Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа
Целью исследования является развитие научной концепции организационно-экономических проблем деятельности предприятий в кризисных условиях, разработка методов и моделей для анализа тенденций зарождения и развития современного кризиса в сельском хозяйстве страны, систем антикризисных мер на уровне предприятий, отраслей и региона в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
* обосновать методологические основы комплексного развития антикризисной системы в современных условиях;
* выделить общее и различия, оценить уровень и перспективы развития функционирующих элементов антикризисной системы предприятия, региона, страны;
* раскрыть содержание и направления антикризисной деятельности субъекта федерации;
* разработать систему антикризисных мер на уровне субъекта федерации;
* разработать алгоритм решения антикризисных задач для любого вида предприятия.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие государственной антикризисной деятельности. Её
функции и задачи ………………………………………………………. 5
1.2. Основные направления государственной антикризисной
деятельности ……………………………………………………………. 10
1.3. Показатели оценки эффективности государственной
антикризисной деятельности ……………………………………….... 14
1.4. Пути совершенствования государственной антикризисной
деятельности ………………………………………………………….... 17
Глава 2. Анализ государственной антикризисной деятельности …………...…. 21
2.1. Анализ государственной антикризисной деятельности в области
финансовой политики ……………………………………………….… 21
2.2. Анализ государственной антикризисной деятельности в
социальной сфере …………………………………………………….... 23
Глава 3. Разработка предложений по повышению государственной
антикризисной деятельности ………………………………………………..…… 32
Заключение …………………………………………………………………. 39
Список литературы ………………………………………………………… 41
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е)
кризисные процессы могут быть до
определенного предела
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы
различны, и управление ими также
может быть различным. Это многообразие
проявляется в системе и
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
Все
это в совокупности должно найти
отражение в стиле управления,
который надо понимать не только как характеристику
деятельности менеджера, но и как обобщенную
характеристику всего управления. Стиль
антикризисного управления должен характеризоваться
профессиональным доверием, целеустремленностью,
исследовательским подходом, самоорганизацией,
принятием ответственности.
1.2. Основные
направления государственной
Антикризисное
управление является составной частью
более широкого понятия «стратегическое
управление». В управлении обычно выделяют
четыре его обобщенные функции - планирование,
организацию, мотивацию и контроль. В каждой
из них, когда речь идет о стратегическом
управлении, в большей или меньшей степени
представлена стратегическая ориентация.
Антикризисное управление - это процесс
разработки и поддержания стратегического
равновесия между целями и возможностями
организации в изменяющихся рыночных
условиях, или в ситуациях кризиса.3
Антикризисное
управление направлено на адаптацию деятельности
организации к постоянно меняющимся условиям
внешней среды и на извлечение выгод из
новых возможностей. Цель антикризисного
управления — отказаться от неперспективных
направлений деятельности и определить
наиболее перспективные направления деятельности
организации, обеспечивающие ее рост и
процветание.
Долгосрочное
планирование и антикризисное управление
Следует
различать антикризисное и
В современных условиях, характеризующихся быстрыми, зачастую непредсказуемыми изменениями среды, более приемлема идеология антикризисного управления, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции. Именно турбулентность, нестабильность и, соответственно, непредсказуемость факторов среды привели к появлению антикризисного управления как инструмента формирования долгосрочных конкурентных преимуществ.
Сравнительные характеристики долгосрочного
и антикризисного управления приведены
ниже:
Характеристика | Долгосрочное | Антикризисное |
Цель | Рассчитать результаты деятельности на долгосрочный период и определить ресурсы | Обеспечить долговременные конкурентные преимущества компании |
Главная задача | Максимизировать прибыль | Компенсация слабых сторон и использование сильных сторон, а так же возможностей во внешней среде. |
Способ достижения | Оптимальное использование ресурсов | Установление соответствия с неопределенной средой |
Отношение к среде | Параметры среды – исходные данные для расчетов эффективности. | Важнейший фактор для выбора стратегии управления |
Критерии краткосрочной среды | Рентабельность | Устойчивость к изменениям |
Отношение у персоналу | Один из ресурсов компании | Важнейший и определяющий ресурс |
Зачем
нужно антикризисное
Экономическая ситуация изменяется с большой скоростью. Если строить деятельность предприятия только на основе оперативного или даже долгосрочного планирования, высок риск оказаться в ситуации, когда предприятие, реагируя на мелкие ежедневные проблемы, не заметит приближения серьезных неприятностей глобального характера.
Тогда ему придется наверстывать упущенное или преодолевать внезапно возникшие проблемы, которые никто заранее не предвидел, ценой гораздо более высоких усилий и издержек. Для того, чтобы не оказаться в таком положении, необходимо, чтобы кто-то на предприятии отслеживал тенденции развития деловой среды, в которой работает предприятие, и степень соответствия внутренних ресурсов предприятия изменениям требований этой среды.
Эта работа не связана с повседневной рутиной и необходимость ее выполнения не всегда очевидна. Для того, чтобы эта работа выполнялась, необходимо, чтобы руководители предприятия понимали ее значимость и сами занимались ею на своем уровне - уровне принятия стратегических решений, т.е. осуществляли стратегическое планирование деятельности предприятия и исходя из этого антикризисное управление.
Анализ стратегической позиции предполагает выделение, анализ и оценку стратегических зон хозяйствования (СЗХ), перспектив их развития. Под СЗХ понимается определенная конкретная сфера деятельности компании, определяемая потребностями рынка, технологией, типом клиента и географическим районом.5
Стратегии антикризисного управления:
1.
Сохранение и упрочнение
2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности.
3. Обеспечение выборочного роста путем:
4.
Крупное инвестирование в
5. Защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой и риск относительно низким.
6.
Ограниченное расширение
7.
Сохранение позиции и
8. Главный акцент на зарабатывание денег путем:
9. Уход с рынка. При этом необходимо:
1.3. Показатели
оценки эффективности
деятельности
Развитие управления всегда должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.6
Антикризисное управление, так же как и любое другое, может быть менее или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
Информация о работе Государственная антикризисная деятельность