Антикризисное упрравление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Внутренняя сущность рыночной экономики и конкуренции предопределяет высокую степень потенциальной экономической опасности для предприятий даже в благополучных странах. В нормальной и особенно нестабильной рыночной экономике предприятие объективно не застраховано от кризисов, ухудшения результатов деятельности вплоть до банкротства. Несмотря на общий устойчивый экономический рост в России после кризиса 1998г., ухудшаются результаты работы многих предприятий. По данным Федеральной службы по финансовому оздоровлению РФ, в 2000 году в России было возбуждено 18000 судебных дел о банкротстве. Из 10500 завершенных, 7750 (73,8%) - закончились ликвидацией организаций-должников с потерями для кредиторов, 654 (6,2%) - мировыми соглашениями с меньшими потерями и лишь 67 (0,6%) – восстановлением платежеспособности предприятий - банкротов1. Кризис 2008г. принес еще больше потерь для многих крупных предприятий и значительно сократил количество мелких компаний.

Содержание

Введение 2
1. Особенности функционирования современных предприятий 4
2. Характеристика теории надежности предприятий 7
3.Современное управление надежностью предприятия в России 13
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния теории надежности предприятия.doc

— 123.00 Кб (Скачать)
 

   Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Внутренняя  сущность рыночной экономики и конкуренции  предопределяет высокую степень потенциальной экономической опасности для предприятий даже в благополучных странах. В нормальной и особенно нестабильной рыночной экономике предприятие объективно не застраховано от кризисов, ухудшения результатов деятельности вплоть до банкротства. Несмотря на общий устойчивый экономический рост в России после кризиса 1998г., ухудшаются результаты работы многих предприятий. По данным Федеральной службы по финансовому оздоровлению РФ, в 2000 году в России было возбуждено 18000 судебных дел о банкротстве. Из 10500 завершенных, 7750 (73,8%) - закончились ликвидацией организаций-должников с потерями для кредиторов, 654 (6,2%) - мировыми соглашениями с меньшими потерями и лишь 67 (0,6%) – восстановлением платежеспособности предприятий - банкротов1. Кризис 2008г. принес еще больше потерь для многих крупных предприятий и значительно сократил количество мелких компаний.

      Управление  эффективностью производственно-хозяйственной  деятельности предприятия осуществляется с использованием большого количества дискретных экономических, коммерческих, технических и других показателей. Многие из них по своей экономической сущности взаимосвязаны и, главное, противоречивы. Это усложняет возможности их применения для управления и предопределяет целесообразность и необходимость использования интегрального показателя, позволяющего комплексно и однозначно оценивать результаты.

      Следовательно, рациональное управление экономическими результатами деятельности для большинства российских предприятий является весьма важным и актуальным. Оно должно быть основано на своевременных оценках ситуации, принятии адекватных мер и недопущении опасных отклонений результатов деятельности от обеспечивающих устойчивое экономическое развитие.

      Под надежностью предприятия понимается, прежде всего, его способность к безотказному, эффективному функционированию во времени и выполнению всех обязательств и договоров. Надежность может служить объективным критерием оценки технического, организационного и экономического состояния предприятия, его конкурентоспособности и привлекательности для потенциальных партнеров по бизнесу.

      Таким образом, на основе всего вышесказанного следует указать, что теория надежности предприятия является одним из наиболее объективных критериев оценки рисков бизнеса.

      Целью контрольной работы является рассмотрение основ современной теории надежности предприятий.

      Среди задач контрольной работы следует  выделить:

      - рассмотрение теории надежности  предприятий;

      - определение необходимости использования  теории надежности для управления  рисками на современных предприятиях;

      - анализ эволюции теории надежности  предприятий;

      - описание современной методики  теории надежности предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности функционирования современных предприятий 

    В процессе перехода России к рыночной экономике, с 1990 по 1998 год производство систематически деградировало, что привело к снижению ВВП за этот период на 42% . В 1999 - 2002 гг. началась полоса экономического роста, который за 2000 год составил 9%, в 2001 - 5%, а в 2002 - 4,3%1. Это позволило экономике РФ, по данным Центра экономической конъюнктуры, вернуться к уровню 1994 года. ВВП на душу населения в России в 2000 году составил 1986 долл./чел. (в США - 36611 долл./чел.), и по этому показателю Россия находилась на 62 месте в мире2. Промышленное производство в 2000 г. выросло на 11,9%, в 2001 г. - на 4,9%, в 2002 - на 3,7%. Но на фоне глубокого кризиса 1990-1998 годов это еще не означает действительной стабилизации реального сектора экономики РФ. Стоит принять во внимание также беспокойство экономистов относительно прекращение влияния факторов, приведших к оживлению российской экономики (рост цен на нефть и эффект от девальвации рубля).

    Современная экономическая ситуация в России характеризуется большим количеством  предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием, особенно после таких заметных кризисных явлений в экономике в 2008г., влияние которых на предприятия отразилось на значительном ухудшении их финансового положения.

    Процветание и развитие государства напрямую зависит от экономического благосостояния его хозяйствующих субъектов. Без достижения прибыльности большинства предприятий невозможно решение задач макроэкономической стабилизации, т.е. обеспечение сбалансированности государственных доходов и расходов, равновесия платежного баланса, стабильности национальной валюты и низких темпов инфляции. Снижение же эффективности деятельности предприятий приводит к сокращению ВВП, сокращению занятости, доходов граждан, налоговых поступлений, составляющих около 70% доходной части бюджета и, в результате, социальных расходов. Это предопределяет особую важность и актуальность тщательного изучения факторов, влияющих на эффективность деятельности российских предприятий.

    Возникновение кризисной ситуации на предприятии  объективно обусловлено самой сущностью рыночной экономики и возможно в условиях стабильной и нестабильной (кризисной) экономики. По данным американской статистики в США 40% вновь созданных малых предприятий закрывается в первый год работы, 80% - закрывается по истечении 5 лет работы3.

    Вся совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, делится на две группы:

    1) внешние по отношению к предприятию,  на которые оно не в состоянии  влиять или это влияние ограничено;

    2) внутренние, возникающие в результате  деятельности самого предприятия.

      Причинами кризисного состояния российских предприятий называли следующие неблагоприятные внешние условия4:

    - нарушение традиционных хозяйственных связей;

    - спад спроса;

    - резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства;

    - высокий уровень налогообложения;

    - инфляция;

    - разбалансированность рынка;

    - криминализация экономики;

    - политическая нестабильность.

    В последнее время наблюдающийся  экономический рост уменьшает негативное действие внешних факторов. Уменьшился страновой риск, сократились налоговые ставки, понизились стоимость капитала и уровень коррупции (при общих достаточно высоких их величинах).

    Выявилось также, что если новые предприятия  представлены иностранным капиталом, то разрыв в производительности труда между старыми и новыми предприятиями оказался очень значительным: по гостиничным услугам — почти в 5 раз, в кондитерской и молочной промышленности — 7 — 10 раз, в жилищном строительстве — более чем в 2 раза. Таким образом, иностранный капитал, вооруженный более совершенной техникой и методами управления, часто оказывается на порядок более эффективным.

    Наибольший  вклад, таким образом, в снижение эффективности и надежности предприятий  вносит фактор организации труда, включающий низкую квалификацию управленческих кадров, неэффективные, устаревшие технологии управления предприятиями, отсутствие на предприятиях комплексных информационных систем.

    Поэтому в настоящее время возрастает необходимость пересмотреть существующие подходы к управлению предприятий, а также создать реальную методику управления, применимую к специфическим условиям российской экономики.

    Управление  эффективностью производственно-хозяйственной  деятельности предприятия осуществляется с использованием большого количества дискретных экономических, коммерческих, технических и других показателей. Многие из них по экономической сущности взаимосвязаны и разнонаправлены. Например, при положительной динамике выручки может наблюдаться сокращение прибыли; рост прибыли может сопровождаться ухудшением показателей платежеспособности и ликвидности и т.п. Это усложняет возможности их применения для управления и предопределяет необходимость. 

    1. Характеристика  теории надежности предприятий
 

    Производственная  система должна обладать такими структурными элементами и организационными функциями, с помощью которых возможно поддержание надежности на всем временном интервале функционирования.

    Нормальное (эффективное, удовлетворительное) функционирование предполагает сохранение качественных характеристик. Существует определенная группа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отступление от которых характеризуется как отказ системы, проявление ее ненадежности. Вопрос определения того, что считается нормальным функционированием - основной вопрос, от ответа на который зависит оценка надежности системы. Только установив нормативный уровень показателей и сравнив с ним фактически достигнутый уровень, можно оценить надежность работы предприятия, выявить и мобилизовать резервы повышения надежности. Основное качественное различие подходов к понятию экономической надежности предприятий в исследованиях «до- и послереформенных» заключается в том, что при плановой экономике концепция надежности опиралась на обеспечение бесперебойной работы предприятий с точки зрения процента или вероятности выполнения государственных планов. Современные авторы принимают нормальное функционирование как соответствие основных показателей предприятия нормативам, рассчитанным на макроуровне (например, нормативы определения предприятий-банкротов), на мезоуровне (среднеотраслевые значения основных показателей; показатели конкурентов) или на уровне предприятия. Здесь за основу могут приниматься как рекомендуемые значения показателей финансового состояния, так и целевые показатели работы.

    Заданные  срок и условия функционирования представляют систему ограничений  в оценке надежности предприятия. Действительно, при изменении условий могут  поменяться целевые показатели предприятия.

    Выделяются  такие заданные условия: заданные надежность элементов, качество выполнения функций, прогрессивная структура организации.

    Для характеристики безотказного функционирования предприятия часто используются различные понятия надежности: надежность производственной системы, надежность экономической системы, экономическая надежность хозяйствующего субъекта и др. Указанные термины иногда представляются как синонимы, что вносит определенные затруднения в понимание рассматриваемого вопроса. Базируясь на изучении и анализе экономических показателей деятельности предприятия, социально-экономической литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, ограничим круг изучаемых проблем вопросами надежности экономической подсистемы предприятия.

    Предприятие - это система, состоящая из ряда подсистем, наиболее значимыми и крупными из которых являются социологическая (социальная), техническая (производственная) и экономическая (Рис. 1).

    

    Исходя  из этого деления, существуют соответственные  подходы к изучению предприятия. Социологический подход, в котором  предметом рассмотрения являются межличностные  отношения в группах в рамках предприятия с целенаправленной деятельностью. Технический подход, в котором основным вопросом является техническое или машинное обеспечение предприятия. Экономический подход - эта точка зрения не только наиболее распространенная, но и является наиболее обширной и охватывающей. Центр тяжести этого подхода приходится на экономический аспект, в рамках которого однако принимаются в рассмотрение и другие связанные с ним аспекты (технический, социальный и др.). Содержание и структура экономической подсистемы определяют существо и содержание производственной и других подсистем, поскольку все они, так или иначе, находятся в непосредственной зависимости от состояния экономики предприятия.

    Экономика предприятия включает в себя понимание  самого предприятия как коммерческой организации, ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции), методы рационального использования ресурсов и управления предприятием, направленного на достижение определенных целей.

Информация о работе Антикризисное упрравление