Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа
Целью исследования является развитие научной концепции организационно-экономических проблем деятельности предприятий в кризисных условиях, разработка методов и моделей для анализа тенденций зарождения и развития современного кризиса в сельском хозяйстве страны, систем антикризисных мер на уровне предприятий, отраслей и региона в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
* обосновать методологические основы комплексного развития антикризисной системы в современных условиях;
* выделить общее и различия, оценить уровень и перспективы развития функционирующих элементов антикризисной системы предприятия, региона, страны;
* раскрыть содержание и направления антикризисной деятельности субъекта федерации;
* разработать систему антикризисных мер на уровне субъекта федерации;
* разработать алгоритм решения антикризисных задач для любого вида предприятия.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие государственной антикризисной деятельности. Её
функции и задачи ………………………………………………………. 5
1.2. Основные направления государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………. 10
1.3. Показатели оценки эффективности государственной
антикризисной деятельности ……………………………………….... 14
1.4. Пути совершенствования государственной антикризисной
деятельности ………………………………………………………….... 17
Глава 2. Анализ государственной антикризисной деятельности …………...…. 21
2.1. Анализ государственной антикризисной деятельности в области
финансовой политики ……………………………………………….… 21
2.2. Анализ государственной антикризисной деятельности в
социальной сфере …………………………………………………….... 23
Глава 3. Разработка предложений по повышению государственной
антикризисной деятельности ………………………………………………..…… 32
Заключение …………………………………………………………………. 39
Список литературы ………………………………………………………… 41
Можно выделить показатели оценки, которые определяют эффективность антикризисного управления — их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
1.
Профессионализм
В последние годы в России уделяется большое внимание специализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны вывести предприятие из кризиса с наименьшими потерями. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.
Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое внимание уделять развитию их способностей к управлению в критических ситуациях. Антикризисное управление должно быть необходимым элементом любого управления — стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.7
2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки, следует особо выделить в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять организацией в экстремальных ситуациях.
3.
Методология разработки
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего — не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе — позволяет постоянно держать в поле зрении все проявления приближающегося или проходящего кризиса.
5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени.
Корпоративность — это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм. Корпоративность является надежной опорой антикризисного управления. Но она не возникает сама по себе, а является результатом управления и элементом его цели, и, кроме того, средством в механизме управления.8
6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Существует множество оттенков и модификаций лидерства, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.
7.
Особую роль в эффективности
антикризисного управления
8.
Стратегия и качество
9.
Значительным фактором эффективности
антикризисного управления является система
мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет
собой специально организованные действия
по определению вероятности и реальности
наступления кризиса и необходима для
своевременного его обнаружения и распознавания.9
1.4. Пути
совершенствования государственной антикризисной
деятельности
15 этой направленности ничтожно. Динамичное развитие отечественной науки в этом направлении, в том числе ее аграрных отраслей, является ключевым моментом становления государственной антикризисной системы. Совершенствование научной базы, научного обеспечения антикризисной деятельности является одним из путей совершенствования существующей антикризисной системы и самой неотложной мерой по совершенствованию её современного состояния. В основе современной господствующей концепции лежит такое общесистемное понятие как безопасность.
Трактовка понятия «безопасность» как «отсутствие опасности» сводит проблемы безопасности к изучению тех угроз, которые могут негативно сказаться на жизни граждан и работе предприятий, обеспечивающих их жизнедеятельность. По мнению академика РАЕН В.В. Сенчагова, общество имеет дело с несколькими явными типами угроз, к которым он относит: – утерю производственного потенциала из-за высокого из- носа основных фондов. В настоящее время износ оборудования в большинстве отраслей составляет порядка 50 %; утеря производственных фондов в полтора раза превышает ввод их в действие; – внешний долг Российской Федерации, который составляет 150 миллиардов долларов.
В 2001 году подлежало погашению около 14 миллиардов долларов. 2003 год – пик обслуживания внешнего долга. Недостаточно изучен и внутренний долг. Территории берут много заёмных средств; – высокий уровень бедности. Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня составляет более 25 %.
Уровень безработицы составляет 7 – 10 %; – утечка капитала. За границу из страны в настоящее время уходит 25 миллиардов долларов в год; – низкая инвестиционная активность. Впервые в 2000 году был прирост инвестиций, однако в 2001 году инвестиции опять существенно снизились; – низкая конкурентоспособность продукции. После резкой девальвации рубля импорт начал существенно снижаться. Доля импорта в розничном товарообороте снизилась с 48-50 % до 35 % к началу 2000 года.
Эти
понятия имеют несомненную
Таким образом, в плане обеспечения безопасности основное место отводится стратегическому мышлению, которое находит свою реализацию через систему планирования.11
Сама система при этом не меняется. Особого внимания заслуживает установление границ безопасности, устойчивости и конкурентоспособности. Построив элементарную модель на примере единичного отношения между двумя хозяйствующими субъектами, можно открыть связь между конкурентоспособностью, устойчивостью и безопасностью. Таким же образом следует строить всё это по отношению к региону. Если выйти за границы устойчивости системы, если 62 % продовольствия регион получает со стороны, то уже необходимо говорить о том, что этот регион находится за гранью опасности. Если регион получает извне 65 % какого-либо продукта – это уже сильнейшая зависимость. Если страна добывает нефть и более 65 % нефти отправляет за границу, то эта страна становится экспортозависимой.
Появились первые работы учёных-экономистов по диверсификации производства. В них, с одной стороны, осознаётся роль углублённой специализации и привлечения большого капитала, а с другой стороны, когда большой капитал привлечён, следуют рекомендации против углубленной специализации.
Если страна, регион, фирма выпускает 62 % одного продукта, производство может само себя уничтожить. Выпуск разных продуктов обеспечивает другую ситуацию. Пока кризис идёт в одной или нескольких отраслях, в других отраслях кризисные явления могут и не наблюдаться или наблюдаться в ослабленном виде. Когда кризис перейдёт на другие продукты, может закончиться влияние кризисных факторов на производство тех продуктов, которые раньше испытывали кризисные изменения.12
Сам термин «устойчивое развитие» довольно ёмкий, слово «устойчивое» можно понимать как направляемое и как регулируемое. Не просто устойчивое, в смысле стабильное, а как охраняемое именно с точки зрения коррекции и регулирования.
В связи с этим главной научной задачей становится создание конкретных механизмов устойчивого, безопасного и конкурентоспособного развития. Смена одного состояния на другое с этих позиций и есть кризис. Следующее состояние после кризиса – это опять ещё не устойчивое состояние, занимающееся поиском точки равновесия под воздействием некой силы инерции, но это уже вопрос следующего уровня сложности.
Таким образом, устойчивое развитие понимается не как движение в неком коридоре, исключающем отклонение от генерального тренда, а как подготовленная, направляемая и сглаживаемая смена неустойчивых состояний.
Поэтому смена неравновесных, неустойчивых состояний может рас- сматриваться как направляемое развитие. Делая выводы о том, что современная антикризисная система страны уже имеет определённую базу теоретических научных знаний, следует упомянуть следующее: развитие в этих условиях антикризисной науки и совершенствование практики проведения антикризисных мероприятий являются важнейшими направлениями постоянного совершенствования антикризисной системы государства; в России следует пересмотреть нынешние приоритеты и поставить во главу угла не банковские и финансовые достижения, а реальное сельскохозяйственное производство с его конкурентоспособной, высококачественной, экологически чистой продукцией; ввести системы индикаторов конкурентоспособности на региональном уровне, непосредственно оценивающих деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей: отдельно взятого хозяйства, холдинга или агропромышленной корпорации.
Глава 2. Анализ государственной антикризисной деятельности
2.1. Анализ государственной антикризисной деятельности в области
финансовой
политики
В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена, в основном, за счет ресурсов Центрального Банка.13
В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых.
Информация о работе Государственная антикризисная деятельность