Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью курсового проекта является разработка методов и принципов ведения информационной войны, а также выработка проекта отлаженной системы защиты от информационных атак.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Изучение теоретического аспекта понятия информационной войны
2) Исследовать методы и последствия ведения информационной войны на примере Грузино-Южноосетинского конфликта,
3) На основе теоретического материала и исследовательской части работы разработать концептуальные методы и принципы ведения информационной войны.
Объектом исследования в данной курсовой работе будет являться: “информационная война”
Предметом же исследования “информационная война” как аспект государственной политики
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия информационные войны……………………………...….6
Понятие, значение, свойства и основные компоненты информационных войн................................………………..………..6
СМИ, как основной компонент информационной войны……..………...16
Глава 2. Аналитическое исследование и выявление проблем Грузино-Осетинского конфликта 2008 года……....….27
2.1 SWOT - анализ…………………………………………...…………………..28
2.2 Контент - анализ………………………………………………..……………29
2.3 Анкетирование…………………………………………………………….....42
Глава 3 Проект антикризисной PR-кампании для Российской стороны во время Грузино-Осетинского конфликта……………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы……………………………………………………………....64
- все сотрудники подписывают обязательство о неразглашении сведений в качестве условия приема на работу;
- сотрудникам, ни под каким видом не разрешается приносить программные средства из дома или других внешних источников; им также не разрешается выносить компьютерные диски и другие магнитные носители с предприятия;
- существует и действует исходный план информационной безопасности, обеспеченный соответствующим персоналом и ресурсами;
- обучение всех работников мерам безопасности проводится как минимум раз в полгода;
- организация проводит ежемесячный квалифицированный анализ факторов риска и имеет план экстренного реагирования и план ликвидации последствий;
- все пользователи компьютерных систем имеют пароли, составленные методом случайной генерации, которые периодически меняются;
- все случаи нарушения
безопасности тщательно
- проводится проверка предыдущей деятельности всех сотрудников;
- на каждом объекте существует программа контроля действий посетителей;
- существуют специальные методики при приеме на работу граждан других государств;
- безопасность каждого
объекта проверяется каждые
Однако, вряд ли все эти меры с несколькими уровнями безопасности способны выполнить свои защитные функции, если конкурент собирается пригласить на работу пятерых ваших ведущих сотрудников, и они намерены уволиться, прихватив с собой все, что имеется в их головах. Вот где истинная проблема.
"Информационная война"
подразумевает, что гораздо
Подведем основные итоги теоретической части курсовой работы. В данной главе мы рассмотрели в общих чертах основные аспекты ИВ. Также подробно мы остановил на тех моментах ИВ, которые касаются связей с общественностью. Мы определили, что Информационная война – это целенаправленная совокупность из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении собственных интересов одной из сторон путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой своей собственной информации и информационных систем.
Мы затронули такие элементы ИВ как информационное пространство, информационная политика. Рассмотрели их методологию и свойства. А также определили цели информационной войны
Во второй части главы мы рассмотрели технологию процесса ведения информационных войн, а конкретно один из основных аспектов – это элемент воздействия СМИ как основное оружие, используемое в информационных войнах. Привели примеры реальных политических действий с применением данного метода, затронули непосредственно саму технологию этого процесса и выявили основные элементы, которые в ней используются. Описали механизмы изменения общественного мнения.
Глава 2. Аналитическое исследование и выявление проблем Грузино-Осетинского конфликта 2008 года.
Рассмотрев в предыдущей главе теоретические аспекты современных информационных войн, мы перейдем к изучению их на конкретном примере, а именно на Грузино-Осетинском конфликте 2008 года. В данной главе мы попытаемся разобрать на компоненты этот конфликт и проверить выдвинутую нами гипотезу о том “Возможно ли одержать победу в информационной войну используя только один метод “изменение общественного мнения” с помощью СМИ”.
Поэтому в ходе исследования, мы будем опираться на такой аспект как изменение общественного мнения.
Основной план работы в аналитическом разделе будет опираться именно на него.
Для всего этого необходимо будет провести три последовательных практических анализа.
Необходимо рассмотреть каково было состояние на момент конфликта в Российском государстве, для этого мы составим SWOT- анализ, на выявление сильных и слабых сторон.
В ходе контент-анализа мы попытаемся выявить основные ключевые послания СМИ для российских граждан.
И в ходе анкетирования выявим общественное мнение по данному вопросу, делая акцент на представленность информации СМИ и отношение сообщества к данному конфликту.
2.1 SWOT – анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
1)Своевременное реагирование 2) CNA атаки 3) Инициатива добровольческих сил в оказании помощи Осетии 4) Концентрация на
|
1) Влияние PSYOPs со стороны грузинских сил 2) Отлично спланированная пропаганда противника 3) Блокирование вещания всех российских каналов на территории Грузии 4) Отсутствие коммуникационных каналов за рубежом 5)Осуждение мировым | |
Внутренняя среда |
Преимущества |
Недостатки |
1) Эффективность руководства государства 2) Высокая боеспособность армии 3) Компетентность военных начальников 4) Контроль отечественного информационного поля 5) Широкомасштабное освещение конфликта российскими СМИ |
1) Слабая контрпропагандистская политика 2) Недостаток освещенности западной прессой 3) Неготовность к ситуации 4) Отсутствие превентивных мер |
2.2 Контент - анализ
В контент-анализе были рассмотрены основные газетные издания в России в количестве шести штук, издаваемых на период с 08.08.08 по 12.08.08. Такие газеты как: “КоммерсантЪ”, “Аргументы и факты”, “Новая газета”, “Российская газета”, “Мир новостей”, ”Независимая газета”.
Объектом исследования контент-анализа выступила освещённость событий Грузино-Осетинского конфликта 2008 года в российских СМИ. Основная же целевая аудитория является российская общественность. Ниже представлен кодировочный бланк.
Целью контент-анализа является выявление по частоте упоминаний в российских газетах смысловых единиц, основных приоритетов в Грузино-Осетинском конфликте российской стороны. А также основные акценты этого конфликта.
№ |
Смысловой блок |
Код |
1 |
Государство Россия Грузия США Южная Осетия Абхазия |
А А1 А2 А3 А4 А5 |
2 |
Населенные пункты Цхинвали Тбилиси Гори Поти |
B B1 B2 B3 B4 |
3 |
Комитеты и организации ООН НАТО ЕС СНГ СКК |
C
C1 C2 C3 C4 C5 |
4 |
Государственный деятель Путин Медведев Саакашвили Буш Маккейн Саркози Обама Кокойта Райз |
D
D1 D2 D3 D4 D5 D6 D7 D8 D9 |
5 |
Действия на государственном уровне Угроза Агрессия Провокация Конфликт Урегулирование Перемирие Помощь Война Переговоры Заявление |
E
E1 E2 E3 E4 E5 E6 E7 E8 E9 E10 |
6 |
Военные действия Вторжение Взрыв Обстрел Разрушение Отступление Атака Бои Оккупация Освобождение Защита Захват |
F F1 F2 F3 F4 F5 F6 F7 F8 F9 F10 F11 |
7 |
Боевые единицы Бронетехника Танки Авиация Град Гаубицы Минометы Пехота Оружие |
G G1 G2 G3 G4 G5 G6 G7 G8 |
8 |
Участники конфликтов Миротворцы Российская армия Грузинская армия Сепаратисты Мирные жители Журналисты РФ Западные журналисты |
H
H1 H2 H3 H4 H5 H6 H7 |
Количество упоминаний и повторений.
Код признака |
Наименование источника |
Количество повторений |
A1 |
“КоммерсантЪ” |
5 |
“Новая газета” |
7 | |
“Аргументы и факты” |
6 | |
“Российская газета” |
8 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
4 | |
Итого |
34 | |
A2 |
“КоммерсантЪ” |
14 |
“Новая газета” |
12 | |
“Аргументы и факты” |
17 | |
“Российская газета” |
9 | |
“Мир Новостей” |
5 | |
“Независимая газета” |
4 | |
61 | ||
A3 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
2 | |
6 | ||
A4 |
“КоммерсантЪ” |
11 |
“Новая газета” |
16 | |
“Аргументы и факты” |
7 | |
“Российская газета” |
8 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
7 | |
53 | ||
A5 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
1 | |
5 | ||
B1 |
“КоммерсантЪ” |
8 |
“Новая газета” |
12 | |
“Аргументы и факты” |
10 | |
“Российская газета” |
15 | |
“Мир Новостей” |
7 | |
“Независимая газета” |
3 | |
55 | ||
B2 |
“КоммерсантЪ” |
11 |
“Новая газета” |
8 | |
“Аргументы и факты” |
8 | |
“Российская газета” |
13 | |
“Мир Новостей” |
8 | |
“Независимая газета” |
2 | |
60 | ||
B3 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
1 | ||
B4 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
2 | ||
C1 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
5 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
3 | |
15 | ||
C2 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
2 | |
6 | ||
C3 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
3 | |
12 | ||
C4 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
1 | |
2 | ||
C5 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
4 | ||
D1 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
4 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
5 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
12 | ||
D2 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
4 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
15 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
0 | |
23 | ||
D3 |
“КоммерсантЪ” |
4 |
“Новая газета” |
8 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
5 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
1 | |
25 | ||
D4 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
1 | |
4 | ||
D5 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
1 | ||
D6 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
0 | |
5 | ||
D7 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
0 | ||
D8 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
5 | ||
D9 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
2 | ||
E1 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
4 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
1 | |
13 | ||
E2 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
4 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
2 | |
14 | ||
E3 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
2 | ||
E4 |
“КоммерсантЪ” |
5 |
“Новая газета” |
7 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
7 | |
“Мир Новостей” |
5 | |
“Независимая газета” |
4 | |
32 | ||
E5 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
6 | ||
E6 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
10 | ||
E7 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
4 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
6 | ||
E8 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
5 | |
“Аргументы и факты” |
6 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
5 | |
“Независимая газета” |
0 | |
22 | ||
E9 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
4 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
4 | |
16 | ||
E10 |
“КоммерсантЪ” |
4 |
“Новая газета” |
5 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
1 | |
18 | ||
F1 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
3 | |
12 | ||
F2 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
4 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
10 | ||
F3 |
“КоммерсантЪ” |
5 |
“Новая газета” |
7 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
8 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
2 | |
27 | ||
F4 |
“КоммерсантЪ” |
5 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
7 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
0 | |
19 | ||
F5 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
3 | ||
F6 |
“КоммерсантЪ” |
5 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
9 | |
“Российская газета” |
3 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
3 | |
24 | ||
F7 |
“КоммерсантЪ” |
6 |
“Новая газета” |
7 | |
“Аргументы и факты” |
10 | |
“Российская газета” |
6 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
4 | |
37 | ||
F8 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
1 | ||
F9 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
4 | ||
F10 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
5 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
9 | ||
F11 |
“КоммерсантЪ” |
4 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
5 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
2 | |
13 | ||
G1 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
5 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
8 | ||
G2 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
10 | ||
G3 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
5 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
11 | ||
G4 |
“КоммерсантЪ” |
2 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
10 | ||
G5 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
1 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
1 | ||
G6 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
0 | |
3 | ||
G7 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
4 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
4 | |
16 | ||
G8 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
0 | |
11 | ||
H1 |
“КоммерсантЪ” |
4 |
“Новая газета” |
5 | |
“Аргументы и факты” |
7 | |
“Российская газета” |
2 | |
“Мир Новостей” |
3 | |
“Независимая газета” |
4 | |
25 | ||
H2 |
“КоммерсантЪ” |
4 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
6 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
0 | |
19 | ||
H3 |
“КоммерсантЪ” |
3 |
“Новая газета” |
3 | |
“Аргументы и факты” |
6 | |
“Российская газета” |
5 | |
“Мир Новостей” |
4 | |
“Независимая газета” |
4 | |
28 | ||
H4 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
1 | |
“Аргументы и факты” |
2 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
0 | |
“Независимая газета” |
4 | |
8 | ||
H5 |
“КоммерсантЪ” |
1 |
“Новая газета” |
2 | |
“Аргументы и факты” |
3 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
1 | |
10 | ||
H6 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
4 | |
“Российская газета” |
1 | |
“Мир Новостей” |
2 | |
“Независимая газета” |
0 | |
7 | ||
H7 |
“КоммерсантЪ” |
0 |
“Новая газета” |
0 | |
“Аргументы и факты” |
0 | |
“Российская газета” |
0 | |
“Мир Новостей” |
1 | |
“Независимая газета” |
0 | |
1 |
Наиболее частое упоминание смысловых единиц были такие как: Россия и Грузия свыше 60 упоминаний. Цхинвали и Тбилиси, свыше 50 раз. Медведев и Саакашвили, данные смысловые единицы упоминались свыше 20 раз. Исходя из частоты упоминаний смысловой единицы “Конфликт” свыше 30 раз российскими СМИ. Они тем самым пытались донести российской общественности в противовес “Войне”, что ситуация вышла из-под контроля и потребовала немедленного вмешательства российских вооруженных сил. Однако на втором месте по частоте упоминания стоит смысловая единица “Война”, свыше 20 упоминаний. На наш взгляд в 21 веке не корректно употреблять термин война, в народном сознании он приносит крайне негативных оттенок не только к правительству противной стороны, как это было бы в случае употребления слова “конфликт”, но и негативное отношение и к народу того государства.
Основные ключевые сообщения, которые российские СМИ пытались передать российскому обществу, звучат следующим образом:
“Саакашвили агрессор по отношению к Южной Осетии”.
“Грузия развязала конфликт с Россией”.
“Грузинские войска обстреливают Цхинвали”.
“Были убиты российские миротворцы”
“Медведев заявляет о немедленной мобилизации войск”.
“В Цхинвали идут ожесточенные бои”.
“Тбилиси игнорирует переговоры и мирное урегулирование конфликта”.
Нельзя не отметить одну
специфическую особенность
Отсюда следует достаточно четко выраженная полярность событий в Грузино-Осетинском конфликте описываемая российскими СМИ.
2.3 Анкетирование
Было проведено анкетирования для выявления общественного мнения по поводу событий в Грузино-Осетинском конфликте 2008 года. Количество принявших в анкетировании участников составило 20 человек. Целью анкетирования, было узнать, каково на сегодняшний день общественное мнение по этому конфликту. Результаты анкетирования представлены ниже в виде графиков и диаграмм.
1)“Пол”
Среди опрошенных людей наблюдается практически равное количественное соотношение между мужским и женским полом.
Практически все опрошенные были одной возрастной группы до 22 лет. И практически все опрошенные отнесли себя к группе с “неполным высшим образованием”