Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.
Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение
Хотелось бы привести аналогию
из истории Церкви — многие
из Святых Отцов были
Итак, представители Церкви научились пользоваться пиар-технологиями. Но есть некоторые моменты, которые хоть и привлекают внимание прессы, но вызывают далеко не положительные отклики в СМИ. Речь идет о так называемой «миссии среди субкультур». Подавалось это по ТВ так: «Байкеры – это круто, а байкеры – православные, стань православным, и будешь крутым парнем». Конечно, это вызывает лишь негатив.
В целях анализа позиционирования РПЦ в сознании населения, имеет смысл рассмотреть, как были отражены крупнейшие события последнего времени религиозной жизни страны в СМИ. К таким событиям мы отнесли следующие.
Тысячелетие Крещения Руси.
Это событие получило широкое освещение практически во всех СМИ того времени. В то время еще существовал СССР, однако, идеологический диктат КПСС существенно ослаб, что отразилось и в снятии запретов на огласку событий религиозной жизни. К тому же, тогда в народе проснулся интерес к духовной стороне жизни. И такое событие как тысячелетие Крещения Руси было прекрасным информационным поводом для того, чтобы РПЦ заявила о себе. И освещение его можно считать показательным для анализа всего PR РПЦ, так как это событие, по сути, явилось началом выстраивания связей с общественностью РПЦ в современной России.
Строительство Храма Христа Спасителя.
Одним из крупнейших событий в жизни РПЦ и всей России постсоветского периода явилось восстановление Храма Христа Спасителя, разрушенного при Сталине. Оно имело глубокое символическое значение, так как данный Храм – это не просто культовое здание, а идейный символ возрождения духовности и Русской Православной Церкви. Этот процесс широко освещался в различных СМИ и получил резонанс по всей стране. Церковью совместно с государством был создан серьезный информационный повод для поднятия вопроса о значении Православия для россиян. Таким образом, Церковь заявила на всю страну о своей особой роли не только в истории, но и в современной жизни новой России.
Канонизация царственных мучеников.
Идея
канонизации принадлежит не
Показ фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа».
Показ экранизации романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» выявил множество проблем, скрытых конфликтов и противостояний в нашем обществе. Этот частный вопрос вылился в серьезное столкновение религиозного и либерального обезбоженного сознания.
В
освещении этого события
В итоге РПЦ проиграла эту «битву». Но на долгое время был создан информационный повод для борьбы с грехом и пороком, навязываемым через телеэфир. И, следовательно, РПЦ находилась в центре внимания и имела возможность привлечь большое число сторонников. (Согласно проведенным соцопросам, в поддержку позиции РПЦ высказалось около 16% населения России, а это примерно 20 миллионов человек)
Открытие католических епархий в России.
Как не странно, это событие имело положительные последствия для PR РПЦ. Хотя в средствах массовой информации, как в светских так и церковных была осуждена, по большей части, реакция РПЦ на действия Ватикана без согласования с Патриархом, был создан образ мирной РПЦ в противовес агрессивному, экспансионистскому Ватикану. Имея национальную подоплеку, этот конфликт привлек к РПЦ новых сторонников. Национальное самосознание русских, 60% которых идентифицируют себя с Православием, было активизировано действиями Ватикана и это привлекло внимание к РПЦ.
Договор между РПЦ и Министерством образования.
Проблема
введения в школах
Избрание патриарха
Кирилла.
Русская Православная Церковь как главенствующая религиозная организация на территории России, естественно, борется за свою паству, и создает образ РПЦ в соответствии канонами и представлениями иерархов РПЦ. Так, к примеру, внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности.
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви.
Население получает информацию, черпая знания об РПЦ из следующих источников:
За последние десять лет население научилось с осторожностью относиться к СМИ, и с большим вниманием к информации, полученной через непосредственные контакты. Поэтому формирование образа РПЦ в сознании населения во многом зависит от личных качеств и богословских знаний ее представителей
Значительная часть населения России идентифицирует себя как православных, и, соответственно, периодически посещает храмы и участвует в церковных праздниках. Впечатления, полученные ими от этого, во многом формируют в их сознании образ религии вообще и Церкви в частности.
Основой восприятия любого человека являются заложенные в детстве стереотипы и семейное воспитание. Эти факторы необходимо учитывать как исходные данные при разработке PR-кампаний РПЦ.
Те или иные, в той или иной форме, светские СМИ влияют на сознание каждого гражданина. В них заключен главный ресурс и главная опасность.
Процерковные СМИ, т.е. официально не подконтрольные Церкви, но лояльно к ней относящиеся и проводящие политику поддержки РПЦ, пользуются достаточно широким спросом среди населения, так как освещают не только религиозную, но и другую тематику, хотя и с позиций близких церковным. Необходимо отметить что, существует ряд изданий, использующих «православный» имидж, позиция которых, тем не менее, зачастую противоречит официальной позиции Церкви.
В последнюю
очередь как источник
Итак, мы выделили основные источники информации, под влиянием которой складывается образ РПЦ в глазах населения.
Интернет:
В интернете РПЦ представлена
достаточно полно и адекватно.
То, что православные сайты
Телевидение:
Образ
РПЦ формируют такие передачи,
как «Слово пастыря» на Первом канале,
«Православный календарь» и другие,
сюжеты в новостных программах. ТВ имеет
сильное воздействие, хотя оно не всегда
осознается самим человеком. Оно значительно
(явно и неявно) влияет на психику и сознание,
в первую очередь, детей и подростков.
В скрытом кумулятивном (накопительном)
воздействии телевидения на психику как
раз и заключается его "коварство".
Да и как оно может не воздействовать,
если большинство молодежи контактирует
с ним по несколько часов практически
ежедневно.[5]
2.2
Создание образа
Русской Православной
Церкви в западных СМИ
Первое, что необходимо отметить: не существует единой позиции западных СМИ по поводу Русской Церкви, как собственно, и любых других тем. Западные СМИ очень разные, они не получают руководящие указания из единого центра. Это невозможно даже в рамках одной страны, не говоря уже о глобальном масштабе. Сами по себе издания или телеканалы могут занимать диаметрально противоположные позиции в отношении крупнейших проблем современности.
С другой стороны, следует отметить, что Русская Церковь и православие в более широком смысле не очень хорошо известно на Западе. О православной традиции в странах протестантской и католической культуры знают немного. И поэтому зачастую среди журналистов не всегда есть понимание, в чем отличие православия от западных церквей. Большую часть ХХ века Русская Православная Церковь была, так сказать, в «глубокой заморозке», поэтому про нее мало известно. Ведь в эпоху существования СССР про церковную жизнь имели представление разве что несколько исследовательских и правозащитных центров на Западе, которые занимались проблемами религиозной свободы в Советской Союзе. И это создает своеобразную ситуацию, при которой, с одной стороны, отношение прессы должно быть разное, но, с другой стороны, существует определенный набор стереотипов, которые кочуют из издания в издание, из канала в канал просто в силу того, что нет достаточной информации.
Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви