Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:57, реферат
Корковые анализаторы - особые структуры различных областей коры, особенности которых объясняет архитектоника коры головного мозга - учение об особенностях морфологической структуры различных областей коры. Различают цитоархитектонику, изучающую особенности клеток коры и миелоархитектонику, изучающую особенности различных участков коры в отношении мякотных нервных волокон.
Чувствительный (сенсорный), или слуховой, центр речи Вернике расположен в левом полушарии, в заднем отделе верхней височной извилины (поле 22). Патологический очаг в этой области сопровождается сенсорной афазией, т.е. нарушением понимания чужой речи при сохранившейся способности говорить.
ПРОЕКЦИОННО - АССОЦИАТИВНЫЕ ЗОНЫ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
Проекционно ассоциативные зоны (вторичные сенсорные зоны в отличие от рассмотренных выше первичный сенсорных зон) - нервные клетки, расположенные в широкой области, куда поступают импульсы от тех же рецепторов, что и в ядре анализатора. Эти рассеянные элементы обеспечивают возможность компенсации функции при разрушении ядра анализатора. У человека компенсация функций менее выражена, вероятно, потому, что нервные клетки корковых концов анализаторов более концентрированы в сенсорных зонах.
Проекционно-ассоциативные зоны располагаются по краю сенсорных зон и распространяются во все стороны от них на 1-5 см. Важной особенностью клеток проекционно-ассоциативных зон является их способность отзываться на периферические раздражения разных рецепторов
У кошки во вторичной слуховой зоне были найдены участки, в которых вызванные потенциалы возникали не только на звуковое, но и на световое или электрокожное раздражения. Это свидетельствует о том, что на корковых клетках вторичных сенсорных зон конвергируют афферентные пути, несущие импульсы от различных рецепторных систем.
Удаление проекционно-ассоциативных зон не влечет за собой потерю данного вида чувствительности, но при этом часто нарушается способность правильно интерпретировать значение действующего раздражителя
Разрушение у человека 18-го и 19-го полей (по Бродману), являющихся вторичной зрительной зоной, никогда не приводит к слепоте, но больной утрачивает способность оценивать виденное. В частности, он не понимает значения слов при чтении.
Разрушение вторичной слуховой зоны в височной области коры часто приводит к потере способности понимать значение слышимых больным слов.
Эти факты свидетельствуют о том, что ассоциативные зоны играют важную роль в процессах анализа и синтеза раздражений в коре больших полушарий. Об этом свидетельствует и тот факт, что в процессе эволюционного развития площадь, занимаемая ассоциативными зонами в коре больших полушарий, прогрессивно возрастает и достигает наибольшей величины у человека.
Важной особенностью проекционно-ассоциативных зон у человека в отличие от сенсорных является то, что их разрушение приводит лишь к временному нарушению тех или иных функций. В дальнейшем оставшиеся части коры берут на себя функции разрушенных ассоциативных зон и повреждение их компенсируется.
АССОЦИАТИВНЫЕ ЗОНЫ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
По горизонталной плоскости в коре выделяют третичные (ассоциативные) зоны, или зоны перекрытия корковых представительств отдельных анализаторов. В головном мозге человека они занимают весьма значительное место и расположены, прежде всего, в височно-теменно-затылочной и лобной зоне.
Третичные зоны вступают в обширные связи с корковыми анализаторами и обеспечивают выработку сложных интегративных реакций, среди которых у человека первое место занимают осмысленные действия (операции планирования и контроля), требующие комплексного участия различных отделов мозга.
В функциональном отношении можно выделить несколько интегративных уровней корковой деятельности.
Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса (интеграция сигналов, поступающих из внешнего мира по проводникам отдельных анализаторов, формирование ответных действий с учетом состояния внешней и внутренней среды, а также прошлого опыта).
Вторая сигнальная система - более сложный функциональный уровень корковой деятельности; она объединяет системы различных анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие окружающего мира и осознанное отношение к нему. Этот уровень интеграции теснейшим образом связан с речевой деятельностью - пониманием речи (речевой гнозис) и использованием речи (речевой праксис).
Высший уровень интеграции формируется у человека при его социальном развитии и в результате процесса обучения - овладения навыками и знаниями. Этот этап корковой деятельности обеспечивает целенаправленность тех или иных актов, создавая условия для наилучшего их выполнения.