Инновации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – как закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, так и овладение практическими навыками анализа.
Задачи работы:
- рассмотрение теоретических аспектов инновационного менеджмента применительно к неплатежеспособному предприятию;
- практический анализ нововведений на неплатежеспособном предприятии.
Объект исследования – неплатежеспособное предприятие, на примере ООО «ПромСтрой +»
Предмет исследования – инновационный менеджмент в условиях неплатежеспособности предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты инновационного менеджмента в условиях кризиса предприятия…………………………………………………………...5
1.1.Роль инноваций в антикризисном управлении…………………………...5
1.2.Разработка антикризисной стратегии организации, как элемент инновационного менеджмента………………………………………………...6
1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии, путем внедрения инноваций……………………………………………………………………….8
1.4.Организация осуществления антикризисной стратегии………………..10
1.5.Сущность инновационного менеджмента……………………………….12
1.6.Формирование и реализация инновационной политики в России…….17
2.Инновационный менеджмент в условиях неплатежеспособного предприятия…………………………………………………………………...23
2.1. Цели инновационного менеджмента на предприятии…………………23
2.2 Общая характеристика ООО « ПромСтрой +»………………………….26
2.3 Нововведения на ООО «ПромСтрой +»…………………………………29
2.4 Планируемые результаты экономической деятельности………………29
Заключение……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………..34
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

инновации в антикризисном управлении.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ

   Введение…………………………………………………………………….3

   1.Теоретические  аспекты инновационного менеджмента  в условиях кризиса предприятия…………………………………………………………...5

1.1.Роль инноваций  в антикризисном управлении…………………………...5

1.2.Разработка антикризисной стратегии организации, как элемент инновационного менеджмента………………………………………………...6

1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии, путем внедрения инноваций……………………………………………………………………….8

1.4.Организация осуществления антикризисной стратегии………………..10

1.5.Сущность инновационного менеджмента……………………………….12

1.6.Формирование и реализация инновационной политики в России…….17

       2.Инновационный менеджмент в  условиях неплатежеспособного предприятия…………………………………………………………………...23

2.1. Цели инновационного  менеджмента на предприятии…………………23

2.2 Общая характеристика  ООО « ПромСтрой +»………………………….26

2.3 Нововведения  на ООО «ПромСтрой +»…………………………………29

2.4 Планируемые  результаты экономической деятельности………………29

Заключение……………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 

                       
     

   ВВЕДЕНИЕ

     Инновационный менеджмент – одно из направлений  стратегического управления, осуществляемого  на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

   Управление  современными предприятиями осуществляется в условиях высокой нестабильности внешней экономической среды. Вероятность  наступления кризиса существует для любой организации. При этом характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). 

     Инновационный менеджмент имеет огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать.

   В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений инновационного менеджмента, которые акцентируют внимание на тех, или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.

     Некоторые авторы считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал: "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер. Актуальность данной проблемы и определила цель работы.

Цель  работы – как закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, так и овладение практическими навыками анализа.

Задачи  работы:

- рассмотрение  теоретических аспектов инновационного  менеджмента применительно к  неплатежеспособному предприятию;

-  практический  анализ нововведений на неплатежеспособном  предприятии.

Объект  исследования – неплатежеспособное предприятие, на примере ООО «ПромСтрой +»

Предмет исследования – инновационный менеджмент в условиях неплатежеспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПРЕДПРИЯТИЯ 

1.1. Роль инноваций  в антикризисном  управлении.

     Любая социально-экономическая система  достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития.

      Развитие  – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

     Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.

     Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

     Вместе  с тем характер и особенности  развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения.

     Наибольший  вклад в развитие теории инновации  принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

1)     изготовление нового, т.е. еще  неизвестного потребителям;

2)     внедрение нового, т.е. неизвестного  метода (способа) производства;

3)     освоение нового рынка сбыта;

4)     получение нового источника сырья  или полуфабрикатов.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.  

1.2. Разработка антикризисной  стратегии организации,  как элемент инновационного  менеджмента.

     Наиболее  существенным направлением деятельности любого предприятия должна явиться разработка антикризисной стратегии. Любое предприятие – основное звено реализации концепции менеджмента.

     Целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

     Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Процесс создания и освоения новой техники  начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

     Результаты  теоретических исследований проявляются  в научных открытиях, обосновании  новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым  относятся исследования, задачей  которых открытие принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Открывает пути в новые области знания.

     Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР (научно-исследовательских работ). Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

     Этап  опытно-конструкторских и проектно-конструкторских  работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое  проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

     Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов прикладных научно-исследовательских работ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

     Исполнителями работ на предварительном этапе  являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов РАН, государственных  и научно-исследовательских центров (НТЦ). 

1.3. Реализация выбранной антикризисной стратегии, путем внедрения инноваций.

       При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На стратегию предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения, существующие структура и система управления; управленческая культура; навыки и ресурсы.  
           Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды. В случае если предприятие имеет слишком жесткую организационную структуру, она может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач, В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период. 
            Если же предприятие специализируется на создании инновационных технологий, в режиме реального времени, разработке уникальных высокотехнологичных решений и внедрении их в различные сферы жизнедеятельности - компания видит свой путь развития в выходе на позицию инновационного лидера, тем самым, поднимая престиж и укрепляя позиции предприятия на международной арене. Активное взаимодействие с административными органами и аппаратом государственного управления, реализация ряда масштабных проектов на базе инноваций, оригинальные и эффективные презентации и промо-акции в области рекламы. Доверие партнеров, широкий спектр и высокое качество оказываемых услуг, многолетний опыт успешной работы в инновационном сегменте рынка  являются компонентами реализации выбранной бизнес стратегии. 
Направления деятельности

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении