Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви.
Задачи сформулированы в соответствии целью курсовой работы:
-Изучить историю взаимоотношений церкви и государства, церкви и общества
- Изучить целевые аудитории Русской Православной Церкви и ее работу с ними
-Рассмотреть создание образа РПЦ в западных СМИ
- Рассмотреть создание образа РПЦ в отечественных СМИ
-Рассмотреть результаты социологических опросов с целью выявления отношения общественности к Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение
1. Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
2. Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

   Хотелось бы привести аналогию  из истории Церкви — многие  из Святых Отцов были образованнейшими  людьми своего времени, превосходно владевшими тогдашним "пиаром" — риторикой, умением убеждать аудиторию, дисциплиной, которая преподавалась в античных школах и считалась необходимой, чтобы убеждать в своей правоте суд или народное собрание. В трудах, например, блаженного Августина есть упоминания о том, что искусство риторики в то время могло использоваться и в дурных целях — чтобы избавлять от правосудия злодеев и доставлять в суде победу неправой стороне. Однако христиане взяли это искусство, чтобы обратить его на служение истине и спасению. Возможно, православным людям не следует гнушаться и искусством пиара и рекламы, а, напротив, употребить их к благу.

   Итак, представители Церкви  научились пользоваться пиар-технологиями. Но есть некоторые моменты, которые хоть и привлекают внимание прессы, но вызывают далеко не положительные отклики в СМИ. Речь идет о так называемой «миссии среди субкультур». Подавалось это по ТВ так: «Байкеры – это круто, а байкеры – православные, стань православным, и будешь крутым парнем».  Конечно, это вызывает лишь негатив.

 В целях анализа  позиционирования РПЦ в сознании населения, имеет смысл рассмотреть, как были отражены крупнейшие события  последнего времени религиозной жизни страны в СМИ. К таким событиям  мы отнесли следующие.

Тысячелетие Крещения Руси.

Это событие  получило широкое освещение практически  во всех СМИ того времени. В то время  еще существовал СССР, однако, идеологический диктат КПСС существенно ослаб, что  отразилось и в снятии запретов на огласку событий религиозной жизни. К тому же, тогда в народе проснулся интерес к духовной стороне жизни. И такое событие как тысячелетие Крещения Руси было прекрасным информационным поводом для того, чтобы РПЦ заявила о себе. И освещение его можно считать показательным для анализа всего PR РПЦ, так как это событие, по сути, явилось началом выстраивания связей с общественностью РПЦ в современной России. 

Строительство Храма Христа Спасителя.

Одним из крупнейших событий в жизни  РПЦ и всей России постсоветского периода явилось восстановление Храма Христа Спасителя,  разрушенного при Сталине. Оно имело глубокое символическое значение, так как данный Храм – это не просто культовое здание, а  идейный символ возрождения духовности и Русской Православной Церкви. Этот процесс широко освещался в различных СМИ и получил резонанс по всей стране. Церковью совместно с государством был создан серьезный информационный повод для поднятия вопроса о значении Православия для россиян. Таким образом, Церковь заявила на всю страну о своей особой роли не только в истории, но и в современной жизни новой России.

Канонизация царственных мучеников.

  Идея  канонизации принадлежит не РПЦ,  а простым верующим. Хотя официальные  структуры РПЦ не хотели идти  на этот шаг, необходимость  поднятия авторитета Церкви среди  паствы привела к канонизации семьи Николая II. В означенных целях это был удачный ход, однако, необходимо отметить, что он имел свои отрицательные последствия для РПЦ в отношении ее связей с общественностью. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, сыграли свою роль негативные стереотипы, связанные с семьей Николая II. Во-вторых, освещение данного события СМИ: РПЦ обвинили в попытке восстановить монархию, как  водится безосновательно.

 

  Показ фильма Скорсезе  «Последнее искушение  Христа».

Показ экранизации романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» выявил множество проблем, скрытых конфликтов и противостояний в нашем обществе. Этот частный вопрос вылился в серьезное столкновение религиозного и либерального обезбоженного сознания.

 В  освещении этого события налицо  однобокость. Доводов со стороны  церковной общественности, заявления  Святейшего Патриарха и Священного  Синода никто, кроме узкого  круга столичных читателей малотиражной  церковной прессы так никто  и не узнал. Зато население было подробнейшим образом ознакомлено с необъективными статьями о попытках РПЦ ввести цензуру на светских телеканалах, ограничить гражданские свободы и так далее. Аргументы в пользу показа, и доводы оправдывающие демонстрацию фильма, сыпались, как из рога изобилия, а попытки РПЦ ответить на них всячески заглушались.

В итоге  РПЦ проиграла эту «битву». Но на долгое время был создан информационный повод для борьбы с грехом и  пороком, навязываемым через телеэфир. И, следовательно, РПЦ находилась в  центре внимания и имела возможность привлечь большое число сторонников. (Согласно проведенным соцопросам, в поддержку позиции РПЦ высказалось около 16% населения России, а это примерно 20 миллионов человек)

Открытие  католических епархий  в России.

Как не странно, это событие имело положительные последствия для PR РПЦ. Хотя в средствах массовой информации, как в светских так и церковных была осуждена, по большей части, реакция РПЦ на действия Ватикана без согласования с Патриархом, был создан образ мирной РПЦ в противовес агрессивному, экспансионистскому  Ватикану. Имея национальную подоплеку, этот конфликт привлек к РПЦ новых сторонников. Национальное самосознание русских, 60% которых идентифицируют себя с Православием, было активизировано действиями Ватикана и это привлекло внимание к РПЦ.

Договор между РПЦ и  Министерством образования.

  Проблема  введения в школах религиозного  образования имеет широкий общественный  резонанс. Как и в большинстве  вышеупомянутых случаев, налицо  отсутствие объективного освещения  процесса в СМИ. Тем не менее, в отличие от времен показа фильма М. Скорсезе, на сегодняшний день государство поддерживает РПЦ. Государство пытается сделать РПЦ своим «идеологическим департаментом». Тут открываются широкие перспективы. При помощи государства возможно постоянное привлечение внимания СМИ, создание религиозно-просветительских программ на центральных телеканалах, и, наконец, ознакомление общественности с реальной позицией Церкви по всем социально значимым вопросам.

   Избрание патриарха Кирилла. 

      Русская Православная Церковь как главенствующая религиозная организация на территории России, естественно, борется за свою паству, и создает образ РПЦ  в соответствии канонами и представлениями  иерархов РПЦ. Так, к примеру, внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:  

  • осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; 
  • принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; 
  • осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Образ Русской  Православной Церкви  в глазах общественности.

               2.1 Источники получения  информации о Русской  Православной Церкви.

Население получает информацию, черпая знания об РПЦ из следующих источников:

  • Непосредственное общение с верующими, в частности со служителями Церкви.

За последние  десять лет население научилось  с осторожностью относиться к  СМИ, и с большим вниманием  к информации, полученной через непосредственные контакты. Поэтому формирование образа РПЦ в сознании населения во многом зависит от личных качеств  и богословских знаний  ее представителей

  • посещение храмов, участие в церковных праздниках

       Значительная  часть населения России идентифицирует себя как православных, и, соответственно, периодически посещает храмы и участвует в церковных праздниках. Впечатления, полученные ими от этого, во многом формируют в их сознании образ религии вообще и Церкви в частности.   

  • семейное воспитание; стереотипы, заложенные родителями и учителями

Основой восприятия любого человека являются заложенные в детстве стереотипы и семейное воспитание. Эти факторы необходимо учитывать как исходные данные при  разработке PR-кампаний РПЦ.

  • информация из светских СМИ

Те или иные, в той или иной форме, светские СМИ влияют на сознание каждого гражданина. В них заключен главный ресурс и главная опасность.

  • процерковные СМИ

Процерковные  СМИ, т.е. официально не подконтрольные Церкви, но лояльно к ней относящиеся  и проводящие политику поддержки РПЦ, пользуются достаточно широким  спросом среди населения, так как освещают не только религиозную, но и другую тематику, хотя и с позиций близких церковным. Необходимо отметить что, существует ряд изданий, использующих «православный» имидж, позиция которых, тем не менее, зачастую противоречит официальной позиции Церкви.  

  • церковные СМИ.

 В последнюю  очередь как источник информации  о РПЦ стоит отметить церковные  СМИ. Их целевая аудитория фактически  полностью ограничивается воцерковленной частью населения и официальными лицами Церкви. Однако церковные СМИ играют важную роль в формировании внутреннего PR'а РПЦ.

     Итак, мы выделили основные источники информации, под влиянием которой складывается образ РПЦ в глазах населения.

     Интернет:

  1. Патриархия.ru – «Официальный портал Московской Патриархии»; сайт, поддерживаемый Пресс-службой Московской Патриархии;
  2. mospat.ru – официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Отделом внешних церковных связей;
  3.   Православие.Ru – сайт создан и поддерживается с 1 января 2000г редакцией Интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II.

   В интернете РПЦ представлена  достаточно полно и адекватно.  То, что православные сайты лидируют  по посещаемости среди всех  сайтов на религиозную тему, говорит  о бесспорном интересе к традиционной духовности пользователей интернета. Качество как официальных, так и процерковных интернет-ресурсов находится на достаточно высоком уровне. На этих сайтах можно найти компетентные ответы на волнующие людей  духовные вопросы, обсудить в форуме или чате интересующую тему и завязать дружбу с единоверцами.   

       Телевидение:

Образ РПЦ формируют такие передачи, как «Слово пастыря» на Первом канале, «Православный календарь» и другие, сюжеты в новостных программах. ТВ имеет сильное воздействие, хотя оно не всегда осознается самим человеком. Оно значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Создание образа  Русской Православной Церкви в западных СМИ 

     Первое, что необходимо отметить: не существует единой позиции западных СМИ по поводу Русской Церкви, как собственно, и любых других тем. Западные СМИ  очень разные, они не получают руководящие  указания из единого центра. Это  невозможно даже в рамках одной страны, не говоря уже о глобальном масштабе. Сами по себе издания или телеканалы могут занимать диаметрально противоположные позиции в отношении крупнейших проблем современности.

     С другой стороны, следует отметить, что  Русская Церковь и православие в более широком смысле не очень хорошо известно на Западе. О православной традиции в странах протестантской и католической культуры знают немного. И поэтому зачастую среди журналистов не всегда есть понимание, в чем отличие православия от западных церквей. Большую часть ХХ века Русская Православная Церковь была, так сказать, в «глубокой заморозке», поэтому про нее мало известно. Ведь в эпоху существования СССР про церковную жизнь имели представление разве что несколько исследовательских и правозащитных центров на Западе, которые занимались проблемами религиозной свободы в Советской Союзе. И это создает своеобразную ситуацию, при которой, с одной стороны, отношение прессы должно быть разное, но, с другой стороны, существует определенный набор стереотипов, которые кочуют из издания в издание, из канала в канал просто в силу того, что нет достаточной информации.

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви