Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:37, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является разработка концепции маркетинга территории как способа выхода из кризиса региона.
В соответствии с целью работы, автором были поставлены следующие задачи: раскрыть понятия «маркетинг», показать объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территорий, проанализировать инструменты маркетинга территорий; показать работу территориального маркетинга в действии на примере Красноярского края, а также предложить рассмотреть инновационный маркетинг как способ выхода из кризиса проблемной территории.
Методологической основой исследования являлись аналитический, догматический, диалектический, сравнительный, метод системного анализа и другие методы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ 5
1.1. Понятие маркетинга территорий 5
1.2. Объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территории 10
1.3. Инструменты маркетинга территорий 17
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ SWOT-АНАЛИЗА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 20
3. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПРОБЛЕМНОЙ ТЕРРИТОРИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ 5
1.1. Понятие маркетинга территорий 5
1.2. Объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территории 10
1.3. Инструменты маркетинга территорий 17
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ
ПРИМЕР МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ SWOT-АНАЛИЗА КРАСНОЯРСКОГО
3. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПРОБЛЕМНОЙ ТЕРРИТОРИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность темы работы.. В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на увеличивающиеся расходы регионов на маркетинг регионов, исследований в этой области явно недостаточно. Существующая литература по международному бизнесу, экономике и международному маркетингу дает малое представление о продвижении региона специалистам, непосредственно этим занимающимся.
Создание
и осуществление программы
во-первых, потому что далеко не всегда регионы понимают значимость и необходимость системного продвижения положительной информации о регионе с целью создания благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса, – того, что мы называем «информационным маркетингом региона»;
во-вторых, потому что во многих субъектах РФ организации, осуществляющие функции маркетинга региона, как правило, решают эти задачи частично и бессистемно.
Теория вопроса маркетинга региона пока только формируется. В основном в России речь идет в лучшем случае только о маркетинге на территории, а в мире маркетинг территорий давно не новость, причем самых разных уровней управления – сообщества государств, отдельной страны, региона. Если объектом внимания маркетинга на (внутри) территории являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемые в пределах территории, то для маркетинга территории это – сама территория в целом, и он осуществляется как внутри, так и (часто преимущественно) за ее пределами.
Актуальность и необходимость работы над маркетингом регионов вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д.
Основной целью настоящей работы является разработка концепции маркетинга территории как способа выхода из кризиса региона.
В соответствии с целью работы, автором были поставлены следующие задачи: раскрыть понятия «маркетинг», показать объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территорий, проанализировать инструменты маркетинга территорий; показать работу территориального маркетинга в действии на примере Красноярского края, а также предложить рассмотреть инновационный маркетинг как способ выхода из кризиса проблемной территории.
Методологической основой исследования являлись аналитический, догматический, диалектический, сравнительный, метод системного анализа и другие методы
Курсовая
состоит из введения, трех глав, заключения,
а также списка использованных источников.
Объем курсовой работы – 35 страниц.
В настоящее время среди ученых нет единого мнения по поводу определения понятия «маркетинг территорий». Приведем несколько из них.
Так,
одни авторы считают, что маркетинг
территорий – это маркетинг, рассматривающий
в качестве объекта продвижения
территорию в целом, как внутри нее,
так и за ее пределами и нацеленный
на создание, развитие, выделение и
эффективное продвижение и
По мнению других авторов, данное понятия определяется как набор инструментов (схожий с обычным маркетингом, но и имеющий свои собственные): выделение конкурентных преимуществ, выделение специализации, определение социальной среды, комплекс маркетинга, продвижение, налоговые преференции и другое2. По нашему мнению, недостатком последнего определения является то, что понятие «маркетинг территорий» раскрывается через статичный набор инструментов, хотя очевидно, что маркетинг представляет собой процесс – активную деятельность.
Фактически, маркетинг - это сбыт3. Более полно маркетинг определяют как деятельность на рынке, обеспечивающую движение товара от производителя к потребителю. Такая деятельность предполагает предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории, идеи посредством обмена. Кроме того, есть и иные определения4.
Некоторые
рассматривают маркетинг
Вместе
с тем, как справедливо считают
некоторые специалисты, правильнее
было бы понимать под региональным
маркетингом следующее –
Рисунок 1. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда региона6
Таким
образом, если сформулировать авторское
определение, то территориальный маркетинг
– это деятельность, предпринимаемая
с целью создания, поддержания
или изменения отношений и /
Рисунок 2. Информационная структура процесса регионального маркетинга7
Применительно
к стране маркетинг территорий ориентирован
на повышение (поддержание) ее имиджа,
ее конкурентоспособности и
Маркетинг региона имеет свои особенности. Один из его важных инструментов – региональные товары. Они, с одной стороны, приносят доход территории, с другой – продвигают регион на внешних по отношению к нему рынках10. В последние годы наблюдается высокая активность в отношении маркетинга со стороны таких российских регионов, как Приволжский федеральный округ, Северо-Западный регион, Ханты-Мансийский автономный округ, Республики Карелия и Бурятия, Кемеровская, Вологодская, Омская, Астраханская области и др11.
В
маркетинге городов и других более
локальных территорий особую роль играют
жилищно-коммунальные услуги, в значительной
мере определяющие качество и стоимость
жизни. Внедрение маркетингового подхода
к управлению жилищно-коммунальным
хозяйством становится возможным по
мере того, как потребитель получает
возможность выбора количества и
качества оказываемых услуг при
условии соответствующей
В рамках более общего понятия «территориальный маркетинг» могут быть обозначены как маркетинг территорий, так и маркетинг на территории. Маркетинг на территории осуществляется в ее пределах, ориентирован на внутренних субъектов и направлен на становление и развитие на территории цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении территориальных ресурсов, продукции и услуг12. Он должен осуществляться под руководством, при участии и по заказу территориальных органов управления – субъектов Федерации и муниципальных образований. Первостепенными задачами такого маркетинга являются: формирование и развитие некоммерческого маркетинга продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов; содействие развитию территориального рынка коммерческих товаров и его субъектов, маркетингового подхода в их управленческой деятельности; развитие и осуществление маркетинга услуг территориальных органов власти; повышение эффективности рыночного взаимодействия региональных хозяйствующих субъектов с субъектами из других регионов. Успешный маркетинг на территории – важный аргумент для маркетинга территории в целом13.
Объектами маркетинга в государственном управлении могут быть14:
Субъекты маркетинга могут быть внешними для муниципального образования и внутренними. Более продуктивным является подразделение субъектов на ресурсы территории, потребителей, влияющих лиц16. К ресурсам территории относятся рабочая сила, предприятия. Потребители территории более многочисленны и включают в себя:
– туристов;
– иностранную рабочую силу;