Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:09, курсовая работа
Цель написания работы состоит в проведении финансового анализа и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть роль кризисов в экономической жизни предприятия;
- провести диагностику этапов кризиса организации;
- рассмотреть роль финансового анализа в антикризисном управлении;
- провести анализ финансово- хозяйственной деятельности ОАО "МЦБК";
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика системы менеджмента ОАО «МЦБК»………. 6
2. Диагностика этапов кризиса ОАО «МЦБК» …………………………...13
3. Внешние сигналы, изменяющие конкурентный статус ОАО «МЦБК».18
4. Экспресс-диагностика финансового состояния ОАО «МЦБК» ……… 24
5. Альтернативные методы диагностики банкротства ……………………27
6. Кризисное поле ОАО «МЦБК» ………………………………………….31
7. Предложения по технологиям антикризисного управления ………….36
Заключение ………………………………………………………………….. 37
Список литературы ………………………………………………………….38
Предприятие является градообразующим и постоянно поддерживает жизнедеятельность города Волжска, оказывает помощь в строительных работах, ремонта школ, детских садов. Выделяет материальную помощь сиротам и нуждающимся. Поддерживает работников предприятия, вышедших на пенсию, поощряет подарками и наградами.
Анализируя работу комбината за последние годы, следует отметить рост объёмов производства. Это следствие восстановления объёмов производства и повышения производительности бумагоделательных машин за счёт проведения организационно-технических мероприятий.
Представим
основные технико-экономические
Основные технико-экономические показатели
деятельности ОАО «МЦБК» за 2010 год
№ п/п | Показатели | Единица измерения | Базовый год | Отчётный год | Отклонение | |
+/- | % | |||||
1 | Объём произведенной продукции | тыс. руб. | 2549800 | 25850000 | 35200 | 101,3 |
2 | Выручка от реализации | тыс. руб. | 2199343 | 2958328 | 758985 | 134,5 |
3 | Среднесписочная численность работников | Чел. | 2100 | 2180 | 80 | 103,8 |
4 | Выработка | тыс. руб. | 1047,7 | 1357 | 309,3 | 129,5 |
5 | Стоимость основных фондов | тыс. руб. | 565821,5 | 645319,5 | 79490 | 114,05 |
6 | Фондоотдача | тыс. руб. | 3,8 | 4,6 | 0,8 | 121,05 |
7 | Фондовооружённость | тыс. руб. | 269,5 | 296,1 | 26,6 | 109,8 |
8 | Себестоимость продукции | тыс. руб. | 1820594 | 2445976 | 625382 | 134,4 |
9 | Прибыль валовая | тыс. руб. | 378752 | 512352 | 133600 | 135,3 |
10 | Прибыль на 1 работника | тыс. руб. | 1140,5 | 1477,8 | 337,3 | 129,6 |
11 | Затраты на 1 рубль продукции | тыс. руб. | 1,1 | 1,2 | 0,1 | 109,1 |
12 | Рентабельность основной деятельности | коэф-т | 21% | 21% | 0 | 100 |
13 | Рентабельность продаж | коэф-т | 3,55% | 6,03% | 2,48 | 169,8 |
14 | Рентабельность капитала | коэф-т | 7,09% | 6,03% | -1,06 | 85 |
План на 2010 год согласован на уровне 2640 млн. руб., выполнение составляет 110,4%. Количество выработанного целлюлозного волокна составило рекордный объём – 121 470 тн.
Товарная продукция составила 2 913 723 млн. руб., рост 15,4% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах.
Целлюлозно-бумажная промышленность относится к энергоёмким, фондоёмким отраслям. Показатели комбината не отличаются от показателей других предприятий. И тем острее чувствуется изношенность основного оборудования.
Значения показателей, характеризующих эффективность использования активов и собственного капитала общества, находятся в районе допустимых значений.
В
целом сложившаяся структура
имущества предприятия
В разделе 2 необходимо проанализировать развитие организации и выявить в ОАО «МЦБК» жизненный цикл, этап кризиса и вид кризиса. Представить с обоснованием и фактической аргументацией данные, которые сформированы в таблице 2.
Диагностика этапов кризиса ОАО «МЦБК»
Показатели | Характеристика |
Жизненный цикл организации | Организация имеет большой опыт работы (с 1938 года), устойчивое положение на внешнем (доля по картону 2,2%, а бумаги 1,6%) и внутреннем рынках (доля составляет порядка 5%). В итоге наблюдаем жизненный цикл организации: зрелость. |
Этап кризиса | В данное время на комбинате наблюдается положительная динамика темпов роста. Рентабельность продаж с 6% увеличилась на 8%, а рентабельность основной деятельности остается стабильной 21%. ОАО «МЦБК» не опережает конкурентов, но имеет на рынке стабильную позицию, держась на среднеотраслевом уровне. Инновации есть, не существенные, но постоянные. Наблюдается этап стабилизации. Средняя продолжительность этапа 2-3 года. |
Вид кризиса | В данный момент на комбинате может развиться кризис, если предприятие не распознает и не предусмотрит возможные последствия. Возможен кризис сбыта, если продукция ухудшит свои качества и появится больше конкурентов. Также есть риск появления финансового кризиса, в связи с происходящими изменениями в стране, ввиду большого количества займов и кредитов. |
Дальнейший анализ необходимо провести в соответствии с методами стратегической диагностики.
Применение стратегической диагностики предполагает построение систем диагностических показателей, базирующихся на причинно-следственных связях между показателями, согласовании их между собой. Такое согласование темпов роста отражено в нормативной структуре показателей, которая объединяет требования эффективного развития предприятия.
Тнр<Ттз<Тмз<Тдс<Тсс<Тр<Тп,
Где Тп – темп роста прибыли;
Тр – темп роста рынка предприятия;
Тсс – темп роста себестоимости продукции;
Тдс – темп роста добавленной стоимости;
Тмз – темп роста материальных затрат;
Ттз – темп роста трудовых затрат;
Тнр – темп роста нереализованной продукции.
В данной работе необходимо провести анализ темпов роста указанных показателей за 3 года, сравнить фактические результаты с нормативным рядом, определить степень соответствия с помощью коэффициента Спирмена.
Сформируем нормативно динамический ряда темпов роста показателей развития предприятия. Этот ряд иначе называют «Нормативной структурой показателей».
Для составления ряда выбирают следующие экономические показатели:
П- балансовая прибыль (ф. №2, стр. 140, гр. 3);
МЗ - материальные затраты (ф. №5, стр.710, гр. 3);
ЗП - трудовые затраты (ф. №5, стр. (720+730), гр. 3);
СС - полная себестоимость продукции (ф. №5, стр. 760, гр. 3);
ДС
– добавленная стоимость
Определим
темпы изменения технико-
Таблица 3
Темпы
изменения технико-
Годы | Темпы изменения показателей, % | ||||||
НР | Р | ДС | ТЗ | СС | МЗ | П | |
2008 | 99,6 | 89,7 | 111,7 | 110,2 | 122,0 | 134,4 | 60,2 |
2009 | 104,9 | 67,4 | 87,1 | 66,2 | 89,5 | 75,0 | 52,1 |
2010 | 122,4 | 110,4 | 134,5 | 158,1 | 132,2 | 160,6 | 187,3 |
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в таблице 4:
Фактические динамические ряды предприятия за 2008-2010 гг.
Годы | ранги | К Спирмэна | ||||||
НР | Р | ДС | ТЗ | СС | МЗ | П | ||
2008 | 5 | 6 | 3 | 4 | 2 | 1 | 7 | -0,4 |
2009 | 1 | 5 | 3 | 6 | 2 | 4 | 7 | -0,5 |
2010 | 6 | 7 | 4 | 3 | 5 | 2 | 1 | 0,13 |
Сравнивая
нормативные и фактические
Рассчитаем коэффициент Спирмэна:
где - сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;
n – количество рангов в ряду (в нашем случае n=5).
К
Спирмэна 2008 = 1-6*[(1-7)2+(2-6)2+(3-2)2+(4-
К
Спирмэна 2009= 1-6*[(1-7)2+(2-5)2+(3-2)2+(4-
К
Спирмэна 2010= 1-6*[(1-1)2+(2-7)2+(3-5)2+(4-
Рис. 11. Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2008-2010 гг.
По
рисунку видно, что коэффициент
Спирмена сначала понизился до -0,5, а потом
повысился до 0,13, что указывает на повышение
результативности управленческой деятельности.
В 2010 году заметно её снижение, считаю
необходимым приближения данного показателя
к норме. Высокий показатель коэффициента
означает, что предприятие эффективно
трудится в сложившихся условиях хозяйствования
и выбрало наверняка стратегию, приносящую
успех, только в 2010 году немного отклонилось
от поставленной задачи.
3. Внешние сигналы, изменяющие конкурентный статус
ОАО «Марийский ЦБК»
Любая организация находится и функционирует в среде. Среда выступает как спектр некоторых ограничений и одновременно возможностей. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя
среда является источником, питающим
организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания её внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
посредством маркетинговых
Проведём
анализ внешних сигналов, изменяющих
конкурентный статус ОАО «Марийский
ЦБК» в таблице 5.
Внешние сигналы возможных изменениях конкурентного статуса ОАО «МЦБК»