Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.
Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет»
Экономический факультет
Кафедра маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
Выполнил: студент группы Э-041
Шелковникова А.В.
Научный руководитель: доцент
Поликарпов В.А.
Кемерово, 2006
Содержание:
Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы
Введение
При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.
Для поддержания своего развития и конкурентоспособности руководителям предприятий прежде всего необходимо непрерывно производить анализ собственных средств и перспектив хозяйственной деятельности, что становится возможным благодаря анализу фнинансово-экономической эффективности и оценке производственного потенциала как объективному отражению состояния фирмы и опоре в дальнейшем планировании.
Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Предприятия анализируют свою работу для улучшения показателей своей деятельности. Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности.
Исходными материалами для анализа служат месячные и квартальные планы, суточные и сменные задания.
Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в компании. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках.
Осуществления экономического анализа обуславливает высокую конкурентоспособность предприятия. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов.
Данная курсовая работа посвящена основным направлениям изучения фирмы, методам оценки ее производственного потенциала, анализу экономической эффективности посредством применения показателей использования основных фондов, производственных площадей, внедрения нововведений, прибыли и рентабельности деятельности фирмы. Отдельная глава посвящена анализу конкурентоспособности фирмы, включающему методы классификации конкурентов, оценки продукции и маркетинговой деятельности фирмы в данном контексте, а также концепции одного из самых известных исследователей конкурентоспособности фирмы. Цель курсовой работы - освятить с теоретической точки зрения вышеперечисленные вопросы, чтобы проникнуть в суть исследования фирмы для успешного функционирования последней в качестве малого звена в бесконечной цепи устанавливающихся рыночных отношений в России.
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
1.1 Основные направления изучения фирмы.
Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условии позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Определяются области деятельности и функций, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые нуждаются в улучшении по рыночным показателям. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей.
Анализ возможностей предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:
Производство.
Объем, структура, темпы производства.
Ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента.
Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования.
Наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные мощности. Технологическая новизна.
Местонахождение производства и наличие инфрастуктуры.
Экология производства.
Распределение и сбыт продукции
Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.
Хранение товарных запасов. Уровень запасов, их размещение и скорость обращения. Наличие и емкость складских помещений и хранилищ.
Возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров.
Продажа. По отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.
Организационная структура и менеджмент
Организация и система управления.
Количественный и профессиональный состав работников.
Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда.
Уровень менеджмента.
Фирменная культура.
Маркетинг
Исследования рынка, товара, каналов сбыта.
Стимулирование сбыта и реклама, ценообразование.
Нововведения.
Коммуникационные связи и информация.
Маркетинговый бюджет и его исполнение.
Маркетинговые планы и программы.
Финансы
Финансовая устойчивость и платежеспособность.
Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам).
Собственные и заемные средства и их соотношение.1
Внутрифирменная информация представляется более достоверной, надежной, легко получаемой и поддающейся систематизации. Перечисленные выше показатели в процессе экспертной оценки для наглядности могут быть оформлены в виде таблиц и графиков.
Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:
Кабинетные исследования на основе внутрифирменной информации целесообразно дополнить методом «изучения предприятия со стороны», используя для этого опросы конечных потребителей, торговцев, экспертов и других специалистов. В опросный лист следует включать наиболее значимые для рынка показатели предприятия:
1.2 Понятие и характеристики производственного потенциала.
Слово «потенциал» переводится с латинского как «мощь, сила». Потенциал разделяют на части:
1) Рыночный потенциал - потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию, отношения предприятия с рынком труда и факторами производства.
2) Производственный потенциал - потенциальный объем произведенной продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров.
3) Финансовый потенциал - потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности, эффективности инвестиций).4
Под производственным потенциалом понимается объем работ в приведенных единицах измерения затрат труда (нормо-часы), который может быть выполнен в определенный период времени (например, в течение года) основными производственными рабочими на основе основных производственных фондов при двух-трех сменном режиме работы и оптимальной организации труда и производства.
Система экономических оценок производственного потенциала предприятия включает:
1) Потенциальна годовая производственная мощность предприятия в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции.
2) Потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, услуг, в рублях.
3) Потенциальная величина добавленной стоимости, условно-чистой или конечной продукции, в рублях.
4) Потенциальный чистый годовой доход/объем произведенной чистой продукции.
5) Потенциальная годовая балансовая прибыль от произведенной деятельности при возможных стратегиях предприятия, в рублях.
6) Потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов в рублях.
Таким образом, под производственным потенциалом предприятия следует понимать отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:
1) Интеллектуального капитала предприятия для поиска наиболее передовых форм организации;
2) Имеющейся техники для использования передовых технологий;
3) Материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости.5
Характер этих отношений определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль производственного потенциала заключается в поисках и реализации внутренних источников саморазвития в целях обеспечения стабильности работы предприятия.6
Одним из свойств производственного потенциала должно быть его самовоспроизводство. На практике оно может выражаться в наличии систем ремонта, модернизаций основных фондов, в увеличении структуры комплексных предприятий (включающих непрофильные отрасли), техническом перевооружении и реконструкции производства.
Выделяют несколько особенностей производственного потенциала:
1) Целостность.
2) Сложность.
Информация о работе Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей