Шпаргалка по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Анатомии".

Работа содержит 1 файл

К ПЕЧАТИ АНАТОМИЯ.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

Витамины - сложные органические соединения, обладающие высокой биологической активностью, содержащиеся в пищевых продуктах в очень небольшом количестве, но являющиеся жизненно необходимыми компонентами пищи.                                                                                                                    В организме человека витамины играют роль своеобразных регуляторов и катализаторов. Даже, несмотря на то, что небольшая часть витаминов может синтезироваться нашим организмом самостоятельно при условии рационального, правильного и сбалансированного питания, все же витамины являются незаменимыми пищевыми компонентами. Кроме этого следует отметить тот факт, что наш организм не создает так называемого резерва витаминов (за исключением витаминов А, Д и В12, которые на некоторое время запасаются в печени, однако требуют постоянного пополнения), поэтому витамины должны поступать в организм постоянно и в нужных количествах.                                                                                                                   Число известных витаминов, имеющих непосредственное значение для питания и здоровья, достигает двадцати. Все они имеют большое значение в регуляции обмена веществ и физиологических функций. Суточная потребность человека в витаминах составляет несколько миллиграммов или микрограммов и зависит от возраста, пола и уровня двигательной активности. Только витамины С и Р необходимы организму в большом количестве - до 100 мг витамина С и 30 мг витамина Р. Для спортсменов суточные нормы потребления витаминов увеличены в 2-4 раза, что связано с интенсификацией обмена веществ при тренировках.                                                                    В зависимости от обеспеченности витаминами принято выделять такие состояния организма, как авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз.                                  Авитаминоз- это специфическое нарушение обмена веществ, вызванное длительным отсутствием (дефицитом) какого-либо витамина в организме, которое приводит к определенному заболеванию или гибели организма.                                            Гиповитаминоз - это состояние организма, связанное с недостаточным (сниженным) количеством витаминов в организме. Проявляется оно в быстрой утомляемости, понижении работоспособности, остроты зрения в темноте, шелушении кожи, снижении сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.                                                               Гипервитаминоз - это нарушение биохимических процессов и функций вследствие избыточного (длительного) поступления в организм витаминов. Гипервитаминозы характерны для жирорастворимых витаминов, особенно А и Д, которые могут накапливаться в жировых депо организма. Поэтому следует принимать витамины микроциклами.                                                                                                                     Витамины разделяются на две группы: жирорастворимые (А, Д, Е и К) и водорастворимые (С, Р, Н, витамины группы В и др.).                                                                В последнее время представления о роли витаминов в организме обогатились новыми данными. Считается, что витамины способны улучшать внутреннюю среду, повышать функциональные возможности основных систем, устойчивость организма к неблагоприятным факторам. Следовательно, витамины рассматриваются современной наукой о питании как важное средство общей первичной профилактики болезней, повышения работоспособности, замедления процессов старения.

14. Проанализируйте основные принципы закаливания детей.

 

Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур (воздушные и солнечные ванны, обливания и др.). Поскольку применение этих процедур имеет давнюю историю, то сформулированы (одним из первых их выдвинул Г. Н. Сперанский) принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными. Напомним их.

Первый принцип — систематичность и последовательность использования специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также начинать с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. При этом полезно помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать обратный эффект.

Следующий принцип — учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии человека. Вот как, например, писал о влиянии простуды Чарльз Дарвин: «Простуда действует неопределенным образом на различных людей, соответственно сложению их тела или конституции, вызывая то кашли, то насморки, то ревматизм или воспаление различных органов». При этом имеют значение и индивидуальные и типологические особенности нервной и иммунной систем организма ребенка. Значение иммунной системы как надежного «щита» перед простудой неоспоримо. Если в силу каких-то пока еще недостаточно изученных причин этот «щит» не прочен, т. е. при наличии селективной иммунологической недостаточности, вирусные инфекции обязательно будут довольно часто повторяться, что и имеет место у часто болеющих детей.

Ведущую роль, вероятно, играют особенности терморегуляции. Так, исследования терморегуляции у детей дошкольного возраста, проводящиеся в нашей лаборатории, показывают наличие ее вариантов. Мы условно обозначили их как лабильный, инертный и нормальный по трем основным типам вегетативно-сосудистой реактивности. Первый тип отличается интенсивными, но непродолжительными сосудистыми реакциями на холодовые раздражители, тогда как при инертном типе интенсивность реакций незначительная, но продолжаются они долго. Если для детей с первым типом терморегуляции более показаны длительные и несильные закаливающие воздействия, то для представителей инертного типа более подходят интенсивные и непродолжительные процедуры. Эти вопросы нуждаются в дополнительном экспериментальном изучении, а пока при подборе закаливающего фактора можно руководствоваться общей реакцией в поведении ребенка.

Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в общей форме можно ответить утвердительно, однако методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период реконвалесценции (выздоровление). Разумеется, во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер.

Говоря о принципах закаливания детей, нельзя забывать о том, что любые закаливающие процедуры должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

При закаливании всегда следует учитывать климатогеографические условия, влияющие на терморегуляцию. Понятно, что для детей — жителей Юга лучше применять менее интенсивные воздействия, чем для северян. Однако эти вопросы также нуждаются еще в доработке.

К принципам закаливания можно отнести и комплексное использование природных факторов (воздух, вода и солнечная радиация), обязательность подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи, применять полиградационные (сильные и слабые, быстрые и медленные) воздействия в покое и при мышечной работе и др.

Характеризуя общепринятые принципы закаливания в целом, следует отметить, что они все без исключения исходят из необходимости адаптации к холоду. Несложный физиологический анализ показывает некоторую односторонность, точнее однонаправленность такой позиции. Дело в том, что холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции в коже и подкожной клетчатке. Эти реакции благодаря наличию множества Холодовых рецепторов хорошо выражены, начиная с периода новорожденности. Сформированность механизмов к моменту рождения и четкие проявления этих реакций в течение всей жизни объясняются их важным приспособительным значением. В противоположность этому сосудорасширяющие реакции обычно выражены слабо, да и число тепловых рецепторов примерно в 10 раз меньше, чем Холодовых. Отсюда возникает необходимость в стимуляции в первую очередь именно этих механизмов, а затем уже и аппарата, обеспечивающего сосудосуживающие реакции. Этого можно достигнуть только в условиях применения разнонаправленных температурных раздражителей. Поэтому принцип использования контрастных (и Холодовых, и тепловых) воздействий должен быть ведущим, так как он обеспечивает оптимальную тренировку терморегуляционных механизмов и тем самым повышает эффективность закаливания.

 

 

15. Покажите схематически основные виды корковых процессов : иррадиацию, индукцию . Укажите , какой из этих процессов называется «концентрированным вниманием»

 

Проведение афферентной волны по рефлекторной дуге вызывает в ее нервных центрах состояние возбуждения или торможения. Эти процессы при определенных условиях могут охватывать и другие рефлекторные центры. Распространение процесса возбуждения на другие нервные центры называют иррадиацией. Она осуществляется благодаря многочисленным взаимосвязям нейронов одной рефлекторной дуги с нейронами других рефлекторных дуг, так что при раздражении одного рецептора возбуждение в принципе может распространяться в центральной нервной системе в любом направлении и на любую нервную клетку.

Чем сильнее афферентное раздражение и чем выше возбудимость окружающих нейронов, тем больше нейронов охватывает процесс иррадиации. Это явление можно наблюдать на спинальной лягушке. Слабое давление на пальцы задней лапки вызывает ответный рефлекс сгибания этой же лапки. Небольшое усиление давления приводит к сгибанию другой задней лапки, хотя рецепторы последней не раздражаются. Этот ответ возникает в результате того, что в сферу возбуждения помимо нервных центров одноименной половины спинного мозга вовлекаются центры другой его половины. При еще более сильном раздражении волна возбуждения охватывает вышележащие и нижележащие нервные центры и вызывает движения верхних конечностей (сначала на стороне тела, подвергшейся раздражению, а затем на противоположной).                                             Аналогичное явление иррадиации возбуждения можно наблюдать при действии различных раздражении в коре больших полушарий.                                                       Иррадиация через некоторое время сменяется явлением концентрации процессов возбуждения в том же исходном пункте центральной нервной системы. Концентрация происходит в несколько раз медленнее, чем иррадиация нервных процессов.                                                                        Процесс иррадиации играет положительную роль при формировании новых реакций организма (ориентировочных реакций, условных рефлексов). Активация большого количества различных нервных центров позволяет отобрать из их числа наиболее нужные для последующей деятельности, т. е. совершенствовать ответные действия организма. Благодаря иррадиации возбуждения между различными нервными центрами возникают новые функциональные связи - условные рефлексы. На этой основе возможно, например, формирование новых двигательных навыков.                                                                           Вместе с тем иррадиация возбуждения может оказать и отрицательное воздействие на состояние и поведение организма. Так, иррадиация возбуждения в центральной нервной системе нарушает тонкие взаимоотношения, сложившиеся между процессами возбуждения и торможения в нервных центрах, и приводит к расстройству двигательной деятельности.                                                                                                                                     При исследовании взаимоотношений возбуждения и торможения в коре мозга было установлено, что в течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражении. Первое явление названо И.П.Павловым отрицательной индукцией, второе - положительной индукцией.                                                                                           При положительной индукции в клетках, смежных с теми, где только что вызывалось торможение, после прекращения действия тормозного сигнала возникает состояние повышенной возбудимости. Вследствие этого импульсы, поступающие к нейронам при действии положительного раздражителя, вызывают повышенный эффект. При отрицательной индукции в клетках коры, окружающих возбужденные нейроны, возникает процесс торможения.                                                                                                Отрицательная индукция ограничивает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга. Отрицательной индукцией можно объяснить торможение условных рефлексов более сильными посторонними раздражениями (внешнее безусловное торможение). Такое сильное раздражение вызывает в коре мозга интенсивное возбуждение нейронов, вокруг которых появляется широкая зона торможения нейронов, захватывающая клетки, возбужденные условным раздражителем.                                                                                      Явления отрицательной и положительной индукции в коре головного мозга подвижны, постоянно сменяют друг друга. В разных пунктах коры мозга одновременно могут возникать очаги возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции.

 

16. Предложите меры профилактики кожных заболеваний у детей.

Профилактика кожных заболеваний. При плохом уходе за ребенком могут возникнуть различные гнойничковые заболевания кожи. Чаще всего они располагаются на участках кожи, загрязняемых потом, мочой, калом, пылью, остатками пищи. Кожные повреждения сопровождаются неприятными для ребенка ощущениями, могут вызывать чувство боли, дискомфорта.                                                                                                                 Профилактические мероприятия должны быть направлены на предупреждение перегревания ребенка, чрезмерной потливости. Следует содержать кожу и кожные складки малыша чистыми, сухими. Остерегайтесь поранить кожу ребенка, в царапину легко может проникнуть инфекция. В результате появятся гнойнички, фурункул.      Профилактика экссудативного диатеза. При первичном включении в питание ребенка яиц, апельсинового и мандаринового соков, земляники, куриного или рыбного бульона очень важно соблюдать осторожность, начиная с небольших количеств, для выявления индивидуальной чувствительности к ним вашего ребенка.                                                            У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к антибиотикам, чужеродной сыворотке, шерсти животных, цветочной пыльце и даже к домашней пыли. С возрастом такая отрицательная реакция организма у многих детей исчезает или ослабляется. В таких случаях в дальнейшем запрет для ребенка на указанные аллергены может быть снят.                                                                                                                           Очень важно отрегулировать питание ребенка, склонного к экссудативному диатезу. Прежде всего следует избегать перекармливания. Очень полезны овощные блюда, содержащие достаточное количество витаминов. Большое значение имеют достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, тщательный уход за кожей, предупреждение.опрелостей, потливости. Как всегда рекомендуются закаливающие мероприятия. Для профилактики грибковых заболеваний можно использовать мыло и шампунь с дегтем (не чаще, чем 1 раз в 2 недели) или с цинком. Существуют также специальные крема, которые можно наносить в периоды, когда кожа особенно подвержена заражению, например, летом, надевая босоножки. Кроме того, рекомендуют пользоваться специальным противогрибковым лаком для ногтей

17. Предложите меры профилактики бессонницы у детей.                                                          Причин бессонницы у детей может быть много: перевозбуждение перед сном, недомогания, порча и т. д. Для лечения детской бессонницы Ванга предлагала следующие средства:

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"