Автор: Карина Мухамедкаримова, 11 Ноября 2010 в 14:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является диагностика экономического и финансового состояния предприятия и разработка мер антикризисного управления.
Объектом исследования является строительное управление №151 Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест №30». Предметом исследования - система эффективности деятельности данного предприятия.
В процессе выполнения работы на СУ №151 проведён комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности строительной организации, а также разработаны меры антикризисного управления, что следует отнести к элементам научной новизны, содержащимся в дипломной работе.
Область практического применения результатов дипломного исследования - СУ №151 ОАО «СМТ №30».
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Специфика антикризисного управления
строительных организаций
6
1.1. Процесс диагностики в антикризисном управлении 6
1.2. Методика определения неплатежеспособности строительных организаций
9
1.3. Модели антикризисного управления строительными
организациями
13
1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления 18
2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»
24
2.1. Анализ экономического положения СУ-151 24
2.2. Оценка финансового состояния предприятия 31
2.3. Оценка ликвидности и платежеспособности СУ-151 44
3. ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» 51
3.1. Предложения к формированию финансовой стратегии по выводу предприятия из кризисного финансового состояния СУ-151 51
3.2. Экономические и финансовые расчеты 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 68
1.4. Анализ
нормативной базы антикризисного управления
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.
Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].
Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.
Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].
Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.
Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].
Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.
Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].
Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».
В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].
Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].
Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.
Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].
Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.
Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].
Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).
В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).
Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.
Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных изменений в имущественном положении.
Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.
Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.
2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ
СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест
№30»
2.1. Анализ
экономического положения СУ-151
Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.
Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организационной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.
Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.
Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества являются:
1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;
2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в области строительства;
3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;
4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.
Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собственностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуществом Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно издаваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».
В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.
Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.
Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.
Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»
№
п/п |
Показатели | Ед. изм. | 2003г. | 2004г. | Темп роста, % | ||
план | факт | % выполнения плана | |||||
1. | Объем строительно-монтажных
работ
- по генподряду |
тыс. руб. | |||||
в факт. ценах | -//- | 4926694 | 10491328 | 212,95 | |||
в ценах 1991г. | -//- | 5852 | 8420 | 8699 | 103,31 | 148,65 | |
- собственными силами | |||||||
в факт. ценах | -//- | 2865701 | 5246658 | 183,08 | |||
в ценах 1991г. | -//- | 3261 | 3890 | 4337 | 111,49 | 133,00 | |
2. | Среднесписочная численность произв. персонала | чел. | 138 |
158 |
162 |
102,53 | 117,39 |
- рабочих | -//- | 115 | 139 | 120,87 | |||
-служащих | -//- | 23 | 23 | 100,00 | |||
3. | Выработка на 1 работника в ценах 1991г. | руб. | 23630 |
24620 |
26772 |
108,74 | 113,30 |
4 | Среднемесячная з/пл 1 работника | руб. | 333260 |
455453 |
136,67 |