Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:08, реферат
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
I. Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов………3
II. Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов……………………………………………………………………………..4
III. Способы изменения дифференциации доходов………………………………10
Исходные положения концепции реформы распределения…………………12
.Тенденции и направления рыночной трансформации механизма
распределения доходов в РФ………………………………………………….15
IV. Дифференциация доходов и проблема бедности
в современной России……………………………………………………………18
4.1. Причины неравенства доходов……………………………………………….23
4.2. Динамика доходов и их дифференциация……………………………………24
4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная
дифференциация…………………………………………………………………..29
Доходы населения………………………………………………………………31
V. Система социальной защиты в России и проблемы
ее реформирования………………………………………………………………..36
Система социальной защиты и ее развитие……………………………………36
Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в
постсоветский период………………………………………………………….37
Проблемы реформирования системы социальной защиты………………….43
Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов………………..48
VI. Дифференциация доходов в других странах………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………67
Литература………………………………………………………………………….70
Рыночный механизм в качестве регулятора распределения продукции в сфере
производства и вне её в политэкономии характеризуется так называемым “законом стоимости”, согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения “трудозатрат” во многих видах деятельности “закон стоимости” оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению “трудозатратами”. Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так
называемый “закон стоимости” регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей.
Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного
предпринимательства в условиях действия основного экономического закона
капитализма
— “больше прибыли прямо
механизм распределения доходов состоит из трех блоков.
Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.
Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.
Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.
Особенности
распределения в переходной экономике
определяет третий блок распределительных
механизмов в силу его высокой
“эффективности”. Это обусловлено
существенными
алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов.
III. Способы изменения дифференциации доходов
К числу особенностей распределения в переходной экономике относятся следующие процессы:
- осуществляется
переход от уравнительного монораспределения
по труду к
многообразию форм и способов распределения
доходов.
В целом можно выделить следующие способы распределения:
В процессе распределения формируются персональные доходы населения:
- реальный
доход - количество товаров, которые можно
приобрести на
располагаемый доход.
Структура номинальных доходов:
- доходы
от собственности, земли,
предпринимательской деятельности
(45,9%);
- доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);
Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда. С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности.
Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12;50]:
В составе заработной платы около 17-30 % [7; 116] занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу)
- фонды экономического стимулирования (премии).
Значительную долю доходов (по оценкам, 60-170 млрд. руб.1[6], по официальной статистике - 99,8 млрд. руб. [12;50]) население получало через занятость в неофициальной (теневой экономике), в которой было занято около 30 млн. чел.
Работники партийно-государственного аппарата и руководители предприятий (5,9 млн. чел. с членами семей) получали доходы по труду, по привилегиям и криминогенным формам.
Заключенные, бомжи (1 млн. чел., в 1937 г. 10-13 млн. чел. было в ГУЛаге [8; 13]) выпадают из отношений распределения.
Шабашники (временные строители, 6 млн. чел.) участвовали в распределении доходов через распределение по труду, криминогенные формы, приписки.
Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения:
- криминогенные формы.
Способ
распределения определяется способом
участия в производстве, а он зависит
от отношения к средствам
Результат 70-летнего действия распределения по труду, призванного преодолеть присущую буржуазному обществу глубокую социальную дифференциацию:
3.1. Исходные положения концепции реформы распределения
Концепция
реформы распределения
3) генетической
основой мотивации активного экономического
поведения
является диалектика труда и собственности;
4) абстрактно-всеобщими
направлениями реформирования
системы
распределения в обществах современной
цивилизации являются обособление
хозяйствования и индивидуализации присвоения.
В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.
Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов [9; 138].
Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.