Дифференциация доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Содержание

I. Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов………3
II. Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов……………………………………………………………………………..4
III. Способы изменения дифференциации доходов………………………………10
Исходные положения концепции реформы распределения…………………12
.Тенденции и направления рыночной трансформации механизма
распределения доходов в РФ………………………………………………….15
IV. Дифференциация доходов и проблема бедности
в современной России……………………………………………………………18
4.1. Причины неравенства доходов……………………………………………….23
4.2. Динамика доходов и их дифференциация……………………………………24
4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная
дифференциация…………………………………………………………………..29
Доходы населения………………………………………………………………31
V. Система социальной защиты в России и проблемы
ее реформирования………………………………………………………………..36
Система социальной защиты и ее развитие……………………………………36
Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в
постсоветский период………………………………………………………….37
Проблемы реформирования системы социальной защиты………………….43
Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов………………..48
VI. Дифференциация доходов в других странах………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………67
Литература………………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

дифференциация доходов.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

    Малоимущие  семьи и малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины   прожиточного   минимума,   установленного   в   соответствующем

субъекте   Российской   Федерации,    имеют   право   на   государственную социальную помощь.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В целях реализации части третьей статьи 5 данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

    В регионах приняты и принимаются  законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам оказания государственной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством с учетом своих финансово-экономических возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, предоставление услуг и др.).

    Одной из основных проблем реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" является недостаток средств в бюджетах Российской Федерации и местных бюджетах. Поэтому такая помощь не может быть оказана всем малоимущим гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение их доходов до величины прожиточного минимума.

    Сдерживающими факторами являются также отсутствие четкого распределения полномочий между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях в вопросах оказания социальной помощи, а также сохранение действующей системы многочисленных льгот различным категориям населения, предоставляемых без учета нуждаемости. Работа по этим направлениям будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации.

    Программой  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) предусматривается внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также принятие иных нормативных правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной социальной помощи получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.

        В области упорядочения социальных выплат и  льгот

    Согласно  абзацу седьмому части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 39-ФЗ) гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР", предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    Вместе  с тем, согласно подпункту 16 пункта 1 Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" № 20 "Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году" с 1 января по 31 декабря 2003 года из-за отсутствия финансовых средств приостановлено действие абзаца седьмого части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".

    В настоящее время статьей 88 проекта  федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено утвердить в составе раздела "Здравоохранение и физическая культура функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предельный объем средств, направляемых на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", в сумме 1 110,5 млн. рублей.

    Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Исходя  из нормы, содержащейся в статье 88 вышеназванного законопроекта, Минздравом России, Минтрудом России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

    Пунктом 4 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002, утвержденного распоряжением Правительства Российской от 20 августа 2002 года № 1147-р, и пунктом 19 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2002 года № 314-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации 20 августа 2002 г. № 1148-р), Минтруду России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России, Минобороны России и МВД России поручалось разработать проект федерального закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной  принадлежности"  вместо ранее разработанного  проекта

федерального   закона   "Об   адресной   компенсации   оплаты   за   проезд отдельным категориям граждан".

    Такой законопроект разработан Минтрудом  России совместно с Минэкономразвития России, Минтрансом России, а также МПС России и 27 декабря 2002 года за № 2549-Пр направлен в Правительство Российской Федерации.

    В проекте закона предусматривается, что право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов должно реализовываться на основании проездных документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов и быть связано с их профессиональной деятельностью.

    Минтруду  России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России, и другими  заинтересованными министерствами и ведомствами поручено проработать вопрос о возможности поэтапного перехода к реализации права бесплатного проезда на основании проездных документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов (первоначально для одной - двух категорий лиц, пользующихся льготами по профессиональной принадлежности, начиная с 2004 г.

    Рассматривается вопрос о возможном переводе с 2005 г. права бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в единую форму их денежного довольствия.

        В области предоставления государственных гарантий и компенсацией северянам

    Дальнейшая  работа по совершенствованию системы  государственных гарантий и компенсаций, а также районного регулирования оплаты труда будет осуществляться в соответствии Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), а также на основе принятия новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями.

    Для осуществления дифференцированного  подхода к предоставлению государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в северных регионах, большое значение имеет научно-обоснованное районирование территории Севера Российской Федерации по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населения.

    В настоящее время Минэконоразвития России при участии заинтересованных министерств и ведомств ведется работа по подготовке нового районирования Севера Российской Федерации. Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта нового федерального закона об основах   государственной   политики   Российской   Федерации   в   Арктике,

предусматривающего  формирование основ районирования  Севера России, предусмотрены пунктом 120 Плана мероприятий Правительства  Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 878 (срок 2003-2004 гг.).

    На  втором заседании Совета по проблемам  Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации, которое состоялось в г. Якутске 8 июля 2003 г. был заслушан доклад Минэкономразвития России о концепции районирования Севера Российской Федерации по условиям дискомфортности жизнедеятельности населения с целью компенсации повышенной стоимости жизни.

    В соответствии протоколом заседания  вышеназванного Совета создана рабочая группа с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзных и научных организаций, которая в срок до 1 января 2004 г. должна уточнить критерии и доработать методику районирования Севера.

    Разработка  и принятие нового районирования  территории Севера позволит более детально классифицировать северные территории, и в дальнейшем осуществлять дифференцированный подход при предоставлении государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим на Севере, основными из которых являются районные коэффициенты и процентные надбавки.

    Совершенствование механизма предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается осуществлять путем реализации норм Трудового кодекса, которая предполагает принятие новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

    В частности по главе 50 Трудового кодекса  предусматривается разработка двух федеральных законов:

    О размере районного коэффициента к заработной плате и порядке  его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (к статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации);

    О размере процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях и порядке ее выплаты (к статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

    

VI. Дифференциация доходов в других странах 

Порядок распределения доходов, установленный Минфином Белоруссии

Министерство  финансов Белоруссии установило порядок  распределения налогов, уплачиваемых юридическими лицами и гражданами в 2002 году, между республиканским бюджетом и бюджетами областей, сообщили в правительстве. 
В соответствии с постановлением Минфина №20, при распределении налога на добавленную стоимость на товары, производимые в Белоруссии, в бюджет Брестской области направляется 66% от общего размера поступлений, Витебской - 47%, Гомельской - 42%, Гродненской - 58%, Минской - 56%, Могилевской - 91%, г.Минск - 25%. Остальная часть собираемого НДС направляется в республиканский бюджет. 
При распределении налогов на доходы и прибыль юридических лиц в бюджет Брестской области направляется 60% поступлений, Витебской - 44%, Гомельской - 51,3%, Гродненской - 43%, Минской - 61,2%, Могилевской - 100%, г.Минск - 25,9%. 
Все местные бюджеты получают 40% от акцизов по спирту из пищевого сырья, водке, ликеро-водочным изделиям и спиртосодержащим растворам, кроме взимаемых при ввозе на таможенную территорию Белоруссии. 
Кроме того, в 2002 году в местные бюджеты полностью поступает подоходный налог с физических лиц; плата за древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню; плата за пользование лесами; налог на недвижимость; земельный налог; налог на добываемые из природной среды ресурсы; экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов; налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства; средства от реализации бесхозяйного имущества и кладов; акцизы по вину и пиву, кроме ввозных; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; налог на игорный бизнес; плата, получаемая местными исполнительными и распорядительными органами за использование мест размещения наружной рекламы, а также устанавливаемые в областях местные налоги и сборы. 
Возврат платежей, неправильно или излишне поступивших в республиканский бюджет, а также их зачет в счет уплаты других платежей осуществляются органами взыскания. 
Также постановлением устанавливается порядок распределения доходов между республиканскими, местными и районными целевыми бюджетными фондами.
 

Информация о работе Дифференциация доходов