Дифференциация доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Содержание

I. Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов………3
II. Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов……………………………………………………………………………..4
III. Способы изменения дифференциации доходов………………………………10
Исходные положения концепции реформы распределения…………………12
.Тенденции и направления рыночной трансформации механизма
распределения доходов в РФ………………………………………………….15
IV. Дифференциация доходов и проблема бедности
в современной России……………………………………………………………18
4.1. Причины неравенства доходов……………………………………………….23
4.2. Динамика доходов и их дифференциация……………………………………24
4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная
дифференциация…………………………………………………………………..29
Доходы населения………………………………………………………………31
V. Система социальной защиты в России и проблемы
ее реформирования………………………………………………………………..36
Система социальной защиты и ее развитие……………………………………36
Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в
постсоветский период………………………………………………………….37
Проблемы реформирования системы социальной защиты………………….43
Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов………………..48
VI. Дифференциация доходов в других странах………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………67
Литература………………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

дифференциация доходов.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

     На  повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно к 2003 году порядка 90,2 млрд. рублей.

     Однако  в Фонде софинансирования социальных расходов федерального бюджета  на  2004   год,   через   который   в   предыдущие   годы   выделялась

финансовая   помощь   субъектам   Российской   Федерации   на   повышение  заработной      платы      работникам      организаций      бюджетной      сферы, соответствующие средства не предусмотрены.

    В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в 2004 году 19,1%.

    Предполагается, что реализация данных бюджетных  проектировок позволит компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не произойдет. Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в уровнях заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата работников образования, здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в промышленности и сохранит свою крайне низкую покупательную способность.

     Более того, в проекте федерального бюджета  на 2004 г. не предусмотрен очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума.

     В этой связи важно отметить следующие  принципиальные моменты. Размеры заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество доступной медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной политики государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы воспроизводства населения: простого, суженного или расширенного.

     При этом определяющее значение для формирования бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это связано с тем, что заработная плата является базой исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и Фонд социального страхования.

     В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в доходах населения), динамика роста и показатели распределения по группам населения позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий и пособий, виды и объемы медицинской помощи.

     Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил около 10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими темпами доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно только пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности бедная часть населения, доходы которого ниже прожиточного   минимума,   а   также   нуждающиеся   группы   с   доходами,

незначительно превышающими прожиточный минимум.

     С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан рост средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной части населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц. Поэтому для группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора-два раза меньше средних по стране (а они составляют большую часть населения) размеры пенсий и пособий, которые находятся в зависимости от заработной платы и частично ее замещают, также будут ниже уровня прожиточного минимума или незначительно его превышать. Это является основной причиной консервации замкнутого круга проблем: низкая заработная плата может воспроизвести только низкие по размеру пенсии и пособия.

     Особенно  обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий в региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела доходы ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах Федерации доля только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50% (см. таблицу 1).

     При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких трудоспособных граждан, которые ранее (в дореформенный период) не относились к малообеспеченным группам населения.

     Следует отметить и низкий средний уровень  доходов населения. Так, по оценкам специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила примерно 2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только физиологическому прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает финансовые возможности бюджетов всех уровней, так как за счет населения формируется около 70% всех налоговых поступлений.

     Принципиально важным вопросом, который требует  своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования.

     Практика  развитых стран использует несколько  моделей распределительной политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это соотношение следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой без налогов заработной платы, выплачиваемой работникам, составляет 22-30% ВВП), а 20-30% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (что составляет от 18 до 34% ВВП).

 

     

Таблица 1

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по регионам (2003г.; в процентах от общей численности населения в каждом субъекте РФ, по данным Госкомстата России) 

                 I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше):
Тюменская область  16,1 Карелия 20
в том числе:   Москва 21
Ханты-Мансийский а.о. 11,8 Санкт-Петербург 21,1
Ямало-Ненецкий а.о. 7,6    
Российская  Федерация (в целом) 25,0
II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних показателей по России):
Ярославская область 21,4 Татарстан 24,0
Республика  Коми 21,5 Пермская область 24,1
Тульская  область 22,1 Омская  область 24,3
Нижегородская область 22,9 Мурманская  область 24,5
Башкирия 23,1 Свердловская  область 24,9
Томская область      23,3 Северная  Осетия - Алания 24,9
Кемеровская область 23,5 Белгородская  область 25,0
Саха (Якутия) 23,8    
Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности):
Республика  Марий Эл 54,7 Коми-Пермяцкий  а.о. 70,4
Читинская область 57,3 Агинский-Бурятский  а.о. 74,5
Республика  Калмыкия 57,4 Усть-Ордынский  Бурятский а.о. 82,7
Ивановская  область 67,4 Ингушская Республика 87,6
Эвенкийский а.о. 67,8    

 

     V. Социальная политика государства. 5.1.Система социальной защиты и ее развитие

    Государственные   программы   стабилизации   доходов   имеют   место   в различных странах. Но порядок их формирования различен.

     Одна  часть средств таких программ формируется через государственный  бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий).

     Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

     Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

     Первое  направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

     Второе  направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

     Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать

медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

     Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной

          5.2. Цель стабилизационной  политики - "средний  класс". Его развитие  в постсоветский  период.

    Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего "среднего класса" как приспособления общества - большинства населения - к рыночным условиям.

    Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

    Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем  классе. Так, нередко звучит мысль  о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные "элементы". Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).

    Однако  делать однозначные выводы о наличии  среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы    контроля,    типа    "народного    контроля".    К   тому    же    система

Информация о работе Дифференциация доходов