Инновации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – как закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, так и овладение практическими навыками анализа.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических аспектов инновационного менеджмента применительно к неплатежеспособному предприятию;
- практический анализ нововведений на неплатежеспособном предприятии.
Объект исследования – неплатежеспособное предприятие, на примере ООО «ПромСтрой +»
Предмет исследования – инновационный менеджмент в условиях неплатежеспособности предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты инновационного менеджмента в условиях кризиса предприятия…………………………………………………………...5
1.1.Роль инноваций в антикризисном управлении…………………………...5
1.2.Разработка антикризисной стратегии организации, как элемент инновационного менеджмента………………………………………………...6
1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии, путем внедрения инноваций……………………………………………………………………….8
1.4.Организация осуществления антикризисной стратегии………………..10
1.5.Сущность инновационного менеджмента……………………………….12
1.6.Формирование и реализация инновационной политики в России…….17
2.Инновационный менеджмент в условиях неплатежеспособного предприятия…………………………………………………………………...23
2.1. Цели инновационного менеджмента на предприятии…………………23
2.2 Общая характеристика ООО « ПромСтрой +»………………………….26
2.3 Нововведения на ООО «ПромСтрой +»…………………………………29
2.4 Планируемые результаты экономической деятельности………………29
Заключение……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………..34
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

инновации в антикризисном управлении.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     В стране снижается инновационный  потенциал промышленности, то есть освоение новой продукции, новых типов машин, оборудования, средств автоматизации. Доля инновационно активных предприятий сократилась в 13-14 раз (с 65г. 70% в конце 80-х годов до 5% в начале 1999 г.). Также неуклонно сокращается количество предприятий, осуществляющих технологические инновации. Только за 1995-1998 гг. спад составил: по промышленности — 10,7%, по машиностроению — 8,2%. Сокращаются затраты на технологические инновации, а также уменьшается число предприятий, приобретающих новые технологии (технические достижения). Низкие инновационные возможности, наряду с сокращением и старением кадрового потенциала, препятствуют техническому перевооружению промышленности. Значительная часть молодых талантливых ученых и выпускников российских вузов эмигрировала за границу. По расчетам С.П. Капицы, только из Физико-технического института в США уехали более 1,5 тыс. выпускников; подготовка одного такого специалиста в США стоит от 1 до 2 млн. долл.; следовательно, только один российский вуз дотировал США, как минимум, на 1,5 млрд. долл.

     Значительные  препятствия для прогрессивного изменения структуры экономики  и развития новых, высокотехнологичных и наукоемких производств создает лоббирование интересов неконкурентоспособных отраслей, таких, например, как металлургическая, где потребность в реформировании сопровождается значительным обострением социальной ситуации. Тем не менее, в России сохраняется значительный интеллектуальный потенциал, который может быть использован для создания новых товаров и формирования особой «рыночной ниши» на мировом рынке.

     В настоящее время важнейший вопрос — сохранение ослабленного за последние  годы и продолжающегося сокращаться научно-технического потенциала. По-прежнему снижается инновационная активность предприятий. Лишь около 5% из них занимаются технологическими инновациями - ведут исследования, разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новое оборудование. Среди этих предприятий всего около 40% машиностроительных. Уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производства даже инновационно активных предприятий. Только каждое двадцатое предприятие может выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка.

     Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не является основным фактором экономического роста. В России, несмотря на многочисленные лозунги, заявления и декларации о необходимости разработки и осуществления инновационной политики как остроактуальной для реформирования российской экономики, концептуального подхода в этой области до сих пор не существует.

     Создание  российской национальной инновационной  системы. Мировой опыт показывает возможность  решения проблем повышения конкурентоспособности  предприятий на мировых рынках через формирование национальных инновационных систем (НИС), обеспечивающих эффективное взаимодействие в треугольнике «наука — бизнес — государство», интегрирующих научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений. Сейчас стало особенно очевидно, что главный итог развития науки и высокотехнологичных отраслей в XX в. — это не только массовые научные открытия и создание новых, перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных). Важнее другое — формирование в экономике системы производства инноваций как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные нововведения. Эффективное функционирование таких систем требует не только наличия сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий.

     Довольно  часто в прессе при анализе развития научного потенциала национальная инновационная система однозначно трактуется как «государственная» инновационная система, что не совсем верно, поскольку государство и частный бизнес имеют в этой области совместные, но различные интересы. Задача государства — создать общую инфраструктуру и стимулировать в промышленности поток нововведений, а промышленные фирмы заинтересованы как в разработке нововведений, так и в их практической коммерческой реализации.

     Сравнительный анализ инновационных процессов, тесно  увязанный с экономическим контекстом и его результатами, на примере разных стран позволяет выявить и общие тенденции, и принципиальные факторы различий в моделях НИС, продемонстрированных мировой практикой. Так, в 80-90-е годы динамичный рост, основанный на развитии науки, образования и передовых наукоемких отраслей, был продемонстрирован новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии. Для них были характерны благоприятный инвестиционный климат, высокие темпы развития науки, а также быстрый рост всех видов образования при широком доступе населения к высшему техническому образованию. Это позволило обеспечить потребности развития экспортно-ориентированных отраслей, производящих технически сложные товары (электронику и автомобили). С другой стороны, в этот же период инфляционный, мало заметный рост был характерен для государств Латинской Америки, не создавших благоприятного инновационного и инвестиционного климата, допустивших деградацию науки и образования.

     Учитывая  сложившееся неблагоприятное положение  с инновациями в стране, основной задачей России является создание национальной инновационной системы, которая позволит реализовать значительный научный и технологический потенциал, но в механизме функционирования которой будет заложена гибкая реакция на долговременные изменения рыночной ситуации (как внутри страны, так и за ее пределами) и способность национальных частных компаний адекватно на них реагировать, изменяя свою собственную политику в области исследований и разработок. Основная цель создания российской инновационной системы может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

     Для эффективной реализации национальной инновационной системы необходима разработка соответствующего законодательства, а также создание соответствующей инфраструктуры. И только в этом случае можно ожидать настоящего инновационного прорыва в российской экономике, который в силу масштабов страны не может не оказать позитивное влияние и на развитие всей мировой экономики.

     Таким образом, формирующаяся Российская инновационная система должна не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе.

     Российская  инновационная система должна, не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Несмотря на то, что до настоящего времени инновационная деятельность еще не стала основой экономического развития страны, за последнее десятилетие созданы реальные предпосылки к переходу на инновационный путь развития. Прежде всего, удалось сохранить научно-технический потенциал, систему образования и часть высокотехнологической промышленности, которые могут составить технологический фундамент инновационной экономики. Наряду с этим отработаны механизмы поддержки малого предпринимательства в наукоемкой сфере, заложена основа инновационной инфраструктуры, разработаны и апробированы механизмы инновационного развития территорий на базе научно-производственных комплексов наукоградов, в основном создана система подготовки кадров для управления инновационными процессами. Исходя из этого, представляется, целесообразной разработка Государственной инновационной политики на скользящей базе на период 5-7 лет. Более длительный период нам представляется нецелесообразным по причине существенных изменений в экономике, науке и технике даже за такие сроки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ  НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1. Цели инновационного  менеджмента на  предприятии.

               Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. Так, на смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. 
             В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и так далее, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента. 
               Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. 
Инновационный менеджмент — это искусство введения новой идеи в процесс производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является четкая организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).

Основные  этапы цикла СОНТ: 
— финансирование; 
— описание идеи ноу-хау; 
— проведение определенной научно-исследовательской работы и выражение изобретения или идеи в натуральной форме; 
— реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов, а также создание действующего макета; 
— опытно-конструкторская работа; 
— опытное производство, т. е. изготовление продукции, выпуск всего комплекта документации, проект условий; 
— освоение промышленного производства; 
— промышленное стабильное производство с решением задач качества, количества сроков поставки и т. п.; 
— реализация продукции; 
— гарантийные обязательства относительно продукции.

     Инновационный менеджмент — это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования социально-экономической системы путем создания (приобретения) и преимущественного использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда. Вследствие растущей системности основных современных преобразовательных новшеств (новая техника и технологии) инновационный менеджмент все более представляет собой менеджмент инновационных цепочек, которые соединяют в неформальное целое многие хозяйственные системы. Необходимо отметить то, что инновационный менеджмент представляет собой менеджмент современной стадии развития цивилизации, постиндустриального общества, для которого характерна самоорганизация ради социального контроля, управления инновациями и изменения человеческого знания в отличие от индустриального, базирующегося на взаимодействии машин и людей для производства продукции. 
Менеджмент хозяйственных систем, переходящих на инновационный тип развития, призван решать ряд задач, зачастую противоречащих одна другой и на первый взгляд взаимоисключающих:

— постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции  и услуг и их диверсификация; 
— обновление и создание производственных систем; 
— наращивание эффективности производственно-сбытовой деятельности, прежде всего повышение производительности труда, творческой отдачи, активности персонала и снижение всех видов издержек; 
— разработка и реализация стратегии и тактики борьбы за лидерство на основе концентраций усилий и ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития техники, технологий, потребностей, ниш и сегментов рынка; 
— подчинение деятельности всех подразделений производительных систем режиму сложного воспроизводственного нововведенческого конвейера; 
— соединение гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с высокой эффективностью, низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства.

     Нововведение  – конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Рассмотрим  инновационную деятельность на неплатежеспособном предприятии на примере предприятия ООО «ПромСтрой +» 

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении