Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: « Связи с общественностью  в деятельности Русской Православной Церкви» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ульяновск, 2010г. 
 

     Содержание

     Введение

      1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью

1.1 История  взаимоотношений Русской Православной  Церкви с государством и общественностью

1.2 О  развитии религиозного сознания  в новейшей истории России

      1. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности

  2.1 Источники получения информации  о Русской Православной Церкви

  2.2 Создание образа Русской Православной  Церкви в западных СМИ

2.3  Создание  образа Русской Православной  Церкви в отечественных СМИ

      1. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов

              Заключение

              Список литературы

               Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

Данная  курсовая работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь (РПЦ; также Московский Патриархат – другое официальное наименование) – автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей.

Правовым  основанием своего бытия, устройства и  деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее  включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

 РПЦ  формирует основное направление  своего PR не как создание выгодных  ей мифов и иллюзий, а как  объективное освещение ее жизни.

С точки  зрения православной догматики, Церковь - это такая организация, куда человек приходит независимо от рекламы, однако, в современном мире это не совсем так. Существует огромное количество информационных посредников между Церковью и человеком.

Христианская  религия накладывает определенные ограничения на применение PR технологий: еще в первом веке ученик  святого апостола Павла св. Дионисий Ареопагит утверждал, что чистым целям должны соответствовать чистые средства. Так что ни о каком сознательном искажении правды и «черном PR» оппонентов не может быть и речи.

На протяжении всей истории у Церкви был тот или иной имидж в глазах народа. Однако уникальность современной ситуации заключается в том, что сейчас существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь не может игнорировать то, как она представлена в нем. И поэтому ради донесения объективной информации о сути своего учения Церковь не только имеет моральное право, но и обязана в силу своей изначальной миссии, так позиционировать себя в информационном поле, чтобы люди имели верную и непредвзятую информацию о ней. Все это позволяет нам утверждать, что тема данной работы обладает повышенной актуальностью и значимостью.

Степень разработанности проблемы. Вопрос связей с общественностью в деятельности РПЦ исследован не очень глубоко. Из ученых и общественных деятелей, занимающихся данной проблемой, следует назвать Вишневского Ю. Р., Шапко В. Т., Дубина Б., Самсонова Т. И., Семёнова В. Е., Швейцера А., Мчедлова М.П. Пиар в церкви – «молодая» проблема, т.к. связи с общественностью, как самостоятельная дисциплина, появились сравнительно недавно.

Объект  исследования: деятельность Русской  Православной Церкви.

Предмет исследования: связи с общественностью  в деятельности Русской Православной Церкви.

Цель  курсовой работы: исследовать связи  с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.

Задачи  сформулированы в соответствии целью  курсовой работы:

-Изучить  историю взаимоотношений церкви  и государства, церкви и общества

- Изучить  целевые аудитории Русской Православной  Церкви и ее работу с ними

-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ

- Рассмотреть  создание образа РПЦ в отечественных  СМИ 

-Рассмотреть  результаты социологических опросов  с целью выявления   отношения  общественности к  Русской  Православной Церкви.

Теоретической основой данной работы послужили идеи таких ученых и общественных деятелей, как А. Кураев, С. Филатов, Р. Лункин, А. Еремин и др.

Научая  новизна курсовой работы заключается  в том, что в работе представлены современные представления о  связях с общественностью в деятельности РПЦ.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, глав, заключения, библиографического списка и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      1. Деятельность  Русской Православной Церкви по связям с  общественностью.

     1.1 История взаимоотношений  Русской Православной Церкви с государством и общественностью.

     Начало  утверждению православия в Российском государстве положило «крещение  Руси», осуществленное в 988г. киевским князем Владимиром. В первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими митрополитами. Лишь в 1448г. она обрела автокефалию (самостоятельность), а с 1589г. стала возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.

     Унаследованная  от Византийской империи Россией концепция христианского монарха как воплощения «власти от Бога» служила теоретическим обоснованием необходимости в обществе института монархии. Монархия обеспечивала единовластие и преемственность стратегии управления государством, а церковь укрепляла и освещала её своим сакральным авторитетом. Усиление государственной власти сопровождалось и оттеснением на второй план церкви.[8]

     С целью укрепления позиций  церкви внутри страны и повышения  ее международного престижа в  XVII в. патриархом Никоном была  проведена церковная реформа, касавшаяся преимущественно обрядовой стороны религиозной жизни. Она явилась поводом для раскола русской православной церкви и возникновения направления, известного под названием «старообрядчества», отвергнувшего церковные нововведения.

     Впоследствии в связи с тем  что патриаршая власть не поддерживала  реформаторскую деятельность Петра  I. управление церковью было преобразовано,  а сама она превращена в  составную часть государственного  аппарата Российской империи.

     Уже начиная с 17 века, проявляется тенденция к пересмотру сложившихся отношений между церковью и государством. В основе нового паттерна отношений «церковь – государство» лежит концепция «естественного закона». В странах, где доминирующей религией стал победивший протестантизм, особый упор делается на укрепление суверенитета светской власти. Аналогичное развитие наблюдается и в католическом мире. Русская православная церковь также оказывается вовлечённой в этот процесс при Петре 1.[1]

     Мощный  размах государственного вмешательства в дела церкви- одна из основных черт этого периода её истории. В учении Феофана Прокоповича соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр 1 видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей – всё это было результатом рационалистическим об общественной пользе.

     Для исполнения этих замыслов и была создана  Духовная коллегия, впоследствии Священный  Синод, члены которого были слугами  царя и государства. Юридическим  основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» важнейший церковный документ в истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь православной русской церкви.  Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах. Обер-прокурор Синода (по закону лицо светского звания), который при Петре 1 был исключительным шефом синодальной канцелярии, поднялся в 19 в. До высшего чина в империи, управляя внутренней жизнью церкви («обер-прокурор – глаза властителя»)

     После смерти Петра 1 Священный Синод был подразделён на два департамента: первый состоял из иерархов и занимался духовными делами, второй включал лиц светского звания. В отношении религиозных сект политика была сложной; государство рассматривало церковь как часть себя самого и вплоть до 19 в. Религиозная оппозиция воспринималась, прежде всего, как политическая и соответственно преследовалась.

     Церковь к концу синодального периода  окончательно утратила способность  функционировать как независимый  институт, церковное руководство  стало частью высшей министерской бюрократии. Церковь оказалась в изоляции в пучине реакции. Синод официально санкционировал сотрудничество духовенства с правоэкстремистскими политическими организациями после 1905г.

     Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительствующий Синод. Его членов – церковных иерархов и обер – прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам Русской православной церкви. В основных законах, утвержденных еще Павлом 1, говорилось, что «Христианская православная вера есть первенствующая и господствующая», а «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догманов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святого благочиния. На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался, и регистрировался в церкви. Дела семейные (конфликты между супругами, родителями и детьми, дела о расторжении брака) рассматривались в церковных судах (епархиальных консисториях) по церковному (каноническому) праву. Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления. Церковь играла важнейшую роль в руководстве системой просвещения. Поэтому неудивительно, что обер – прокурор синода граф Д.А. Толстой длительное время совмещал также пост министра народного просвещения. На церковь фактически возлагались и некоторые функции полицейского надзора.[2]

     Государство терпит церковь как культовое  учреждение и официально признаёт свободу  совершения религиозных обрядов.

       Советская идеология, считает  Беркен, это уникальное сочетание  философских и религиозных воззрений: «Квазирелигиозный характер советской коммунистической идеологии становится главным общим знаменателем в процессе многих критических исследований коммунизма».

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви