Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.
Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы
4) Взаимосвязи и взаимодействие элементов.
5) Возможность восприятия в качестве новых элементов новейших достижений НТП.
6) Гибкость.
7) классовый характер.
8) Мощность.
Все особенности производственного потенциала можно классифицировать по признакам: внутренние средства и особенности структуры, качественные характеристики, социально-экономические отличия.
Элементами производственного потенциала можно назвать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитие предприятия. В их число прежде всего входят: рабочая сила, орудия труда, технология. Некоторые исследователи выделяют также материальные ресурсы и информацию. 7
1.3 Система оценочных показателей производственного
потенциала.
Существует несколько систем показателей производственного потенциала. Рассмотрим наиболее распространенную из них, включающую как экспресс-оценку, так и детальный многокритериальный анализ.
При анализе движения составляющих производственного потенциала предприятий рассматривают показатели:
◙ Коэффициент обновления ОФ
◙ Коэффициент выбытия ОФ
◙ Коэффициент прироста ОФ
◙ Коэффициент неравномерности поставок материалов
◙ Коэффициент вариации
◙ Коэффициент выбытия по приему
◙ Коэффициент приема по выбытию
◙ Коэффициент текучести кадров
◙ Коэффициент постоянных кадров
При анализе текущего состояния производственного потенциала предприятия рассматривают показатели:
◙ Коэффициент износа ОФ
◙ Коэффициент годности ОФ
◙ Коэффициент использования наличного, установленного, сданного в эксплуатацию оборудования
◙ Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования
◙ Коэффициенты использования производственных мощностей
◙ Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами, фактический
◙ Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами, плановый
◙ Среднегодовая выработка продукции одним работником
◙ Показатели баланса рабочего времени.
При анализе эффективности использования составляющих производственного потенциала предприятия используют показатели:
◙ Фондоотдача
◙ Фондоемкость
◙ Рентабельность по ОФ
◙ Коэффициент нагрузки оборудования
◙ Коэффициент сменности
◙ Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования
◙ Показатель интегральной нагрузки
◙ Материалоотдача продукции
◙ материалоемкость продукции
◙ Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции
◙ Коэффициент использования материалов
◙ Изменение среднего заработка работающих за период
◙ Изменения среднегодовой выработки
◙ Непроизводительные затраты рабочего времени
◙ Сравнение средних тарифов разрядов работ и рабочих
◙ Экономия (перерасход) фонда заработной платы.8
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций.
Важное место в процессе стратегического анализа занимает особый вид конкурентных преимуществ фирмы - ключевые компетенции. Под ключевыми компетенциями понимают оригинальное, особо эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов которые предприятие использует более умело, нежели его конкуренты.9
В реальной конкурентной борьбе надо всегда учитывать возможность воспроизведения конкурентами любой, самой удачной комбинации ресурсов и обесценивания тем самым ее оригинальности. Поэтому ключевая компетенция стратегически сомнительна, если не может быть сохранена фирмой в долгосрочной перспективе.
Данный подход, основанный на определении возможностей фирмы, приобрел большую значимость в настоящее время в силу быстрого развития некоторых отраслей требующих больших вложений в разработку и усовершенствование продукта. Толчком к развитию концепции ключевых компетенций послужили в основном технические возможности предприятий. Сюда относятся высокоспециализированные машины и оборудование, организационные процессы, банки данных, патенты, лицензии и концессии, а также специальные знания персонала, особые связи с клиентурой, банками, поставщиками и властями, имидж предприятия, репутация его продукции на рынке и в обществе. Особенно сильно недооцениваются "неосязаемые" компетенции, такие, как особо лояльные рыночные отношения, своеобразная фирменная культура, хорошая репутация предприятия, его продукции и персонала.
Необходимо указать также на наличие так называемой метакомпетенции, т.е. способности предприятия к формированию ключевых компетенций. К ней относят взаимодействия социального плана, в частности реакция на критику, способность к обучению, коммуникации и поддержании связей с кругом лиц, заинтересованных в успехе предприятия. 10
Практически любое предприятие имеет возможность разработать свои ключевые комбинации ресурсов. Рыночная система с ее явной ориентацией на конкуренцию ведет к тому, что фирменные преимущества любого вида становятся вызовом для соперников и со временем "разъедаются". Это справедливо и по отношению к ключевым компетенциям, которые в принципе всегда подвержены такой эрозии.
В этом отношении с позиции отдельного предпринимателя следует выделить три категории ключевых компетенций:
Важно выяснить, что представляет собой надежная защита ключевой компетенции. Некоторые авторитетные исследователи считают, что для этого надо обеспечить следующее:
Ключевые компетенции, пребывающие в форме ресурсов и способностей, являются лишь потенциалом успеха. Повлиять на положение предприятия в конкурентной борьбе они могут только в том случае, если будут трансформированы и выражены в конечном продукте и затронут параметры, имеющие решающее значение для покупателя. При разработке фирменной стратегии менеджеры должны определиться каким образом имеющиеся компетенции могут быть защищены, развиты и использованы в рамках фирменной стратегии; может ли фирма на базе имеющихся ресурсов создавать новые, оригинальные комбинации ресурсов, которые в будущем могут быть трансформированы в ключевые компетенции; на какие хозяйственные, отраслевые и конкурентные изменения и в этой связи на какую стратегию должны быть сориентированы ключевые компетенции фирмы.12
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности
хозяйственной деятельности предприятия.
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа.
Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность, характеризущаяся обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.13
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
◙ структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;
◙ эффективности и интенсивности его использования;
◙ платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
◙ запаса его финансовой устойчивости.
Основные задачи финансового анализа:
◙ своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности;
◙ прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности;
◙ разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод. В ходе такого анализа воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1) анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2) анализа финансового состояния;
3) анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.14
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). 15
Предметом анализа хозяйственной деятельности являются хозяйственные процессы и конечные результаты работы предприятия.
Субъектами анализа как непосредственно, так и опосредованно являются заинтересованные пользователи информации (учредители, инвесторы, банки, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.).
Хозяйственная деятельность характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. (Рис. 1)
Рисунок 1. Формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
Условные обозначения:
F - основные производственные средства (фонда);
N - продукция;
l1 - фондоотдача (N/F);
А - амортизация;
l2 - материалоотдача (N/М);
R - производственный персонал;
l3 - производительность труда (N/R);
U - оплата труда персонала;
S - себестоимость продукции;
К - авансированный капитал;
Р - прибыль;
Е - оборотные средства;
С - источники формирования оборотных средств16
От условий производства зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3), и самого живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.
Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельность продукции (блок 8),. Сопоставление объема продукции и величины авансированных основных оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала (блок 9), т.е. фондоотдачу основных производственных функций и оборачиваемость оборотных средств.
От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны и от оборачиваемости оборотных средств - с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия (блок 11). Такова общая принципиальная схема формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.17
2.2 Анализ баланса предприятий
Баланс предприятия - система показателей, характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения.
Бухгалтерский баланс - сводная ведомость отражающая в денежной форме средства предприятия по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования . Состоит из актива и пассива .18
Информация о работе Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей