Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель исследования: «Проведение анализа организации планирования на примере ООО «Уральский» разработка предложений по внедрению планирования.
В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:
•раскрыть сущность и принципы планирования;
•рассмотреть основные формы и виды планов;
•выявить взаимосвязи между планами предприятия;
•провести анализ организации планирования в ООО «Уральский»;
•разработать предложения по внедрению планирования на предприятии и оценить экономический эффект от их внедрения.
Введение 4
Глава 1 Формы планирования и виды планов промышленного предприятия 6
1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ 6
1.2 ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВИДЫ ПЛАНОВ 8
Глава 2. Анализ современного состояния ООО "Уральский"……………….12
2.1. Природно-климатические условия местоположения ООО "Уральский" и его землепользование…………………………..……………………………....12
2.2. Размеры, специализация производства и организационная структура предприятия……………………………………………………………………...17
2.3.Наличие и состав основных фондов …………………………………….22
2.4.Основные экономические показатели производственной и предпринимательской деятельности предприятия…………………………..23
Глава 3. Организационно-экономическое обоснование развития отрасли растениеводства в ООО "Уральский" Первомайского района Оренбургской области………………..…………………………………………………………26
3.1.Размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур……………………………………………………………………….....26
3.2. Урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур. Значение растениеводства в экономике предприятия………………………………...29
3.3. Экономическая эффективность производства основных видов продукции растениеводства …………………….…………………………………………..31
3.4. Проект развития отрасли растениеводства………………………………..33
Выводы и предложения………………………………………………………..35
Список использованных источников………………………………….............37
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра организации производства и моделирования экономических систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование и прогнозирование на предприятии»
на тему:
Планирование
и прогнозирование развития отрасли
растениеводства в ООО «
Выполнила: студентка 4 курса
очной формы обучения
Специальность: экономика
(бакалавриат)
Альжанова И.А.
Шифр: 41-эк-09«б»
Руководитель:
Таспаев С.С.
Оренбург – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Современная экономика— это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия.
К сожалению, во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков. Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании. Таким образом, тема исследования: «Формы планирования и виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия» является довольно актуальной.
Цель исследования: «Проведение
анализа организации планирован
В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является ООО «Уральский».
Предмет исследования: организация планирования на сельскохозяйственном предприятии.
Практическая значимость работы заключается в то, что основные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования организации планирования на предприятии ООО «Уральский».
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта [4 c.55].
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей [2 c.110].
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Планирование как процесс включает:
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.
Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.
Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах. Другой принцип планирования – непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями. В основе процесса планирования также должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция – «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность и единство.
Важный принцип планирования – экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его.
Планирование должно быть гибким. Гибкость достигается приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском.
Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы [20 c.134].
Многообразие целей
Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:
1) по длительности планового периода;
2) по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:
По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.
Взаимосвязь между двумя группами планов представлена в на рис. 1.1, [13, с 285], из которого видно, что стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес - единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации – от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.
Рис. 1 Взаимосвязь между планами организации
Характер взаимосвязи между
планами организации
Цель стратегического планирования: адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. [2, с. 221]. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.
Цель тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.
Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель состоит в обеспечении повседневной согласованной работы всех подразделений организации по достижению перспективных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов. Содержание оперативного планирования – формирование плановых заданий в подразделениях организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов деятельности организации в истекшем периоде. В оперативном планировании время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, оперативное планирование осуществляется децентрализовано.
Все три вида планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит стратегическому планированию, которое служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.
Различия между стратегическим,
тактическим и оперативным
С точки зрения горизонта планирования различают перспективное планирование (долгосрочное – на 10-15 лет и среднесрочное – на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды).
Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, тактическое – среднесрочный и краткосрочный, оперативное – краткосрочный.
Внутрифирменное планирование
охватывает все функциональные
области производственно –