Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Некоторые журналисты, хотя далеко не все, придерживаются скептической позиции в отношении  религии вообще. Они предпочитают говорить о Русской Церкви как об очень консервативной. Позиции Русской Церкви, особенно по вопросам морали и нравственности, обсуждаются фактически в идентичных выражениях с позицией по тем же вопросам Римско-католической Церкви. Кроме того, многие западные журналисты считают, что Русская Церковь слишком сблизилась с государством, что она готова с ним очень тесно сотрудничать, и, как правило, это воспринимается негативно. С точки зрения фактической такая тенденция есть. Но нельзя упускать из виду целый ряд нюансов. История Русской Церкви связана как с византийской традицией, так и со специфической формой существования православия в Российской империи и его подавлением при коммунистической власти.

     Следует отметить, от Церкви в конце 80-х —  начале 90-х годов многие ожидали неких титанических свершений и радикальных перемен. В России еще не завершилась трансформация, начатая антикоммунистической революцией конца восьмидесятых — начала девяностых. И потому Церковь переживает те же процессы, что и все общество. Она выходит из очень тяжелого периода и, как и все общество, нащупывает свой путь в будущее. Еще двадцать лет назад Церковь была несвободной, и, кажется, она постепенно ищет свои пути к этой свободе. Постепенно этот поиск станет все более очевидным и тем, кто делает материалы о Церкви в западных СМИ. Жизнь не статична, в том числе и жизнь церковная.

     Конец 80-х и начало 90-х годов —  освобождение религиозной жизни  тогда еще в Советском Союзе. Для западных СМИ, работавших здесь, просто рассказы об открывающихся приходах, о возвращающихся из эмиграции священниках, о выходе первых больших тиражей Библии были частью большого полотна, которое называлось «перестройка и освобождение России от коммунизма». Затем на какое-то время перипетии политической жизни — приватизация, чеченская война — заслонили церковную жизнь. В 1997–1998 годах, конечно, история с захоронением останков, как считают светские власти, царской семьи, и отказ Церкви признать подлинность этих останков, вызвали гигантский и неподдельный интерес. Во многом это объясняется тем, что о России в Европе и США знают не так уж много. Но отдельные события и фигуры известны по-настоящему широко. Судьба императора Николая II и его семьи, вообще история краха Российской империи — из этой серии. Эта тема всегда интересна массовой аудитории на Западе, причем особенно в Соединенном Королевстве или, скажем, в Дании, где королевские дома особенно тесно связаны с Домом Романовых.

     В последние годы Церковь стала  все чаще упоминаться в материалах европейской и американской прессы как непременный участник дискуссий о современной российской идентичности. Эти дискуссии стали очень острыми, и западная пресса эту тему поднимает очень часто. В последнее десятилетие иерархи Церкви, в том числе нынешний Патриарх Кирилл, начали активно высказываться на такие темы как права человека, биоэтика. Все это довольно ново для западных средств массовой информации. Замечу, что Архиерейский Собор 2000 года, который принял социальную концепцию Русской Православной Церкви и одновременно канонизировал царскую семью и десятки других новомучеников, также вызвал внимание на Западе. Потому что это было несомненно событие, продемонстрировавшее, что Церковь пытается стать независимым участником общественной жизни России.

     Событием, которое привлекло внимание западной прессы, стало избрание митрополита Кирилла патриархом.

     Главными фигурами в репортажах о жизни Русской Православной Церкви являются почивший Патриарх Алексий и нынешний патриарх Кирилл.  Кроме того, есть известные комментаторы. Это такие фигуры как протоиерей Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев, священник Владимир Вигилянский.

     Здесь важную роль играет, например, способность  человека говорить по-английски, вообще на любом иностранном языке. Потому что часто комментарий берется  по телефону. Такие священники, как о. Всеволод Чаплин, Игорь Выжанов или, скажем, епископ Иларион (Алфеев), владеют одним или несколькими иностранными языками, и потому известны как комментаторы на Западе. К сожалению, набор таких фигур ограничен.

     Очень хорошо известна в Европе и Америке  фигура о. Александра Меня. Его ученики сделали много для того, чтобы память о нем сохранялась.

     Если  говорить о присутствии Церкви на страницах мнений и комментариев в западной печатной прессе, то здесь  оно практически отсутствует, в  отличие от Римско-католической Церкви, представители которой чаще выступают со своим мнением на страницах газет.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Создание образа  Русской Православной  Церкви в отечественных  СМИ. 

     В наибольшей степени стереотипы массового  сознания формируют (и отражают) электронные СМИ. Важнейшую роль в формировании информационного поля играют сами священнослужители, чьи выступления и интервью для ведущих СМИ играют едва ли не главную роль в освящении религиозной тематики. И уже невозможно понять, кто в данном случае в большей степени определяет стилистику и тематику религиозных сюжетов - СМИ или церковные деятели. Образ РПЦ наиболее ярко формируют такие передачи, как "Слово пастыря" на Первом канале (ведущий – митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, выходит по субботам в 9 утра).

     В составе утреннего канала "Доброе утро" также выходила, к примеру, викторина "Россия. Колокола судьбы" (два раза в неделю по 5 минут), которая  подчеркивала значимость Православия  для страны, его богатство и  красоту. На Первом канале регулярно появляются сюжеты в новостных программах, посвященные встречам православных иерархов с высшими чиновниками государства, выступлениям патриарха, открытиям церквей, паломничествам и поклонениям мощам. Ключевые слова в определении содержания подобных сюжетов, которые во многом похожи, это "красота службы", "величие Русской Земли, благодаря Православию", "обязанность государства поддержать РПЦ, ослабленную в эпоху гонений" и т.п. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что периодически появляются журналистские зарисовки, рассказывающие о конкретной социальной роли церкви в обществе. К примеру, о том, как православный священник в Омске играет с подростками из детского дома в футбол.

     Образ православной веры, создаваемый на канале "Россия", мало отличается от того, который создается на Первом канале. В составе утреннего блока также выходит 5-минутный "Православный календарь", который создает довольно схематичное и гротескное представление о святых и об "исторической вере русского народа" в целом. В новостных программах канала "Россия", также как и на Первом федеральном канале, большое внимание уделяется официальной хронике, связанной с РПЦ. Деятельность православных иерархов и "возрождение Церкви" освещается на канале "ТВ Центр", как в новостях, так и в отдельных ток-шоу и авторских программах. На "ТВ Центре" выходит отдельная передача "Первосвятитель", в которой рассказывается о служениях и поездках патриарха.

     Православно-патриотическому  освящению текущих событий посвящена  программа московского канала, вещающего на Москву и Московскую область, ТРВК "3-й канал" (бывший канал "Московия") - "Русский взгляд" (ведущий - Иван Демидов, выходит каждое воскресенье). По сути, "Русский взгляд" является единственной программой на крупном телеканале со светским ведущим, которая целенаправленно позиционирует себя как православная. Иван Демидов, а также православные активисты и священнослужители, выступающие в программе, напрямую лоббируют интересы Православия в экономической и политической сферах, доказывают необходимость сильной и богатой Церкви в сильном государстве, подчеркивают свое стремление защищать "русские национальные интересы", делая необходимой частью православного образа русский национализм и лояльность существующей власти.

     Что касается канала НТВ, то православные события освещаются в новостных программах довольно скупо. Руководство телеканала старается придерживаться отстраненной "объективной" позиции в отношении официального Православия.

     Наиболее  многотиражные общенациональные газеты - "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Труд", "Аргументы и факты" и др., в значительной степени даже "Известия" придерживаются принципиально той же, что и общенациональные телеканалы информационной политики в освящении религиозной тематики.

     Наиболее  широко на телевидении освещаются, по преимуществу, следующие действия РПЦ: крестные ходы, освящения церквей, общественных и государственных учреждений, благословения различных акций (призыва на военную службу, разных начинаний власти и т.д.), встречи иерархов с политиками и чиновниками.

     В большей части религиозных материалов СМИ основное внимание уделяется  государственному значению Православия.

     В интервью, которые православные иерархи  дают основным СМИ, они с энтузиазмом  декларируют историческую роль Православия  в укреплении русской государственности и его роль в современном государственном строительстве. Они часто обращают внимание на то, что высшие представители власти являются убежденными сторонниками Православия. Так, почивший патриарх Алексий заявлял о том, что у президента "Прекрасная православная семья!" и приводил в качестве основного патриотического лозунга слова В. Путина: "Нет России без православия, и нет православия без России". Вслед за главой государства, по словам патриарха, с успехом выстраивается вертикаль православной веры: "Сегодня ко многим государственным деятелям из тех, кто не был крещен, приходит осознание того, что надо креститься. И многие крестятся". Православность президента В. Путина лежит в основе статей о том, как глава государства отмечает православные праздники. Так, на Рождество, как отмечается в "Труде", "Владимир Путин молился вместе с прихожанами, а по завершении службы поздравил их с наступившим Рождеством Христовым".

     Более ироничный взгляд на отношения РПЦ  и власти, которые априори считаются чрезвычайно тесными, представляют журналисты "Московского Комсомольца". Как и в других изданиях, в "МК" также помпезно освещаются встречи патриарха с президентом, чиновниками и политиками.[6]

     Образ Православия рисуется, в общем, величественным, но и у РПЦ есть негативные моменты, которые освещаются в светских СМИ. Это не сильно портит образ РПЦ, но бросает на нее некую тень. Автор упоминает о таких моментах, иначе картина получится неполной.

По наблюдению ряда компетентных лиц, в постперестроечные  годы имело место несколько крупных  скандалов, направленных против РПЦ.

Во-первых, в начале девяностых годов было много  шума вокруг слухов о сотрудничестве Церкви и КГБ. Здесь большую негативную роль сыграл бывший священник и депутат Госдумы, Глеб Якунин. Со временем интерес к этой теме спал, однако то, что Священноначалие не дало четких разъяснений по данному вопросу, по-прежнему предоставляет пищу для нездоровых инсинуаций.

«Сигаретный скандал», вызванный активно распускаемыми и муссируемыми в ряде СМИ слухами нанес значительный ущерб имиджу РПЦ. Организация воспринимаемая общественностью как гарант нравственности, обвинялась в торговле сигаретами и водкой. Сильно был запятнан образ Его Высокопреосвященства, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, одного из талантливейших православных проповедников и церковных дипломатов.

Следующий скандал, с легкой руки журналистов, получил название проблемы «голубого  духовенства». Помимо откровенно циничных и беспощадно бичующих нравы РПЦ статей, были и такие публикации, в которых провозглашалась поддержка Церкви и прав верующих (например, серия публикаций в газете «Комсомольская Правда»). Но сам нездоровый интерес журналистов к данной тематике бесспорно негативно сказался на PR РПЦ. 

     В настоящее время определенный «потенциал скандальности» имеют проблемы взаимоотношений РПЦ с католиками и введения в школах предмета «Основы Православной культуры», о чем уже было сказано выше.

     Несмотря на перечисленные выше некоторые крупные скандалы, направленные против РПЦ, в целом можно наблюдать тенденцию «хорошего отношения» российских СМИ к Русской Православной Церкви.

       3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов. 

     Предубеждение православных иерархов против некоторых социологов стало наиболее очевидным в последние годы, когда учёных стали упрекать в субъективизме и даже в намеренном искажении фактов. Малый процент тех людей, которые в рамках социологических опросов относили себя к верующим, сознательно исповедующим православие, и регулярно посещающим храмы, явно испугал священноначалие РПЦ МП. Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) даже посвятил анализу того, что пишут социологи, целую передачу в программе "Слово пастыря" на телевидении. По мнению владыки Кирилла, социологи, принижая роль православия в обществе, по сути, готовят политический донос власти или тем силам, которые на основании выводов исследователей могут более не считаться с мнением Московской патриархии. Однако отказ от любых рассуждений социологов о том, что же подразумевается под понятием "православный" в России, равносилен нежеланию знать, как верит и вообще живёт ли по вере страна. Исследователь не может понадеяться на "русский авось" и сказать, что у нас "авось православный" народ.

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви