Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.
Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы
Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования
ВПк = К * Дф * Ксмф * Пф * СВф
где = К - дополнительное количество оборудование, Дф- количество отработанных дней (фактически), Ксмф -коэффициент сменности, Пф - средняя продолжительность рабочего дня, СВф - выработка.28
Показатели использования труда
Сокращение целодневных простоев оборудования приводит к увеличению среднего количества отработанных дней каждой единицей за год. Этот прирост рассчитывается как:
ВПд = Кв* Дф * Ксмф * Пф * СВф
Д - дополнительное количество рабочих дней,
Кв - возможное количество рабочих дней.
Чтобы подсчитать резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности в результате лучшей организации производства, необходимо воспользоваться следующей формулой :
ВПкcм = Кв * Дв * Ксмф * Пф * СВф
За счет сокращения внутрисменных простоев увеличивается средняя продолжительность смены, а следовательно и выпуск продукции:
ВПп = Кв * Дв * Ксмв * П * СВф
Для определения резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудования, нужно воспользоваться формулой:
ВПсв = Кв * Дв * Ксмв * Пв * СВ29
Итак, подведем некоторый итог. При анализе основных средств на предприятии анализируются наличие, структура, движение основных средств. Основным показателем использования основных средств является фондоотдача. При этом анализе составляется факторная модель и рассчитывается влияние каждого фактора (методами цепных подстановок и абсолютных разниц). Изучается экстенсивная (по времени) и интенсивная (по мощности) загрузка предприятия. Рассчитываются такие показатели, как фондовооруженность, отражающая обеспеченность основными средствами предприятия. Также рассматривается степень использования площадей предприятия. После проведения анализа определяются пути и резервы повышения эффективности использования основных средств.30
Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль - абсолютный показатель эффективности производства на предприятии.
Виды прибыли:
Балансовая прибыль находится по формуле:
ПРрп = Д-Р-НДС-А
где, Д-доход
Вп - выпуск продукции
Цд - договорная цена
Р - расход
А - акцизы
Прибыль от реализации ОФ находится по формуле:
ПР оф = Д оф - Соф * i инф
где, Д оф - сумма от реализации ОФ
С оф - первоначальная балансовая стоимость или остаточная стоимость основных фондов
I инф - индекс инфляции
Прибыль по внереализационным операциям находится по формуле:
ПРвн = Двн - Рвн32
После уплаты всех налогов на предприятии остается чистая прибыль, которой распоряжается само предприятие. Чистая прибыль на предприятии распределяется по следующим фондам:
Кроме прибыли важным показателем на предприятии является рентабельность - относительный показатель эффективности производства.33 В практике планирования и учета применяются 2 вида показателей рентабельности:
1) Рентабельность продукции определяется делением прибыли от реализации продукции на издержки от этой продукции в процентах по формуле:
где, Рпт - рентабельность товарной продукции
2)рентабельность предприятия находится отношением балансовой прибыли на сумму основных и оборотных фондов:
Этот показатель стимулирует повышение эффективности использования производственных фондов предприятия. После расчета себестоимости производится расчет прибыли изделия и уровня рентабельности.
Планирование прибыли является, пожалуй, ключевым моментом при решении вопросов, связанных с планированием объема производства и продаж. Принципиально важное значение здесь имеет понятие "мертвой точки" или "точки рентабельности", - точки, разделяющей зоны прибыли и убытков.
Рис. 3
"Мертвая точка" показывает величину минимального оборота, необходимого для покрытия расходов.
Из графика следует, что для достижения прибыльности (рентабельности) необходимо, чтобы оборот за вычетом переменных издержек превышал постоянные издержки, то есть важным средством достижения рентабельности является минимизация переменных издержек. Этот факт крайне важно учитывать при формировании производственной и сбытовой политики.35
Глава 3 Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятия и общие положения конкуренции
В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.36
Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
1. Появление новых конкурентов.
2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
3. Сила позиции поставщиков.
4. Сила позиции покупателей.
5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли
Барьеры вхождения в отрасль определяется следующими факторами:
Экономией масштаба.
Привычностью марки товара.
3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль
4. Затратами на новые основные фонды.
5. Доступом к системе товародвижения.
6. Доступом к отраслевой системе снабжения.
7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта.
9. Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов.
Для анализа угрозы замены данного продукта новыми продуктами необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, степень предрасположенности потребителя к замене.
Сила позиции поставщиков определяется разнообразием и качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг, наличием возможности смены поставщиков, величиной затрат переключения потребителей на продукцию других поставщиков, величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков.
Сила позиции покупателей определяется возможностью переключиться на использование других продуктов, затратами на переключение, объемом закупаемых продуктов. 38
В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации, согласно одной из концепций, могут быть разделены на четыре группы:
Рыночный лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.
Организация-лидер действует на трех фронтах: расширение рынка; предохранение бизнеса от посягательств конкурентов за счет оборонительных стратегий; увеличение рыночной доли.
Рыночный претендент - организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.), для борьбы с ним использует атаковые стратегии.
Рыночный последователь - организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Он может выбирать стратегию расширения своей деятельности, но не вызывая активного противодействия со стороны конкурентов.
Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны ее клиентов.
Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. 39
Конкуренция среди производителей в отрасли определяется набором факторов, для выявления которых необходим детальный анализ.
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и выделение
приоритетных конкурентов
Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов можно рекомендовать проводить в следующих направлениях:
1. Исследование конкурентоспособности продуктов.
2. Исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности.
3. Изучение конкурентоспособности фирмы в целом.40
3.2.1 Изучение конкурентоспособности продукции
При изучении конкурентоспособности продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение (на основе решетки Келли, факторного анализа или шкалирования).
Для составления полного списка атрибутов может использоваться так называемая решетка Келли. Использование данного метода в ряде случаев дает возможность выделить до нескольких сотен атрибутов. Следующий шаг заключается в ликвидации излишних с помощью экспертов.
В ряде случаев выбор существенных атрибутов осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту, используя, скажем, шкалу Лайкерта. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами, и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.
Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно не требует четкого выявления атрибутов, а определяющее сходство и различие исследуемых товаров по ним в целом. На основе шкалирования строится карта восприятия. 41
При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить в виде таблицы. В качестве оценочных критериев в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:
назначение продукта надежность;
экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
эргономические (удобство и простота в эксплуатации) критерии;
эстетические;
экологические; маркетинг прибыль рентабельность конкурент
безопасности;
патентно-правовые (патентные чистота и защита);
стандартизация и унификация;
технологичность ремонта;
транспортабельность;
вторичное использование или утилизация (уничтожение);
послепродажное обслуживание.
Часто используется оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество - цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на по двум критериям: интегральному показателю качества и цене.
2. Все исследуемые продукты наносят на поле матрицы "качество - цена", используя в случае необходимости в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.
Информация о работе Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей