Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Анатомии".
Витамины - сложные органические соединения, обладающие высокой биологической активностью, содержащиеся в пищевых продуктах в очень небольшом количестве, но являющиеся жизненно необходимыми компонентами пищи.
14. Проанализируйте основные принципы закаливания детей.
Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур (воздушные и солнечные ванны, обливания и др.). Поскольку применение этих процедур имеет давнюю историю, то сформулированы (одним из первых их выдвинул Г. Н. Сперанский) принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными. Напомним их.
Первый принцип — систематичность и последовательность использования специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также начинать с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. При этом полезно помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать обратный эффект.
Следующий принцип — учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии человека. Вот как, например, писал о влиянии простуды Чарльз Дарвин: «Простуда действует неопределенным образом на различных людей, соответственно сложению их тела или конституции, вызывая то кашли, то насморки, то ревматизм или воспаление различных органов». При этом имеют значение и индивидуальные и типологические особенности нервной и иммунной систем организма ребенка. Значение иммунной системы как надежного «щита» перед простудой неоспоримо. Если в силу каких-то пока еще недостаточно изученных причин этот «щит» не прочен, т. е. при наличии селективной иммунологической недостаточности, вирусные инфекции обязательно будут довольно часто повторяться, что и имеет место у часто болеющих детей.
Ведущую роль, вероятно, играют особенности терморегуляции. Так, исследования терморегуляции у детей дошкольного возраста, проводящиеся в нашей лаборатории, показывают наличие ее вариантов. Мы условно обозначили их как лабильный, инертный и нормальный по трем основным типам вегетативно-сосудистой реактивности. Первый тип отличается интенсивными, но непродолжительными сосудистыми реакциями на холодовые раздражители, тогда как при инертном типе интенсивность реакций незначительная, но продолжаются они долго. Если для детей с первым типом терморегуляции более показаны длительные и несильные закаливающие воздействия, то для представителей инертного типа более подходят интенсивные и непродолжительные процедуры. Эти вопросы нуждаются в дополнительном экспериментальном изучении, а пока при подборе закаливающего фактора можно руководствоваться общей реакцией в поведении ребенка.
Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в общей форме можно ответить утвердительно, однако методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период реконвалесценции (выздоровление). Разумеется, во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер.
Говоря о принципах закаливания детей, нельзя забывать о том, что любые закаливающие процедуры должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.
При закаливании всегда следует учитывать климатогеографические условия, влияющие на терморегуляцию. Понятно, что для детей — жителей Юга лучше применять менее интенсивные воздействия, чем для северян. Однако эти вопросы также нуждаются еще в доработке.
К принципам закаливания можно отнести и комплексное использование природных факторов (воздух, вода и солнечная радиация), обязательность подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи, применять полиградационные (сильные и слабые, быстрые и медленные) воздействия в покое и при мышечной работе и др.
Характеризуя общепринятые принципы закаливания в целом, следует отметить, что они все без исключения исходят из необходимости адаптации к холоду. Несложный физиологический анализ показывает некоторую односторонность, точнее однонаправленность такой позиции. Дело в том, что холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции в коже и подкожной клетчатке. Эти реакции благодаря наличию множества Холодовых рецепторов хорошо выражены, начиная с периода новорожденности. Сформированность механизмов к моменту рождения и четкие проявления этих реакций в течение всей жизни объясняются их важным приспособительным значением. В противоположность этому сосудорасширяющие реакции обычно выражены слабо, да и число тепловых рецепторов примерно в 10 раз меньше, чем Холодовых. Отсюда возникает необходимость в стимуляции в первую очередь именно этих механизмов, а затем уже и аппарата, обеспечивающего сосудосуживающие реакции. Этого можно достигнуть только в условиях применения разнонаправленных температурных раздражителей. Поэтому принцип использования контрастных (и Холодовых, и тепловых) воздействий должен быть ведущим, так как он обеспечивает оптимальную тренировку терморегуляционных механизмов и тем самым повышает эффективность закаливания.
15. Покажите схематически основные виды корковых процессов : иррадиацию, индукцию . Укажите , какой из этих процессов называется «концентрированным вниманием»
Проведение афферентной волны по рефлекторной дуге вызывает в ее нервных центрах состояние возбуждения или торможения. Эти процессы при определенных условиях могут охватывать и другие рефлекторные центры. Распространение процесса возбуждения на другие нервные центры называют иррадиацией. Она осуществляется благодаря многочисленным взаимосвязям нейронов одной рефлекторной дуги с нейронами других рефлекторных дуг, так что при раздражении одного рецептора возбуждение в принципе может распространяться в центральной нервной системе в любом направлении и на любую нервную клетку.
Чем сильнее афферентное раздражение и чем выше возбудимость окружающих нейронов, тем больше нейронов охватывает процесс иррадиации. Это явление можно наблюдать на спинальной лягушке. Слабое давление на пальцы задней лапки вызывает ответный рефлекс сгибания этой же лапки. Небольшое усиление давления приводит к сгибанию другой задней лапки, хотя рецепторы последней не раздражаются. Этот ответ возникает в результате того, что в сферу возбуждения помимо нервных центров одноименной половины спинного мозга вовлекаются центры другой его половины. При еще более сильном раздражении волна возбуждения охватывает вышележащие и нижележащие нервные центры и вызывает движения верхних конечностей (сначала на стороне тела, подвергшейся раздражению, а затем на противоположной).
16. Предложите меры профилактики кожных заболеваний у детей.
Профилактика кожных заболеваний. При плохом уходе за ребенком могут возникнуть различные гнойничковые заболевания кожи. Чаще всего они располагаются на участках кожи, загрязняемых потом, мочой, калом, пылью, остатками пищи. Кожные повреждения сопровождаются неприятными для ребенка ощущениями, могут вызывать чувство боли, дискомфорта.
17. Предложите меры профилактики бессонницы у детей.