Государственная антикризисная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является развитие научной концепции организационно-экономических проблем деятельности предприятий в кризисных условиях, разработка методов и моделей для анализа тенденций зарождения и развития современного кризиса в сельском хозяйстве страны, систем антикризисных мер на уровне предприятий, отраслей и региона в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
* обосновать методологические основы комплексного развития антикризисной системы в современных условиях;
* выделить общее и различия, оценить уровень и перспективы развития функционирующих элементов антикризисной системы предприятия, региона, страны;
* раскрыть содержание и направления антикризисной деятельности субъекта федерации;
* разработать систему антикризисных мер на уровне субъекта федерации;
* разработать алгоритм решения антикризисных задач для любого вида предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие государственной антикризисной деятельности. Её
функции и задачи ………………………………………………………. 5
1.2. Основные направления государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………. 10
1.3. Показатели оценки эффективности государственной
антикризисной деятельности ……………………………………….... 14
1.4. Пути совершенствования государственной антикризисной
деятельности ………………………………………………………….... 17
Глава 2. Анализ государственной антикризисной деятельности …………...…. 21
2.1. Анализ государственной антикризисной деятельности в области
финансовой политики ……………………………………………….… 21
2.2. Анализ государственной антикризисной деятельности в
социальной сфере …………………………………………………….... 23
Глава 3. Разработка предложений по повышению государственной
антикризисной деятельности ………………………………………………..…… 32
Заключение …………………………………………………………………. 39
Список литературы ………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курс. Гос. антикризисная деятельность.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Для обеспечения защиты трудовых прав граждан  в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

     Особое  внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В  частности, условием выделения государственной  поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

     В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации  центров  социальной  реабилитации для указанной  категории граждан.

     Для обеспечения приоритетного права  российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.17

     Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд.рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

     Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет  ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

     В связи с кризисными процессами в  экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.  

     Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

     Отдельной важной задачей будет обеспечение  занятости выпускников школ, вузов  и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению  бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по  увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

     Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

     В этих целях будет проводиться  мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.18

     Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать  малые предприятия, что будет способствовать   трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

     Предполагается  создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета,  увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

     При этом в первоочередном порядке указанные  субсидии будут предоставляться наиболее нуждающимся субъектам Российской Федерации.

     В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

     В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных производителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.  
 
 

Глава 3. Разработка предложений по повышению  государственной 

антикризисной деятельности 

     Антикризисная программа администрации Владимирской области, озвученная губернатором Вячеславом Позгалевым на расширенном политсовете регионального отделения «Единой России» 31 марта 2009 года, задает вектор развития экономики «Владимирщины» в условиях мирового экономического кризиса. Насколько реальна эта программа? И куда на самом деле направлен этот вектор?

     Губернатор  области обозначил основным направлением антикризисных мероприятий - обеспечение  занятости населения области. Это  вполне кореллирует с позицией федерального центра. В области была утверждена программа содействия занятости населения, причем для синхронизации действий с федеральной властью она была одобрена решением межведомственной рабочей группы Правительства РФ по мониторингу ситуации на рынке труда.19

     Вписывание  региональной программы в федеральную  антикризисную стратегию и риторику позволило уже в феврале 2009 года, после подписания Соглашения с Рострудом, получить первый транш федеральных средств в размере 335,1 млн.руб. В рамках антикризисной программы предусматривается:

     - опережающее профессиональное обучение (как на предприятиях, так и в учебных заведениях) работников порядка 3 тыс.чел., находящихся под риском увольнения, в целях сохранения кадрового потенциала организаций;

     - создание более 22,6 тыс. рабочих  мест в рамках организации  общественных работ;

     - а также создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

     Первые  итоги реализации программы:

     - число вакансий с начала года  увеличилось в 2 раза (на 3,9 тыс.  единиц);

     - 351 человек направлен на опережающее  профессиональное обучение;

     - создано 3,9 тыс.рабочих мест в  рамках организации общественных работ, на которые трудоустроено 973 человека;

     - создано 1403 рабочих места для  граждан, находящихся под риском  увольнения.

     Вместе  с тем, для снижения социальной напряженности  на рынке труда г. Череповца совместно с ЧерМК ОАО «Северсталь» дополнительно открыт Центр общественных работ. В настоящее время с предприятиями заключено 218 договоров на организацию около 4 тыс. рабочих мест. Это важный шаг администрации области, поскольку «Северсталь» не только крупнейший работодатель и налогоплательщик области, но и системообразующий элемент экономики области. Кроме того, именно в Череповце наиболее остро проявилась проблема безработицы.

     Поэтому для поддержки металлургической промышленности и, в первую очередь, градообразующего предприятия ЧерМК ОАО «Северсталь», а также сохранения социальной инфраструктуры отрабатывается процедура передачи на баланс муниципалитета объектов социально-бытового комплекса комбината. Однако надо учитывать, что этот шаг имеет потенциальную опасность разбалансировать бюджет Череповца и в сочетании с падением доходной части (вследствие вполне возможного дальнейшего ухудшения мировой конъюнктуры цен на четные металлы и удобрения) может привести к затруднению выполнения взятых социальных обязательств.

     Далее, с целью обеспечения сбыта продукции химической отрасли области сельскохозяйственным организациям в 2008 году выделены дополнительные субсидии в сумме 164,5 млн. рублей на приобретение минеральных удобрений для посевной 2009 года. Этот шаг по сути означает помощь второй крупнейшей отрасли экономики области. Поддержка химических предприятий Череповца в условиях общего экономического кризиса способствует диверсификации экономики Вологодчины, уходу от ее гипертрофированной зависимости от «Северстали». Полностью слезть со «Стальной» иглы экономика области в ближайшем будущем, конечно, не сможет, но вполне возможно использовать кризисную ситуацию для того, чтобы частично сбалансировать слишком высокое влияние «Северстали» на политику региона.

     Вкупе с федеральными мерами поддержки в регионе сосредоточены усилия, направленные на стабилизацию лесопромышленного комплекса - прорабатывается вопрос о выделении субсидий на компенсацию 1/3 ставки рефинансирования по процентам кредитов, полученных лесопромышленниками для создания межсезонных запасов сырья, топлива и расходных материалов.

     С учетом предложений администрации области приняты необходимые решения на уровне Федерации? отложено до 1 января 2010 года введение 80% вывозных таможенных пошлин на круглые лесоматериалы.

     Здесь областные антикризисные меры полностью синхронизированы с федеральными. Правительством России будет обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; вводится отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии; рассматривается вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов; предусмотрено предоставление субсидий организациям ЛПК на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.20

     Оригинальный  и простой ход предполагает Вологодская  антикризисная программа в сфере  строительства: гражданам, желающим построить жилье на садовом, дачном и огородном земельном участке предоставляется возможность приобретения 200 кубометров древесины по символическим ценам.

     В связи с этим с 1 января 2009 года в  государственные лесничества уже  подано 1023 заявления на выделение древесины для строительства индивидуальных жилых домов. Из которых 564 заявки уже удовлетворены, т.е. заключены договоры купли-продажи с общим объемом 66,77 тыс. куб.м древесины. Социальная значимость этой меры очевидна, плюс она дает возможность дешевого строительства, может способствовать снижению цен на недвижимость. Но так же надо учитывать и оборотную сторону этой медали: рынок строительного леса и пиломатериалов на территории области может рухнуть, не выдержав наплыва «дармового» кругляка.

     Далее, в рамках антикризисного пакета Правительством области подготовлен к реализации проект «1000». Идеология проекта - строительство индивидуальных жилых домов в сельской местности гражданами, уволенными в 2008-2009 годах с работы или досрочно вышедшими на пенсию в связи с сокращением численности работников.

Информация о работе Государственная антикризисная деятельность