновения кризисных ситуаций37.
Применение
маркетингового инструментария на региональном
уровне предполагает адаптацию основных
методов стратегического и
Предлагаем следующий механизм маркетинга кризисных территорий:
Предложенный
автором механизм лежит в основе
концепции маркетингового управления
инновационным развитием
Таким образом, инновационный маркетинг регионов является будет являться эффективным способом активизации территории по выходу из кризиса.
Маркетинг
всегда нацелен на максимизацию результатов
деятельности в конкретных условиях
внутренней и внешней среды исследуемого
субъекта. Это утверждение относится
и к маркетинговой деятельности
инновационно-ориентированных регионов39.
Для адекватной оценки инновационного
развития таких регионов, а также поиска
путей оптимального использования их
инновационного потенциала автор предлагает
использовать систему маркетинговых индикаторов.
Она включает в себя индикаторы, которые
прямо или косвенно обуславливают маркетинговые
решения в области формирования, использования
и развития инновационного потенциала
(см. таблицу на след. странице).
Данная система построена с учетом двух составляющих их инновационного потенциала: результирующей, отражающей эффективность его использования, и процессной, соответствующей уровню использования инструментов регионального комплекса маркетинга. 40