Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:27, контрольная работа
По каким признакам, по Вашему мнению, можно классифицировать стадии кризиса организации – от зарождения финансовой неустойчивости до ее банкротства?
Тема 1. Понятие и сущность антикризисного управления..............................3
Тема 2. Банкротство кризисных (неплатежеспособных) организаций
как необходимый элемент развития рыночной экономики.............................7
# Тема 3. Виды, сущность, характер и причины банкротства
# организаций........................................................................................................12
# Тема 4. Правовые основы процедур банкротства организаций....................15
# Тема 5. Основы и сущность неплатежеспособности организаций...............20
Тема 6. Система учета как основа для анализа и подготовки
# управленческих решений..................................................................................24
# Тема 7. Методы диагностики финансового состоянии и
# прогнозировании банкротства организации....................................................24
# Тема 8. Зарубежный опыт прогнозирования банкротства
# организации........................................................................................................26
# Тема 9. Система мер предупреждения и вывода из кризисного
# состояния организаций......................................................................................34
# Тема 10. Финансовое оздоровление организации за счет использования
# внешней помощи................................................................................................40
# Тема 11. Совершенствование управления организацией в целях
# снижения риска банкротства............................................................................44
Список литературы...........................................................................................48
Содержание
Тема
1. Понятие и сущность антикризисного
управления....................
Тема 2. Банкротство кризисных (неплатежеспособных) организаций
как
необходимый элемент развития рыночной
экономики.....................
Тема 6. Система учета как основа для анализа и подготовки
Список
литературы....................
Тема 1.
Понятие и сущность антикризисного
управления
Вопрос 1.
По каким признакам, по Вашему мнению, можно классифицировать стадии кризиса организации – от зарождения финансовой неустойчивости до ее банкротства?
Ответ.
В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов. Они переплетаются, накладываются или расходятся различными своими фазами. Поэтому и составляет определенные трудности исследование процессов функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития.
В
настоящее время в литературе
существуют различные подходы к
выделению циклов развития социально-экономических
систем. Один из наиболее рациональных
заключается в выделении пятиэтапного
цикла развития (рис. 1).
А.
Б, В, Г – точки кризисных ситуаций
Рис.
1 Стадии кризиса организации
Практика показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие.
Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы. Эти особенности и определяют стадии кризиса организации.
Возможность
кризиса и повышение
Первый переходный период — зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления фирмы. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фирмы в среде уже функционирующей старой или исходной. Он влияет на ее жизнедеятельность и это влияние противоречиво: иногда болезненно, иногда благотворно. Чаще всего положительные и отрицательные моменты тесно переплетаются. Возникновение потенциала развития рождает опасность кризиса. Кризис характеризует ключевое противоречие развития. Но не всегда это опасность разрушительного кризиса. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска.
Второй переходный период — становление. Он характеризуется реальным появлением новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде, имеющей некоторые рыночные позиции, юридическое оформление. Особенность развития этого этапа заключается в том, что он крайне агрессивен в своих действиях и не обращает внимания на внешнюю среду.
Третий переходный период называется утверждением. Он характеризуется закреплением позиций фирмы на рынке, появлением определенных конкурентных преимуществ и реализацией их в поведении на рынке. В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития возможно появление потенциала отделения от нее другой фирмы или разделения ее на самостоятельные фирмы.
Четвертый переходный период называется периодом падения. Он характеризуется снижением большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы. Вообще падение основных показателей — это уже не опасность, а признаки кризиса, но темпы падения могут показывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникновения разрушительного кризиса. Кризис — это крайнее обострение противоречий, постепенно повышающих опасность разрушения, распада. Кризис — это резкие и значительные изменения.
Пятый
переходный период
называется исходом.
Это период окончательного разрушения
фирмы, ее ликвидации тем или иным путем.
Каждый из переходных периодов, так же
как и этапы, имеет свои временные границы
и качественные особенности. Первые определяются
эффективностью управления, точнее системой
антикризисного управления, вторые закономерной
последовательностью возникновения новых
свойств в развитии фирмы.
Вопрос 2.
Как,
по Вашему мнению, связаны между
собой состояние
Ответ.
Понятие кризиса тесным образом связано с организацией которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и, одновременно, сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.
Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.
Но что может быть симптомом кризиса? Симптомом кризиса является как состояние показателя, так и тенденции его изменения. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга. Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.
В организации факторами кризиса могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.
Вопрос 3.
Каковы основные принципы системы антикризисного финансового управления организации?
Ответ.
Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Система антикризисного управления должна обладать особыми принципами. Главными из них являются:
- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
-
диверсификация управления, поиск наиболее
приемлемых
типологических признаков эффективного
управления в сложных ситуациях;
- снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Механизм
управления, характеризующий средства
воздействия, также имеет свои особенности.
Не всегда обычные средства воздействия
дают необходимый эффект в предкризисной
или кризисной ситуации.
Тема
2. Банкротство кризисных (неплатежеспособных)
организаций как необходимый
элемент развития рыночной экономики
Вопрос 1.
Проанализируйте
и обоснуйте возможные