Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является на основе системного анализа рынка зерна выявить особенности его структуры и инфраструктуры, проблемы функционирования в российской экономике, Ульяновской области и определить направления совершенствования.
Введение …………………………………………………………………………. стр.3
1. Теоретические основы исследуемого рынка его особенности. Спрос. Предложение. Ценообразование………………………………………………... стр.
2. Состояние рынка зерна в Ульяновской области…………………………...
3. Анализ современного состояния исследуемого рынка……………
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Спрос на
семенное зерно определяется на основании
структуры посевных площадей и норм высева
семян, рекомендованных для данного региона.
При этом в семенной фонд необходимо включать
затраты семян озимых культур под урожай
будущего года. Анализ показывает, что
объем потенциального спроса на зерно
значительно ниже его реального объема.
Это связано с тем, что зернопроизводящие
хозяйства производят сортообновление
нерегулярно, тем самым нанося серьезный
ущерб технологическим параметрам производства,
используют семенной материал низкого
качества, что приводит к увеличению норм
высева, не формируют резервные фонды.
Спрос на зерно для промышленной переработки
определяется имеющимися в регионе мощностями
промышленных предприятий соответствующих
видов деятельности. В Ульяновской области
зерно в качестве исходного сырья используют
в основном организации спиртовой и пивоваренной
промышленности. На основании технологических
норм расхода сырья и данных об объемах
производства спирта и пива была определена
расчетная потребность в зерне предприятий
промышленной переработки.
Таким образом, основными тенденциями развития спроса на зерновом рынке Ульяновской области являются:
1. Совокупный
расчетный региональный объем спроса
на зерно за рассматриваемый период ежегодно
снижался в среднем на 1,48%, что обусловлено
товарозамещением хлебных продуктов на
другие виды продукции.
2. Спрос на продовольственное зерно
в 1995-2005 годы в среднем ежегодно снижался
на 1,14%.
3. Существует значительный дефицит
фуражного зерна, что во многом определяется
значительной долей импортных мясных
и молочных продуктов в структуре потребления
продукции животноводства.
4. Спрос на семенное зерно оставался
относительно постоянным в течение всего
периода исследования.
5. Дефицит зерна для промышленной
переработки на протяжении всего периода
исследования объясняется тем, что в области
практически не производится пивоваренный
ячмень.
Рост спроса на зерно в Ульяновской области в последние годы сопровождается сокращением объемов его производства. В 2005 году производство зерна в регионе было в 2,1 раза меньше объемов его потребления и в 2,5 раза меньше потенциального спроса. Таким образом, стратегическим направлением маркетинговой деятельности производителей зерна Ульяновской области должна стать ориентация на внутриобластной рынок и максимальное удовлетворение региональных потребностей в нем.
Таким образом,
перспективным направлением регионального
зернового хозяйства должно стать удовлетворение
потребностей внутреннего рынка за счет
повышения конкурентоспособности отрасли.
Достижение поставленной цели возможно
только при условии вывода на новый качественный
уровень взаимодействия производителей
зерна с его потребителями, перехода от
стихийной продажи зерна к долгосрочным
договорным отношениям.
3. Анализ современного состояния исследуемого рынка
Рассмотрев рынок зерна мы выяснили, что зерновой рынок – это стержень развития аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.
С учетом масштабов и полноты элементов экономических отношений зерновой рынок может служить в качестве своеобразной модели развития для других рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместе с тем, как сложная многофункциональная и динамичная система, включающая широкий спектр народнохозяйственных функций, зерновое хозяйство требует приоритетного внимания к своему развитию со стороны государства.
Особенностью законодательного регулирования рынка зерна в Российской Федерации является наличие институтов государственных закупочных и товарных интервенций, порядок проведения которых установлен в соответствующих постановлениях Правительства РФ, а также законодательное закрепление государственной поддержки производства и переработки зерна в форме компенсаций производителям зерна понесенных ими расходов. Наиболее значимыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок является поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.
Для эффективного функционирования зернового рынка следует решить следующие задачи:
1. Обеспечить многоканальную систему реализации зерна
2. Особое значение должно быть уделено развитию биржевой торговли
3. Требуется
помощь в материально-
4. Необходимы
существенные изменения в
Обязательным дополнением к натуральным показателям о ресурсах и движении зерна должна стать информация об уровнях мировых и внутренних рыночных цен на различные виды зерна и продукты его переработки, издержках производства, тарифах на перевозку и хранение. Эта информация должна быть доступна заинтересованным товаропроизводителям, субъектам инфраструктурных рынков и органам исполнительной власти. Цель государственного регулирования рынка зерна - самообеспечение страны пшеницей как основа ее продовольственной безопасности - должна достигаться силами собственного сельскохозяйственного производства и за счет структурной перестройки зернового хозяйства.
Государственное регулирование зернового рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне должны рассматриваться основы ценовой, кредитной и налоговой политики, условия экспортных и импортных операций, реализация целевых программ, имеющих общегосударственное значение. В компетенцию региональных органов входит решение местных проблем развития зернового хозяйства и рынка зерна на основе использования собственных ресурсов и учета специфических условий ведения зерновой отрасли.
Для поддержки сельскохозяйственных производителей в России принят приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", который включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".
Концепция Развития Зернового Рынка России. Меры государственной поддержки формирования цивилизованного эффективно работающего рынка зерна должны включать в себя:
1) создание адекватной условиям рыночных отношений законодательной базы, состоящей из законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства, каждый из которых должен сопровождаться простым и доступным механизмом реализации, незамедлительно принимаемым Правительством. На первом месте стоит Земельный Кодекс. Действующее в настоящее время земельное законодательство дает зернопроизводителям право владения и право пользования сельскохозяйственной землей, но лишает их права распоряжения землей. В результате сельскохозяйственная земля не имеет реальной цены, складывающейся на рынке, и, следовательно, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов зернопроизводителей. Поэтому важно принятие такого Земельного Кодекса, по которому обладатели права пользования землей получили бы право распоряжения землей, включающее в себя сдачу в аренду и залог в специально созданных для этого ипотечных банках.
2) комплексную последовательную систему льготного налогообложения отдельных групп действующих субъектов зернового и смежных с ним рынков;
3) программу гибких протекционистских мер по защите отечественного производителя;
4) программу государственной поддержки банкам и инвестиционным компаниям, биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка;
5) пересмотр действующей неэффективной практики предоставления прямых государственных дотаций и льготного кредитования производителей;
6) изменение механизма поставок в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды и порядка финансирования этих поставок;
7) комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для производителей и переработчиков зерна;
8) программу широкой продажи нерентабельных субъектов зернового рынка;
9) комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю;
10) последовательные антимонопольные меры;
11) меры по поддержке спроса на зерно;
12) создание информационной базы зернового рынка.
Главной целью концепции является формирование зернового рынка России, который должен обеспечить: создание условий для роста производства зерна в России, на основе его окупаемости; удовлетворение потребностей России собственным зерном и создание запасов зерна, необходимых для продовольственной безопасности России; возрождение экспортного потенциала России и превращение ее из зерноимпортирующей в зерноэкспортирующую державу. [6]
В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. От хозяйствующих субъектов требуется не только произвести востребованный на рынке товар, но и реализовать его с достаточной маржой, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства. Спрос и цена на продукцию каждого хозяйства определяется предпочтениями потребителей, которые хотят получать качественные товары по минимальным ценам. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие квалифицированных кадров и необходимого оборудования не позволяет им самостоятельно проводить весь комплекс маркетинговых мероприятий. Произведенная продукция реализуется при этом торговым посредникам по более низким ценам, чем это возможно. Большая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей также вынуждает их реализовывать растениеводческую продукцию в период наиболее низких цен – сразу после сбора урожая, так как основная масса кредитов выдается не на перспективу, а именно «под урожай». Многие хозяйства вынуждены реализовывать продукцию с поля по низким ценам еще и потому, что у них отсутствуют базы для хранения.
К числу приоритетных направлений развития инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции относятся:
• поддержка и расширение строительства новых хранилищ, позволяющих обеспечить продолжительное и качественное хранение произведенной сельскохозяйственной продукции;
• участие организаций АПК Ульяновской области в торговых и закупочных интервенциях на рыке сельскохозяйственной продукции, проводимых уполномоченными организациями, в тендерах на закупки продовольствия для государственных нужд;
• дальнейшее развитие биржевых торгов в регионе, широкое применение форвардных и фьючерсных контрактов;
• широкое использование в хозяйственной практике механизма двойных складских свидетельств, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию;
• развитие системы оптовых продовольственных рынков в регионе, создание условий для непосредственного контакта сельхозтоваропроизводителей и потребителей продукции;
• дальнейшая информатизация аграрного рынка, обеспечение крестьян актуальной информацией о состоянии продовольственного рынка области, других регионов и за рубежом;
• развитие экспортного потенциала Ульяновской области и оптимальный выход продукции АПК на внешний рынок
Задачей органов государственной власти является поддержка и развитие конкурентной среды, создание новых, более эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции, формирование маркетинговых и консалтинговых служб на областном и районных уровнях, создание общей базы данных о сельскохозяйственном рынке, а также введение в хозяйственную практику новых инструментов, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.
В Ульяновской области более 2 млн. га пашни. АПК области имеет возможность производить до 3,5 миллиона тонн зерна (в том числе, продовольственных пшениц -до 1,5 миллиона тонн), картофеля - до 600 тысяч тонн, овощей - свыше 200 тысяч тонн. Это позволяет за счет собственного производства на 100% удовлетворить потребности населения области в хлебе, в растительном масле, в картофеле и в овощах.
Перспективы
развития АПК Самарской области и средства
их достижения определены в «Комплексной
программе развития агропромышленного
комплекса Ульяновской области на 2010 -
2012 годы
и стратегии развития агропромышленного
комплекса Ульяновской области
до 2015 года» с учётом дополнений, внесённых
с принятием государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
на 2010 – 2015 г.г. Реализация приоритетного
национального проекта «Развитие АПК»
создала оптимальные стартовые условия
для стабилизации и наращивания производства
сельскохозяйственной продукции во всех
категориях хозяйств.