Антикризисное управление на предприятии

Автор: Карина Мухамедкаримова, 11 Ноября 2010 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является диагностика экономического и финансового состояния предприятия и разработка мер антикризисного управления.

Объектом исследования является строительное управление №151 Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест №30». Предметом исследования - система эффективности деятельности данного предприятия.

В процессе выполнения работы на СУ №151 проведён комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности строительной организации, а также разработаны меры антикризисного управления, что следует отнести к элементам научной новизны, содержащимся в дипломной работе.

Область практического применения результатов дипломного исследования - СУ №151 ОАО «СМТ №30».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Специфика антикризисного управления
строительных организаций
6
1.1. Процесс диагностики в антикризисном управлении 6
1.2. Методика определения неплатежеспособности строительных организаций
9
1.3. Модели антикризисного управления строительными
организациями

13
1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления 18
2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»
24
2.1. Анализ экономического положения СУ-151 24
2.2. Оценка финансового состояния предприятия 31
2.3. Оценка ликвидности и платежеспособности СУ-151 44
3. ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» 51
3.1. Предложения к формированию финансовой стратегии по выводу предприятия из кризисного финансового состояния СУ-151 51
3.2. Экономические и финансовые расчеты 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 5.48 Мб (Скачать)

1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления  

      Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

      Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].

      Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.

      Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].

      Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

      Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].

      Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

      Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].

      Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».

      В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].

      Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].

      Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.

      Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].

      Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.

      Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].

      Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).

      В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).

      Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

      Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:

  1. экспресс-оценка финансового положения организации.
  2. оценка имущественного положения:

      - вертикальный анализ баланса;

      - горизонтальный анализ баланса;

      - анализ качественных изменений в имущественном положении.

  1. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;
  2. оценка деловой активности.

      Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.

      Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.

 

2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» 

2.1. Анализ экономического положения СУ-151 

      Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.

      Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организационной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.

      Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.

      Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества являются:

      1.  комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;

      2.  неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в области строительства;

      3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;

      4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.

      Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собственностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуществом Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно издаваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».

      В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.

      Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23  чел.

      Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.

      Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл.  2.1.

      Таблица 2.1

Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»

п/п

Показатели Ед. изм. 2003г. 2004г. Темп роста, %
план факт % выполнения плана
1. Объем строительно-монтажных работ

- по генподряду

тыс. руб.          
  в факт. ценах -//- 4926694   10491328   212,95
  в ценах 1991г. -//- 5852 8420 8699 103,31 148,65
  - собственными силами            
  в факт. ценах -//- 2865701   5246658   183,08
  в ценах 1991г. -//- 3261 3890 4337 111,49 133,00
2. Среднесписочная численность произв. персонала чел.  
138
 
158
 
162
102,53 117,39
  - рабочих -//- 115   139   120,87
  -служащих -//- 23   23   100,00
3. Выработка на 1 работника в ценах 1991г. руб.  
23630
 
24620
 
26772
108,74 113,30
4 Среднемесячная з/пл 1 работника руб.  
333260
   
455453
  136,67

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии