Дифференциация доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Содержание

I. Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов………3
II. Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов……………………………………………………………………………..4
III. Способы изменения дифференциации доходов………………………………10
Исходные положения концепции реформы распределения…………………12
.Тенденции и направления рыночной трансформации механизма
распределения доходов в РФ………………………………………………….15
IV. Дифференциация доходов и проблема бедности
в современной России……………………………………………………………18
4.1. Причины неравенства доходов……………………………………………….23
4.2. Динамика доходов и их дифференциация……………………………………24
4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная
дифференциация…………………………………………………………………..29
Доходы населения………………………………………………………………31
V. Система социальной защиты в России и проблемы
ее реформирования………………………………………………………………..36
Система социальной защиты и ее развитие……………………………………36
Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в
постсоветский период………………………………………………………….37
Проблемы реформирования системы социальной защиты………………….43
Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов………………..48
VI. Дифференциация доходов в других странах………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………67
Литература………………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

дифференциация доходов.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

    Сочетание категорийного подхода и расчетного дохода (апробирована в Воронежской  области). В числе основных условий предоставления помощи -наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких групп).

    Возможно  использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.

    При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

    Вместе  с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления

    Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

    Отсутствие  четкого разграничения предметов  ведения и полномочий между     федеральными     органами     государственной     власти,     органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.

    Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут  быть выделены в регионах на эти  дели.

    Сохранение  действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.

    Система социальных льгот также должна быть реформирована.

    В настоящее время суммарный годовой  объем социальных обязательств государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

    Льготы, установленные для различных  категорий работающих граждан (в  частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), могут быть переведены в форму денежных выплат.

    При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления социальных льгот будут учитываться категории  граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные органы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

    В рамках проведения преобразований в  сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, предполагается реализация следующих программных мероприятий:

    -отказ  от бюджетного дотирования предприятий  жилищно-коммунального хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (дотации, субсидии);

    -пересмотр  и упорядочение действующей системы  категориальных льгот, замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами государственной поддержки;

    -полное  покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их снижение;

    -ликвидация  системы перекрестного субсидирования  тарифов на коммунальные услуги.

    В основу стратегии, направленной на совершенствование  мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи. 
 
 
 
 
 
 

    Основными директивными актами, определяющими эту  стратегию являются:

    -Федеральная   целевая   программа   «Жилище»   на   2002-2010   годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;

    -Подпрограмма  «Реформирование и модернизация  жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.

    Исходя  из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер  социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:

    -усиление  адресности социальной поддержки  населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);

    -повышение  защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);

    -перевод  в денежную форму натуральных  льгот (для военнослужащих и  сотрудников правоохранительных  органов - отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);

    -приведение  социальных обязательств государства  в соответствие с его ресурсами;

    -сокращение  бюджетных субсидий производителям  товаров и услуг;

    -упразднение  социально неоправданных льгот.

    В последние два года приняты федеральные законы, направленные на упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установления с 1 июля 2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту , не ниже должностных окладов соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза.

    6 мая 2003 года №52-ФЗ принят Федеральный  закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из главных целей этого законопроекта является четкое определение источников предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно этому закону, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Изменен

также  порядок. предоставления  льгот  по  оплате  жилья  членами  семьи ветеранов     труда     -    теперь     такие     льготы     будут     устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

    5.4. Работа по развитию  нормативно - правовой  базы в области  доходов населения и реализации принятых федеральных законов

    В области актуализации потребительской корзины

    В настоящее время реальным инструментом социальной политики является прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

    В этой связи особую важность приобретает  работа по актуализации потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

    Актуализация  потребительской корзины обусловлена  фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.

    Минтруд России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" по уточнению отдельных положений потребительской корзины в целом по Российской Федерации по основным социально-демографическим группам населения.

    При уточнении минимального набора продуктов  питания увеличены нормы потребления  мяса, рыбы, молока, яиц, фруктов и  овощей за счет снижения хлебных продуктов и картофеля. Это повышает пищевую и биологическую ценность потребительской корзины. Основой для изменения минимальных наборов продуктов питания явились данные о фактическом питании населения Российской Федерации, полученные по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за 1999-2001 гг., а также результаты эпидемиологических исследований питания и здоровья населения, основанные на оценке индивидуального потребления продуктов питания 11 тыс. человек.

    Кроме того, использовались действующие в  Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения по потребностям человека в белке и энергии.

    Внесение  уточнений в минимальные наборы непродовольственных товаров осуществлялось на основе данных специального обследования, проведенного в 2002 г. в 1040 семьях Всероссийским научно-исследовательским институтом потребительского рынка и маркетинга исходя из   сформировавшихся   особенностей   потребления   предметов   гардероба  и

товаров   общесемейного   пользования,    характерных   для   малоимущего  населения, выявленных в ходе обследования.

    При уточнении минимального набора непродовольственных  товаров расширен ассортимент теплых вещей в регионах с холодным и резко континентальным климатом, внесены изменения в наборы одежды. Изменения затронули также сроки износа одежды, обуви и головных уборов.

    С учетом социальной значимости приобретения лекарственных средств для пенсионеров и детей увеличены объемы потребления предметов первой необходимости, санитарии и лекарств от общей величины расходов на непродовольственные товары.

    При уточнении минимального набора услуг  принималась в расчет необходимость внесения изменений в состав жилищно-коммунальных услуг, а также расширение платности в отраслях социальной сферы и увеличение фактических расходов на пользование транспортными услугами для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

    На  основании фактической потребности  о количестве поездок различных  категорий пассажиров в городском и пригородном транспорте внесены изменения в объем потребления транспортных услуг.

    Уточнен объем потребления других видов  услуг с учетом фактических расходов малоимущего населения на бытовые  и ремонтные услуги, платные медицинские услуги и услуги образования.

    Предполагается  внести уточнения в действующие  методические рекомендации по определению потребительской корзины и методику исчисления величины прожиточного минимума.

    Законопроект  вместе с подготовленным проектом уточненных Методических рекомендаций по определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации рассмотрен в субъектах Российской Федерации и будет представлен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

    Принятие  законопроекта будет способствовать работе, проводимой в регионах по социальной поддержке малоимущего населения в соответствии с законодательными актами, реализация которых связана с применением величины прожиточного минимума.

      В области адресной социальной помощи малоимущим гражданам

    Правовые  и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и "О государственной социальной помощи".

Информация о работе Дифференциация доходов