Рынок зерна и зерновых продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является на основе системного анализа рынка зерна выявить особенности его структуры и инфраструктуры, проблемы функционирования в российской экономике, Ульяновской области и определить направления совершенствования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. стр.3

1. Теоретические основы исследуемого рынка его особенности. Спрос. Предложение. Ценообразование………………………………………………... стр.

2. Состояние рынка зерна в Ульяновской области…………………………...

3. Анализ современного состояния исследуемого рынка……………

Заключение……………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Рынок зерновых.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   Рассмотрим областную  целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ульяновской области на 2010-2013 годы от 28.05.2009.  Цели  программы:  устойчивое развитие сельских территорий Ульяновской области; создание общих условий функционирования сельского хозяйства Ульяновской области; ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства области;     совершенствование мер государственной поддержки развития кадрового потенциала   агропромышленного комплекса; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Ульяновской области; регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ульяновской области.

   Задачи Программы: повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК Ульяновской области; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Ульяновской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Ульяновской области; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала; создание условий для повышения качества продукции АПК Ульяновской области, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК Ульяновской области; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Ульяновской области; повышение занятости и уровня жизни сельского населения Ульяновской области.

   Реализация Программы координируется министерством сельского хозяйства и продовольствия Ульяновской области.

   АПК Ульяновской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 200 коллективных сельскохозяйственных организаций, 882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 61,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 800 организаций  пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 3–5% стоимости валового регионального продукта и около 1,5 % основных фондов.

   В сельской местности проживает 622,3 тыс. человек или 69,6%  всего населения Ульяновской области, из них 35,8 тыс. человек заняты в общественном секторе сельскохозяйственного производства. Анализ деятельности аграрной сферы экономики Ульяновской области за период с 2005 по 2010 год свидетельствует о резком снижении ресурсного обеспечения отрасли и значительном сокращении производства сельскохозяйственной продукции. 

   В последние годы идет процесс улучшения технической оснащенности АПК Ульяновской области, но коэффициент обновления техники очень низок (2–4%), в то время как выбытие устаревшей техники составляет 6–8%. Посевные площади сельскохозяйственных культур за 17 лет сократились на 34%, в том числе занимаемые зерновыми культурами – на 27%.  Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 2,9 раза. Минеральных удобрений в 2005 году вносилось на каждый гектар по 51 кг в действующем веществе, в 2010 году – по 17,6 кг в действующем веществе, что привело к значительному ухудшению почвенного плодородия. Из-за снижения посевных площадей и урожайности снизилось на 54%  производство зерна.

   Предпринятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на развитие АПК, позволили стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечили рост индекса физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства и улучшение финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

   В среднем за три года прирост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 2,3%, а в 2009 году – 3,6%. Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует рост внебюджетных средств, привлеченных в АПК, с 3,0 млрд. рублей в 2005 году до 6,5 млрд. рублей в 2009 году. По итогам 2009 года получено 1618,7 млн. рублей прибыли с уровнем рентабельности 18,5%. Более 86% сельскохозяйственных организаций  рентабельны.

   Программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в АПК Ульяновской области, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач.

   Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Ульяновской области с учетом их взаимосвязи с общими задачами региональной социально-экономической политики на долгосрочную перспективу.  

  При разработке Программы учтены положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

Табл 1. Ресурсное обеспечение  программы

  2009 2010 2011 2012 2013
Общая стоимость программы (млн. руб) 8732,79 9181,54 9912,18 10615,32 11256,11
Из  областного бюджета (млн. руб) 1859,94 2128,02 2569,45 2730,32 2895,58
Из  федерального бюджета (млн. руб) 1323,69 1417,98 1512,57 1617,42 1723,43
Месные  бюджеты (млн. руб) 1,12 2,16      
Из  внебюджетных источников (млн. руб) 5548,04 5633,38 5830,16 6267,58 6637,1

   Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в виде ассигнований на оплату государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, социальное обеспечение населения, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, межбюджетных трансфертов. 

   Реализация поставленных Программой задач по выполнению предусмотренных мероприятий обеспечит достижение намеченных целей, будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Ульяновской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий. Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, наращивание производственного потенциала, внедрение ресурсосберегающих технологий создаст основу для обеспечения производства сельскохозяйственной продукции к 2013 году во всех категориях хозяйств  в следующих объемах: зерно – 2400,0  тыс. тонн; подсолнечник – 310,0  тыс. тонн; картофель –  530,0 тыс. тонн; овощи – 460,0  тыс. тонн; сахарная свекла – 350,0 тыс. тонн;

   Оптимизация структуры посевных площадей, более совершенная технология возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных обеспечит рост урожайности и продуктивности.

   Урожайность зерновых культур возрастет на 27% к уровню 2012 года, подсолнечника –  на 46%, картофеля –  на 19%, овощей, выращиваемых в открытом грунте –   на 21%, надой от одной коровы увеличится на 21%, среднесуточный привес КРС возрастет  на 28%, свиней – на 22%.

   Для выполнения комплекса предстоящих посевных работ хозяйствам Ульяновской области требуется 87 тысяч тонн ГСМ на сумму 1 670 миллионов рублей. В качестве государственной поддержки (в виде компенсации части затрат на приобретение ГСМ) сельхозтоваропроизводителям области до конца 2012 года планируется за счет средств федерального и областного бюджета выплатить 1 267 миллионов рублей, покрыв до 60% данного вида расходов на проведение весенних полевых работ.

   Современные методы реализации государственной экономической политики призваны стать гарантами устойчивого развития, стабилизации, эффективности и инвестиционной привлекательности всех и каждого составляющего элемента экономического пространства, что даст реальный шанс национальной экономике повысить рейтинг конкурентоспособности в системе координат мирового рынка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Рассмотрев рынок зерновых в Ульяновской области можно сделать выводы:

   1. производство зерна - основное направление аграрной специализации сельского хозяйства Ульяновской области. От уровня развития зернового хозяйства зависит не только финансово- экономическое состояние значительной части сельхозтоваропроизводителей, но и темпы развития смежных и взаимосвязанных отраслей, состояние регионального продовольственного рынка.

   2. зерно является важнейшим стратегическим товаром, производство, обращение и потребление которого выступает важным фактором стабильности национальной экономики и основой продовольственной безопасности страны.

   Анализ конъюнктуры российского рынка зерна за последние 10 лет позволил выявить современные тенденции в изменении спроса и предложения зерна.

   Фактический совокупный спрос на зерно, включающий общий внутренний нормативный, внутренний рациональный и внешний спрос, зависит от платежеспособности покупателей, изменения доходов населения, структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. В структуре спроса проявились следующие изменения: сократились закупки зерна фирмами–экспортерами в связи с большими его запасами в их хранилищах; уменьшился внутренний рациональный спрос на мучные изделия в силу повышения общего уровня доходов и изменения структуры потребления населения; невысок потенциал роста потребления зерна на фуражные цели; повысился внешний спрос, несмотря на введение экспортных пошлин на вывоз зерна.

   Предложение зерна определяется природно-ресурсным потенциалом регионов, производственными возможностями зерновых хозяйств, мощностями элеваторов, объемом резервного запаса зерна и характеризуется нестабильным состоянием. Колебания предложения вызваны изменениями посевных площадей и валового сбора зерна, скачками урожайности и ее резким различием по отдельным регионам, низкими остатками зерна в хозяйствах.

   Совершенствование структуры зернового рынка должно обеспечить соблюдение национальных интересов России с учетом международных требований. Государственная поддержка рынка зерна в РФ должна осуществляться в двух направлениях: совершенствование установления и применения интервенционных цен (развитие биржевой торговли; нормативно-правовое закрепление методологических подходов к расчету и применению интервенционных цен; создание системы планирования ресурсного обеспечения интервенционных операций; совершенствование дифференцирования интервенционных цен для регионов с различными условиями сельскохозяйственной деятельности; предварительное декларирование ценовых ориентиров) и реализация мероприятий по поддержке зернового экспорта (ускорение темпов строительства и реконструкции объектов трансформационной инфраструктуры; финансовая и организационная поддержка экспортеров; развитие институциональной среды).

   Всемерное увеличение производства зерна - главная задача сельского хозяйства. Для успешного решения этих задач необходимо улучшать использование агротехники, шире внедрять высокоурожайные сорта и гибриды, совершенствовать структуру посевных площадей. Большое значение придается также эффективному использованию удобрений, расширению посевов на мелиорированных землях и в зонах достаточного увлажнения.

   За последние 5 лет (2005 - 2010 г.г.) более 16 миллиардов рублей областного бюджета были направлены на развитие сельскохозяйственного производства. Только в 2008 году уровень бюджетного финансирования по всем направлениям ульяновского АПК составил 13,4 миллиарда рублей.

   Общая потребность в финансовых ресурсах на проведение всего комплекса сезонных работ 2009 года в целом по области оценивается на сумму 15,6 миллиарда рублей. В рамках оказания мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета на безвозвратной основе в виде субсидий сельхозтоваропроизводителям в текущем году будет профинансировано 1 569 миллионов рублей, что на 1 гектар посева составит 1 320 рублей. Это почти в 1,8 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. В 2012 году по лизингу планируется приобрести сельхозтехнику на сумму 4 752 млн рублей.

   Можно дать общее определение региональному зерновому рынку - совокупность экономических отношений в сфере производства, обмена и потребления, посредством которых осуществляется реализация продукции АПК на территории региона. Он охватывает все виды отношений, формы продуктообмена и является экономической системой, в которой осуществляется обмен продуктами труда по всей воспроизводственной цепи: производство - потребление.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Демьянов  Н. С Обзор рынка зерна // экономика сельского хозяйства  и перерабатывающих предприятий. – 2009.- №9. – с. 55-57 

2. Алтухов, А. Зерновой рынок России: состояние и нереализованные проекты 

3. Чудилин  Г.И Зерновой подкомплекс Ульяновской области в региональном рейтинге с/х производства. Факты, прогнозы// вопросы статистики.- 2009.- №4.- с.80-86 

4. Чудилин Г.И Зерновой подкомплекс : условия устойчивости.- М. : ИИЦ "Статистика России", 2009. - 397с 

Информация о работе Рынок зерна и зерновых продуктов