Механизированая технология ярового рапса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Россия - одна из ряда стран (совместно с «Большой семеркой», Ки­таем и Мексикой), которая учредила Глобальное биоэнергетическое партнерство и приняла на себя обязательства по развитию биоэнергии. Министр сельского хозяйства Е. Скрыльник считает, что «РФ обладает со­поставимым с США потенциалом в производстве биотоплива - около 1 млрд метрических тонн биомассы... Россия в перспективе может стать одним из крупнейших поставщиков биомассы на европейский рынок. На сегодняшний день в России остаются невостребованными около 20 млн гектаров продуктивной пашни, которую можно было бы использо­вать для выращивания высокоэнергетических культур, включая рапс». В 2008-2012 гг. правительство направит из федерального бюджета 4,6 млрд рублей на увеличение производства рапса.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Интенсивная технология возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Народнохозяйственное значение ярового рапса. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Морфологические и биологические особенности, сорта. . . . . . . . . 14
1.3. Особенности возделывания и уборки ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.4. Экономическая эффективность возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25

Глава 2. Содержание учебного материала по изучению методики преподавания возделывания ярового рапса на семена учащимися в профессиональном училище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1. Выбор форм и методов обучения для учащихся ПУ . . . . . . . . . . . 28
2.2. Модели уроков по изучению специального предмета «Растениеводство». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..54

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2122.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

 

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего следует отметить богатство содержания, которое можно передать живой речью. Преподаватель (мастер), рассказывая учащимся о достаточно сложных технических понятиях, может, использовать весьма доступные, яркие образы и аналогии. Применение словесных методов предполагает соблюдение ряда непременных условий; педагог-профессионал должен их знать и освоить.

1. Дикция, темп и четкость речи очень важны для восприятия учащимися материала. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания; словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения. Верно найденная интонация, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другими по звучанию), правильные ударения – это также обязательные требования.

2. Необходимо избегать местных диалектов и макаронизма (так называют шуточное пересыпание речи иностранными словами). Оговоримся: шутка на занятиях, при объяснении – желанная гостья, но она должна быть увязана с возрастом аудитории, тактичной и уместной. Слова, которые употребляет мастер при объяснении, должны учитывать интеллектуальные возможности учеников, быть для них понятными и однозначными.

Стоит весьма осторожно, взыскательно относиться к профессиональному жаргону (арго). Если мастер употребит выражение «колумбик», принятое у старых производственников, то и его ученики станут повторять вместо общепринятого «штангенциркуль» название когда-то существовавшей фирмы «Колумбус», действительно их выпускавшей [22].

И еще: представляется, что использование русских (или давно «обрусевших») слов и выражений должно быть преимущественным. Конечно, например, термин «суппорт» пришел из английского языка, но применяется во всем мире, и его нет смысла менять. Но напомним: когда мы запустили первый спутник, то газеты всего мира писали именно это слово латинскими буквами – sputnik, а не англоязычный термин-аналог «сателлит». Так совершенно естественно проявляется уважение к иностранному приоритету, к изобретателям, первопроходцам в каких-либо областях науки и техники. Но, скажем, если в обиход активно вошло слово «менеджер», то представляется не лишним употреблять его с упоминанием русского аналога - «управляющий», «управленец».

3. Очень важно уяснить, что пользоваться словесными методами надо дозировано. Если учащиеся должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или проекцию слайда), то обязательное заполнение при этом паузы речью мастера не оправданно. Можно привлечь внимание к какому-то элементу, но, пока он рассматривается, длинная череда слов не будет воспринята обучаемыми: объяснение уместнее, когда образ уже усвоен зрительно. Соединение слова с показом должно быть заранее тщательно продумано.

4. Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается аудиторией и передается ей. Наоборот, когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам педагог, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был воспринят, какие интересные факты при этом он старается подобрать, как интеллектуально пытается обогатить своих учеников, все это работает на результат. Самое сложное, однако, в том, что нельзя «сыграть» в эмоциональность, невозможно искренность подменить активностью. Это разгадывается в любой по возрасту аудитории практически безошибочно и так же безотказно «компенсируется» равнодушием слушающих. Вот почему мастеру так важно знать, как отзывается его слово в душах и умах его учеников.

Теперь рассмотрим особенности каждого из словесных методов [18].

Рассказ – это метод логически последовательного сообщения, построенный по продуманному плану. Применяется при относительно длительном изложении мастером учебного материала. Восприятие рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые педагогом, понятны для учащихся. Эффективность рассказа возрастает, если он сопровождается демонстрацией плакатов, инструментов, образцов производственных материалов к т.д.

В производственном обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа – объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией конструкции машин, механизмов или хода технологического процесса. Довольно часто в производственном обучении рассказ и объяснение объединяются, причем объяснять или разъяснять мастеру приходится больше, чем рассказывать. Объяснение широко используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.п.

В теоретическом обучении (особенно на старших курсах) применяют лекцию. Как и рассказ, лекция воздействует на воображение и чувства, стимулирует конкретно-образное мышление, но характерна более строгим отбором и систематизацией излагаемого материала. Структура лекции в большей степени, чем структура рассказа, подчинена требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов обучения (от греч. monos – один), при которых доминируют исполнительская, часто пассивная, или репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимый для педагога поток информации об усвоении учащимися знаний, фор­мировании у них умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа. Беседой называется такой словесный метод, при котором мастер, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению, активизирует их интеллектуальную деятельность, фокусирует их внимание, развивает речь. Однако следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует более основательной подготовки со стороны педагога.

Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов. Такая беседа, в отличие от сообщающей и воспроизводящей, называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу учащихся. Путем сопоставления фактов и логических рассуждений они сами приходят к новым выводам.

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной литературой также является методом обучения, основанным на слове. Это одно из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. Справочная литература – один из основных источников информации в производственном обучении. При обучении по программированным текстам работа с книгой является также эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. При этом надо стремиться научить своих воспитанников целенаправленному поиску нужных публикаций, умению работать со специальной литературой. А стало быть – научить пользоваться библиотечными каталогами, библиографическими указателями, общими и специальными энциклопедиями.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточных знаний, умений и навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Это воспитывает внимательность, понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы, выбора необходимых для этого принадлежностей. Вместе с тем следует учитывать, что письменное инструктирование может приучать к действиям по шаблону, поэтому в последующем целесообразно использование инструкционной документации с неполными данными, отсутствие которых должен восполнить сам обучаемый.

В техническом плане словесные методы обучения обогащают использование аудио- и видеозаписей. Фрагменты радио- и телепередач по истории науки и техники, о достижениях современных технологий, выступлениями ученых и производственников могут стать ярким и актуальным материалом при изучении специальности.

В практике профессионального обучения одно из самых важных мест занимают наглядные методы. Так в методологии принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представ­лении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков (см. табл. 2).

Таблица 2. Система демонстрационных учебных методов

(по Н. И. Макиенко)

Демонстрация (показ)

 

 

 

наглядных пособий

 

трудовых приемов

 

 

 

 

Натуральные образцы

 

Изобразительные пособия

 

Рабочая поза

 

 

 

 

 

Оборудование

 

Плакаты

 

Макеты

 

 

Пользование инструментом

 

 

 

 

 

 

Механизмы

 

Таблицы

 

Модели

 

Характер рабочих движений

 

 

 

 

 

Приспособления

 

Чертежи

 

Диафильмы

 

Скорость

 

 

 

 

 

Инструмент

 

Схемы

 

Кино- и видеофильмы

 

Сила

 

 

 

 

 

 

 

Материалы

 

Диаграммы

 

Диапозитивы, кодограммы

 

Темп и ритм

 

 

 

Координированность

 

 

Точность

 

 

Пластичность и ловкость

При демонстрации (показе) производственных процессов у учащихся формируется эталон трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Опыт убеждает, что показ как метод производственного обучения способствует созданию у обучаемых четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции). Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучении [13].

В процессе показа мастер сообщает учащимся о том, что он намерен показать; объясняет каждое свое движение и действие; подчеркивает его назначение; сопровождает показ демонстрацией при необходимости соответствующих плакатов и других наглядных пособий.

В ходе самостоятельной работы следует приучать будущих рабочих са­мим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и помнить, как недочеты в состоянии и применении инструментов могут повлиять на результат.

Основными путями и средствами воспитания самостоятельно­сти при выполнении заданий являются:

применение различных технических устройств (тренажеров);

использование инструкционных карт; 1 самостоятельный разбор чертежей;

подбор режимов работы;

самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами;

личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

В практике производственного обучения широко применяются и специальные формы занятий. К таковым могут быть отнесены:

упражнения на тренажерах;

лабораторно-практические работы;

деловые игры;

экскурсии и др.

Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться для достижения следующих целей:

формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий;

отработка алгоритмов профессиональной деятельности;

предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании.

Тренажер - техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебно-производственном процессе. Существует целый ряд профессий (химики-аппаратчики, некоторые водительские профессии и т.п.), при обучении которым тренажеры являются единственно возможным эффективным средством подготовки. Тренажеры используются как вспомогательные учебные технические средства в случаях поиска неисправностей для их устранения в работе различных приборов, устройств и аппаратуры. Особенно эффективны упражнения на тренажерах с использованием электронно-вычислительной техники, позволяющей точно и доступно имитировать технологические процессы, аварийные ситуации и т.п., притом, что обучаемые не подвергаются реальной опасности.

Информация о работе Механизированая технология ярового рапса