Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:03, дипломная работа
Россия - одна из ряда стран (совместно с «Большой семеркой», Китаем и Мексикой), которая учредила Глобальное биоэнергетическое партнерство и приняла на себя обязательства по развитию биоэнергии. Министр сельского хозяйства Е. Скрыльник считает, что «РФ обладает сопоставимым с США потенциалом в производстве биотоплива - около 1 млрд метрических тонн биомассы... Россия в перспективе может стать одним из крупнейших поставщиков биомассы на европейский рынок. На сегодняшний день в России остаются невостребованными около 20 млн гектаров продуктивной пашни, которую можно было бы использовать для выращивания высокоэнергетических культур, включая рапс». В 2008-2012 гг. правительство направит из федерального бюджета 4,6 млрд рублей на увеличение производства рапса.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Интенсивная технология возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Народнохозяйственное значение ярового рапса. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Морфологические и биологические особенности, сорта. . . . . . . . . 14
1.3. Особенности возделывания и уборки ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.4. Экономическая эффективность возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
Глава 2. Содержание учебного материала по изучению методики преподавания возделывания ярового рапса на семена учащимися в профессиональном училище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1. Выбор форм и методов обучения для учащихся ПУ . . . . . . . . . . . 28
2.2. Модели уроков по изучению специального предмета «Растениеводство». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..54
Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах живого и вещественного труда.
Экономическая эффективность производства семян характеризуется системой показателей: урожайность, стоимость валовой продукции с 1га, производственные затраты на 1га, себестоимость 1 ц продукции, чистый доход с 1га, уровень рентабельности %.
Один и тот же уровень рентабельности может быть достигнут при различных затратах труда и средств. Более того, при одинаковом урожае может быть различное качество продукции, что оказывает влияние на эффективность производства.
Чтобы получить соизмеримые величины затрат и результатов производства, объём произведённой продукции переводят в стоимостную форму. Стоимостные показатели имеют не только учётное, но и экономическое значение, так как они участвуют в развитии товарно-денежных отношений, а продукт производства выступает в качестве товара на рынке. Стоимостные показатели позволяют уловить различия не только в качестве, но и в ассортименте.
При определении экономической эффективности все показатели опыта пересчитывают на 1 га.
Урожайность (У) – это выход продукции с единицы, исследуемой земельной площади.
Валовая продукция – это весь объём продукции, произведённой за определённый период (обычно за 1 год) в стоимостном выражении. Для исчисления стоимости валовой продукции семян козлятника восточного с 1 га, необходимо цену реализации умножить на урожайность:
СВП=Цр*У,
где СВП – стоимость валовой продукции с 1 га,
Цр – цена реализации, руб.
Себестоимость (С) – это выражение в денежной форме текущих затрат предприятия на производство 1 ц продукции. Определяется по формуле:
С=ПЗ/У,
где ПЗ – производственные затраты.
Чистый доход (ЧД) – это часть стоимости валовой продукции, созданной прибавочным трудом. Рассчитывается как разница между стоимостью валовой продукции и затратами, которые пошли на её производство:
ЧД=СВП – ПЗ, руб.
Уровень рентабельности (УР) представляет собой итоговый показатель экономической эффективности производства. Рентабельность означает доходность, правильность, целесообразность с хозяйственной точки зрения. Уровень рентабельности рассчитывается как процентное отношение чистого дохода к производственным затратам:
УР=(ЧД/ПЗ)*100 % [8].
Производственные затраты на 100 га рапса составляют: погрузка удобрений – 783 руб., внесение удобрений – 161001 руб., дискование – 4495 руб., отвальная вспашка – 39041 руб., протравливание – 21248 руб., боронование – 7788 руб., предпосевная культивация – 8246 руб., погрузка удобрений – 173 руб., погрузка семян – 91 руб., транспортировка удобрений – 360 руб., транспортировка зерна – 1728 руб., посев – 38927 руб., опрыскивание (2М4Х) – 24457 руб., скашивание в валки – 100315 руб., подбор валков – 25200 руб., перевоз зерна – 25200 руб., общие затраты –459053 руб., прочие затраты – 230 руб. Всего затраты составили 459283 рубля на 100га. Производственные затраты ярового рапса на 1га составят 2297 рублей, т.к. семена ярового рапса получать в первый год (4593 руб./2 = 2297 руб.).
Таблица 4. Расчет экономической эффективности возделывания ярового рапса на семена
Показатель | Культура |
Яровой рапс | |
Урожайность, ц с 1га | 23 ц/га = 15000 руб.; 1 ц = 100 кг = 5000 руб. |
Стоимость валовой продукции с 1га, руб. | 50 руб. за 1 к; 300 кг*50 руб = 15000 руб. |
Производственные затраты на 1 га, руб. | 2297 руб. |
Себестоимость 1 ц семян, руб. | 2297/3 = 766 руб. |
Чистый доход на 1га, руб. | 15000 – 2297 = 12703 руб. |
Уровень рентабельности, % |
(12703/2297)*100% = 553 % |
Вывод: возделывание ярового рапса на семена экономически эффективно, при этом затраты на создание плантаций полностью окупаются на 1 год пользования.
Глава 2. Содержание учебного материала по изучению механизированных технологий возделывания и переработки гречихи на учебных занятиях в профессиональном училище
2.1. Выбор форм и методов обучения для учащихся ПУ
В процессе развития системы профессионального обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые называют принципами обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения [19].
Цели обучения определяют чему следует учить, принципы обучения устанавливают, как это следует делать.
В настоящее время в профессиональном обучении действуют принципы:
- наглядности;
- систематичности и последовательности знаний;
- доступности и посильности;
- сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
- прочности знаний учащихся;
- связи теории с практикой, обучения с жизнью, научности обучения;
- оперативности знаний учащихся.
Под формами производственного обучения принято понимать способы организации ученического коллектива для учебно-профессиональной деятельности и способы руководства этой деятельности.
К основным формам производственного обучения относятся фронтальная, бригадная (звеньевая), индивидуальная и развитие навыков и умений непосредственно на рабочем месте путем изучения опыта новаторов производства [9].
Профессиональная компетентность преподавателя (мастера производственного обучения) заключается не только в совершенном владении своим предметом. Огромную роль в учебном процессе играет умение педагога четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности.
Метод (methodos) – по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы педагога с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Сложившаяся на сегодня система методов обучения образовалась не сразу. Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в дополнении устного слова письменным. Третья революция связана с введением в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, - с частичной автоматизацией и компьютеризацией дидактической работы.
В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы по своим критериям. Однако многие ученые принимают как адекватную классификацию отечественных дидактов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которые классифицируют методы обучения по степени самостоятельности и активности учащихся. Эти авторы выделяют следующие четыре класса методов обучения [6].
Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод. Традиционно урок по такому методу всегда сводился к объяснению учебного материала мастером и восприятию этого материала учащимися в виде репродуктивной деятельности (от лат. reproductio – воспроизведение, повторение). Репродуктивный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод ориентирован в основном на организацию поисковой деятельности учащихся. Такое обучение заключается в проблемном изложении учебного материала, в создании поисковых ситуаций, благодаря чему учащимися приобретаются навыки самостоятельности, логического мышления, анализа, усваиваются приемы решения творческих технических задач.
Частично-поисковый, или эвристический, метод сочетает эвристическую беседу со значительной долей самостоятельной работы учащихся, предоставляет обучаемым возможность принять участие в работе на отдельных этапах исследования. При этом они отрабатывают навыки использования приемов интеллектуальной деятельности для самостоятельного решения проблем на определенных моментах производственно-технического процесса.
Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на производственном обучении. Учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по конкретной проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их самостоятельность. От преподносящих методов – к методам, предполагающим взаимные действия мастера и учащихся, и, наконец, к обучающим методам самостоятельной работы. В основу другой классификации полжены источники знаний: слово, образ, действие. Соответственно различают словесные, наглядные и практические методы (табл. 1).
Следует еще раз подчеркнуть важное обстоятельство: выбор конкретных методов (а более правильно – их сочетаний) должен быть обусловлен целями данного урока, особенностями содержания темы, возможностями преподавателя и уровнем развития группы, да и самими условиями обучения. Мастер должен понимать, что система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники и характера труда.
Таблица 1. Методы передачи и усвоения учебной информации
Словесные |
| Наглядные |
| Практические | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Устное изложение (рассказ, объяснение лекция) |
| Демонстрация наглядных пособий |
| Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседа |
| Показ трудовых приемов |
| Самостоятельные работы | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа учащихся с литературой |
| Самостоятельные наблюдения учащихся |
| Тренажеры | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменное инструктирование |
| Производственные экскурсии |
| Лабораторно-практические работы | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудио- и видео средства |
|
|
| Управление технологическими процессами |
Информация о работе Механизированая технология ярового рапса