Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
Цель работы состоит в объяснении методики и применении факторного анализа на практике через описание места факторного анализа, раскрытии подходов по классификации методов факторного анализа, а также демонстрация факторного анализа на примере реально существующего предприятия. Соответственно, работа состоит из двух частей: в первой раскрываются теоретические моменты, а во второй проводится анализ рентабельности активов компании «ЭнергияКом».
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и сущность факторного анализа в системах управления………………………………………………………………………...5
1.1 Факторный анализ, его виды и задачи………………………………..5
1.2 Классификация и систематизация факторов…………………………9
1.3 Проведение факторного анализа с помощью модели Дюпон……...14
1.4 Детерминированный факторный анализ……………………………19
1.5 Стохастический факторный анализ………………………………….21
Глава 2 Практическое применение факторного анализа в компании «ЭнергияКом».…………………………………………………………………...26
2.1 Факторный анализ рентабельности активов……………………….26
2.3 SWOT-анализ существующей организационной структуры……...35
2.4 STEP- анализ компании ОАО «ЭнергияКом»……………………..37
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………
в) случайность и независимость наблюдений;
г) однородность;
д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
е) наличие специального математического аппарата. [15, С. 90]
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
Глава 2 Практическое применение факторного анализа в компании «ЭнергияКом»
2.1 Факторный анализ рентабельности активов
Эффективность работы корпорации по экономическому содержанию соответствует рентабельности консолидированных активов корпорации. Поскольку сумма всех активов корпорации равна валюте баланса, то формулу рентабельности активов можно представить в виде формулы общей рентабельности:
где
– общая рентабельность корпорации;
– чистая прибыль корпорации за анализируемый период;
– всего активов или валюта баланса.
Рассчитав рентабельность активов корпорации за исследуемый период, можно выяснить размер отдачи, которую получила фирма на каждый вложенный рубль.
Анализ рентабельности и выявление степени влияния различных факторов на итоговую рентабельность можно вычислить с помощью мультипликативной модели рентабельности.
В модель должны корректно войти различные факторы, влияющие на итоговый показатель рентабельности. Мультипликативную модель рентабельности активов можно представить в следующем виде (Таблица 1):
,
где
- выручка от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость);
- текущие активы корпорации;
- собственный капитал корпорации;
ВА - всего активов или валюта баланса;
Факторы:
ПП = П / ВР - прибыльность продаж (показывает сколько рублей чистой прибыли получено с каждого рубля реализации);
Оа = ВР / ТА - оборачиваемость активов (показывает количество оборотов всего оборотного капитала за анализируемый период);
Км = ТА / СК - коэффициент маневренности в одной из своих модификаций (показывает долю собственного капитала в финансировании оборотного капитала);
Коп = СК / ВА - коэффициент общей платежеспособности (показывает долю собственного капитала в имуществе корпорации).
Выбор именно этих факторов обусловлен двумя причинами:
Таблица 1
Мультипликативная модель рентабельности активов
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||
Выручка от реализации |
ВР |
38615839 |
52595908 |
51665267 |
34464407 |
31326485 |
Текущие активы |
ТА |
75956135 |
49827927 |
62426173 |
75568021 |
90369386 |
Собственный капитал |
СК |
241017553 |
270937205 |
293148175 |
313519049 |
318338579 |
Всего активов |
ВА |
326939980 |
341161505 |
322021091 |
338116549 |
332001234 |
Рисунок 2 – Выручка от реализации
Из графика виден рост выручки в 2001 году и стабильное ее сокращение в 2002 и последующих годах.
Рисунок 3- Текущие активы
Однако, величина текущих активов компании уверенно растет.
Рисунок 4 – Собственный капитал
Данный график отражает уверенный и стабильный рост собственного капитала компании.
Рисунок 5 – Всего активов
По сравнению с представленными ранее показателями, суммарная величина активов (валюта баланса) не имеет какого-либо тренда и ведет себя хаотично во времени.
Рисунок 6 – Чистая прибыль
Проанализировав данный график, можно сделать вывод, что с 2001 года у организации наблюдается тенденция к сокращению чистой прибыли.
Ниже произведен расчет предложенных показателей или факторов мультипликативной модели рентабельности активов (Таблица 2). Графически их динамика отображена на диаграмме.
Таблица 2
Факторы мультипликативной модели рентабельности активов
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
ПП |
0,338085 |
0,597735 |
0,593768 |
0,705737 |
0,621308 |
Оа |
0,503889 |
1,055595 |
0,87623 |
0,456540 |
0,364671 |
Км |
0,31145 |
0,183129 |
0,219525 |
0,241810 |
0,288632 |
Коп |
0,737930 |
0,790934 |
0,910431 |
0,943476 |
0,958118 |
Рисунок 7 - Динамика относительных показателей
Из диаграммы следует, что динамика у выбранных факторов является разнонаправленной. По этому графику можно уже делать предварительные выводы о влиянии факторов на рентабельность активов.
Формальный факторный анализ с использованием метода цепных подстановок дает следующие результаты (Таблица 3):
Таблица 3
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||
Влияние |
ПП |
0,0531 |
-0,0002 |
0,0127 |
-0,0608 |
Влияние |
Оа |
0,0670 |
-0,0919 |
-0,0075 |
-0,0513 |
Влияние |
Км |
-0,0106 |
0,0141 |
0,0028 |
0,0068 |
Влияние |
Коп |
0,0606 |
0,0212 |
0,0901 |
0,0501 |
Суммарное изменение |
0,0503 |
0,0063 |
-0,0423 |
-0,0381 |
Рисунок 8 – Факторный анализ рентабельности активов
В качестве вывода можно отметить, что в 2002 году в деятельности компании, стратегии ее развития произошли серьезные изменения. Эти изменения отразились на рентабельности активов таким образом, что некоторые факторы изменили направление своего влияния: это коэффициенты маневренности и оборачиваемости активов.
Видоизменив формулу, можно выяснить степень влияния изменения других факторов на изменение рентабельности активов (Таблица 4)
где показатели:
РР - результат от реализации;
ЗПРП - затраты на производство реализованной продукции;
ТА - текущие активы корпорации;
ВА - всего активов или валюта баланса;
Факторы:
- коэффициент использования прибыли (показывает какая часть дохода от реализации может быть пущена на выплату дивидендов и на пополнение фондов накопления);
- рентабельность реализованной продукции (показывает сумму дохода на каждый рубль, вложенный в производство реализованной продукции);
- количество оборотов текущих активов в процессе производства реализованной продукции;
- структура активов корпорации (показывает какаю часть активов корпорации составляют оборотные средства).
Таблица 4
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
0,330858 |
0,597753 |
0,597863 |
0,703775 |
0,623801 | |
3,838875 |
3,106303 |
2,999816 |
5,63076 |
12,76404 | |
0,137624 |
0,301674 |
0,276426 |
0,080179 |
0,02172 | |
0,232872 |
0,144360 |
0,193685 |
0,225262 |
0,27172 |
Рисунок 9 – Факторный анализ рентабельности активов
Отсюда следует вывод, что полученные результаты по данной модели абсолютно не противоречат предыдущей, лишь дополняют ее. Обе модели успешно раскладывают изменение рентабельности активов на факторы, что позволяет наглядно увидеть причины произошедших изменений (Рисунок 10).
Рисунок 10
Для раскрытия относительно сильных и слабых сторон предприятия составим матрицу первичного стратегического анализа или SWOT-анализ. С его помощью можно выявить и структурировать не только сильные и слабые стороны организации, но и ее потенциальные возможности и угрозы.
SWOT-анализ расшифровывается как:
Применение SWOT-анализа позволит сгруппировать всю информацию, имеющуюся в наличии, и выяснив состояние организации, принимать обдуманные решения, касающиеся развития бизнеса.
Таблица 5
Матрица SWOT-анализ
Внешняя среда
Внутренняя среда |
Возможности: |
Угрозы: |
1)Рост отрасли; 2)Рост спроса; 3) Появление новых технологий; 4)снижение издержек и улучшение качества за счет автоматизации и механизации производства; 5)разработка и продвижение
новых товаров и 6)выход на новые рынки или сегменты рынка; 7)сокращение некоторых
видов расходов за счет |
1)Рост темпов инфляции; 2)Ужесточение 3)Изменение уровня цен; 4) Появление новых фирм на рынке 5) отраслевые риски: риск цен на сырье (зерно), на хлеб и хлебобулочные изделия; 6)качество основного сырья; 7)возможность появления новых конкурентов;
| |
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
1)Высококвалифицированный персонал; 2) Высокое качество производимой продукции; 3)положительный имидж предприятия; 4)наличие собственной сбытовой сети; 5) совершенствование в сфере инноваций.
|
1)выход на новые рынки,
увеличение ассортимента 2)достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; 3) государственная политика и поддержка инновационной деятельности. |
1)усиление конкуренции,
инфляция и рост налогов, 2) Появление
новых конкурентов и потери
ведущих специалистов понизят
конкурентоспособность |
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
1) Недостаточно развита рекламная политика; 2)Отсутствие информационного отдела, для систематизации данных клиента; 3) Отсутствие гибкой системы вознаграждения персонала; 5)низкая заинтересованность
рядовых сотрудников в 6)сезонная текучесть кадров; |
1)возможны затруднения при выходе на новые рынки; 2)недостаточный контроль может привести к снижению качества продукции; 3) возможна потеря ведущих специалистов. |
1)возможное ухудшение конкурентной позиции; 2) отсутствие информационного отдела тормозит работу фирмы, тем самым создается угроза потери клиентов. 3) обострение ценовой
конкуренции за счёт 4) низкая заинтересованность
рядовых сотрудников в |