Антикризисное управление персоналом в современных условиях

Автор: b********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является более глубокое изучение различных аспектов анализа ситуации и предоставление конкретных рекомендаций по выявленным проблемам компании «Bimash».
Задачами данной курсовой являются:
- обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы;
- глубокое и детальное изучение темы данной курсовой работы;
- выявление проблем и трудности антикризисного управления персоналом в компании «Bimash»;
- предоставление рекомендаций по решению выявленных проблем.

Содержание

Стр.
Введение 3
Глава 1. Антикризисное управление персоналом предприятия 5
1.1. Сущность кризиса и антикризисное управление персоналом 5
1.2. Антикризисная политика управления персоналом 11
1.3. Формирование кадрового персонала на кризисном предприятии 21
Глава 2. Антикризисное управление персоналом в компании «Bimash» 29
2.1. Общая информация компании «Bimash» 29
2.2. Предкризисная ситуация компании «Bimash» 30
Глава 3. Рекомендации и предложения 32
3.1. Общие методологические рекомендации для компании «Bimash» 32
3.2. Совершенствование антикризисной политики в управлении персоналом 34
Заключение 40
Список литературы

Работа содержит 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ».doc

— 390.50 Кб (Скачать)

     Управление  персоналом — это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции,  накопление опыта; мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.

     Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.

     Значительные  перемены, наличие кризисной ситуации в социальной, экономической, политической, духовной сферах Казахстана одновременно как расширяют возможности, так и создают серьезные ограничения для каждого человека, стабильности его существования и роста. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотивационных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за ее пределами — потребители продукции. Важно повернуть сознание персонала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к заскорузлому механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.

     Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих и, прежде всего, крупных организациях создаются новые службы, системы управления персоналом.

     Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем  общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и  связей между ними.

     Подсистема  общего и линейного руководства  осуществляет: управление организацией в целом, управление функциональными  и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель (менеджер) организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

     В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем: подсистема управления наймом и учетом персонала; подсистема управления трудовыми отношениями; подсистема обеспечения нормальных условий труда; подсистема управления развитием персонала; подсистема управления социальным развитием; подсистема развития организационной структуры управления; подсистема правового обеспечения управления персоналом; подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом (Приложение №5).

     Структура системы управления персоналом зависит  от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования (Приложение №6).

     Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации  сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.

     Важным  стратегическим направлением системы  антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.

     Другим  стратегическим направлением антикризисного управления персоналом являются разработка и совершенствование профессиограмм, т. е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. В основе профессиограмм, или моделей должностей, лежит учет будущих профессии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.

     Стратегической  задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.

     Различают четыре основных исторических типа организационных  культур: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партиципативная. 

Тип

организационной

культуры

Форма

управления

Рычаг

управление

Области

целеопределения

Органическая 

Предпринимательская 

Бюрократическая 

Партиципативная

Коллективистская 

Рыночная 

Бюрократическая 

Демократическая

Авторитет 

Деньги 

Сила 

Закон

Групповые интересы 

Максимальная  прибыль 

Воля  начальства 

Интересы  законопослушного большинства при  обязательном соблюдении прав меньшинства

 

Рисунок 1. Индикаторы типов  организационных  культур 

     Краткое описание типов организационных  культур представлено в приложении №7.

     В одной организации может быть несколько «локальных» культур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей — уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.

     Видно, что существенное различие перечисленных  культур касается таких основополагающих параметров организации, как:

  • способ выделения лидера и процесс принятия решений;
  • правила распределения ответственности и закрепления функций;
  • место и роль интересов конкретного человека в жизнедеятельности организации.

     Существенным  является рассмотрение основополагающего  для управленческой деятельности процесса целеопределения. Для различных  типов организационной культуры можно выделить разные механизмы порождения целей и соответственно разные механизмы порождения целей и соответственно разные механизмы оценки точности ее достижения. 
 
 

     Таблица 1 – Этапы  и критерии управленческих форм

Доминирующая

управленческая форма

Задача  этапа Критерий
Рыночная Получить  разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале. Прибыльность
Демократическая Отобрать  цели, согласующиеся с законами, нормативами. Легитимность
Коллективистская Отобрать  цели, исходя из интересов организации, коллектива. Приемлемость
Знаниевая Получить  набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации). Осуществимость
Бюрократическая Привести  в соответствие стратегии с возможностями исполнителей. Реализуемость

задач

 

     Наряду  с традиционными для базовых организационных культур (органической, бюрократической и предпринимательской) появляются две новые, которые и определяют специфику процесса целеполагания в партиципативной организационной культуре.

     В рамках демократической управленческой формы особое внимание уделяется демократизации процесса управления, которая дала бы возможности не столько достичь интересов большинства, но и не ущемить законные интересы меньшинства, найти паритет между всеми разделяемыми (общепринятыми) представлениями и теми, которые только появляются в обществе, но могут нести в себе существенный развивающий эффект. В рамках знаниевой управленческой формы акцент переносит на разработку альтернативных представлений о целях организации, которая, позволяет повысить устойчивость организационного развития в ситуации высокой нестабильности, изменчивости ситуаций и условий, в которых действует организация.

     Обычно  существующая в организациях корпоративная  культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.

     Современные руководители и управляющие рассматривают  культуру своей организации как  мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

      Определить  значение той или иной культуры в  жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации.

  В поликультурных организациях наличие  этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая – знаниевая).

Информация о работе Антикризисное управление персоналом в современных условиях