Современные информационные войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является разработка методов и принципов ведения информационной войны, а также выработка проекта отлаженной системы защиты от информационных атак.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Изучение теоретического аспекта понятия информационной войны
2) Исследовать методы и последствия ведения информационной войны на примере Грузино-Южноосетинского конфликта,
3) На основе теоретического материала и исследовательской части работы разработать концептуальные методы и принципы ведения информационной войны.
Объектом исследования в данной курсовой работе будет являться: “информационная война”
Предметом же исследования “информационная война” как аспект государственной политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия информационные войны……………………………...….6
Понятие, значение, свойства и основные компоненты информационных войн................................………………..………..6
СМИ, как основной компонент информационной войны……..………...16
Глава 2. Аналитическое исследование и выявление проблем Грузино-Осетинского конфликта 2008 года……....….27
2.1 SWOT - анализ…………………………………………...…………………..28
2.2 Контент - анализ………………………………………………..……………29
2.3 Анкетирование…………………………………………………………….....42
Глава 3 Проект антикризисной PR-кампании для Российской стороны во время Грузино-Осетинского конфликта……………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы……………………………………………………………....64

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 359.50 Кб (Скачать)

- все сотрудники подписывают  обязательство о неразглашении  сведений в качестве условия приема на работу;

- сотрудникам, ни под каким видом не разрешается приносить программные средства из дома или других внешних источников; им также не разрешается выносить компьютерные диски и другие магнитные носители с предприятия;

- существует и действует  исходный план информационной  безопасности, обеспеченный соответствующим персоналом и ресурсами;

- обучение всех работников  мерам безопасности проводится как минимум раз в полгода;

- организация проводит  ежемесячный квалифицированный  анализ факторов риска и имеет  план экстренного реагирования и план ликвидации последствий;

- все пользователи компьютерных  систем имеют пароли, составленные  методом случайной генерации, которые периодически меняются;

- все случаи нарушения  безопасности тщательно расследуются  и докладываются высшему руководству;

- проводится проверка  предыдущей деятельности всех сотрудников;

- на каждом объекте  существует программа контроля действий посетителей;

- существуют специальные  методики при приеме на работу граждан других государств;

- безопасность каждого  объекта проверяется каждые двенадцать  месяцев

Однако, вряд ли все эти меры с несколькими уровнями безопасности способны выполнить свои защитные функции, если конкурент собирается пригласить на работу пятерых ваших ведущих сотрудников, и они намерены уволиться, прихватив с собой все, что имеется в их головах. Вот где истинная проблема.

"Информационная война"  подразумевает, что гораздо надежнее  купить какого-либо человека и  иметь непрерывный источник информации  внутри, нежели пытаться выуживать  секретную информацию в компьютерной  системе той или иной компании, или даже "оседлать" ее линии  связи и перехватывать информацию  в момент передачи. Промышленный (и любой другой) шпионаж имеет  множество аспектов – у него  есть как электронное, так и  человеческое лицо. И человеческий  фактор зачастую представляет  собой угрозу значительнее той,  что может последовать от засылки "компьютерных шпионов" по Интернет в ваши компьютерные сети.

Подведем основные итоги  теоретической части курсовой работы. В данной главе мы рассмотрели в общих чертах основные аспекты ИВ. Также подробно мы остановил на тех моментах ИВ, которые касаются связей с общественностью. Мы определили, что Информационная война – это целенаправленная совокупность из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении собственных интересов одной из сторон путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой своей собственной информации и информационных систем.

Мы затронули такие  элементы ИВ как информационное пространство, информационная политика. Рассмотрели их методологию и свойства. А также определили цели информационной войны

Во второй части главы  мы рассмотрели технологию процесса ведения информационных войн, а конкретно один из основных аспектов – это элемент воздействия СМИ как основное оружие, используемое в информационных войнах. Привели примеры реальных политических действий с применением данного метода, затронули непосредственно саму технологию этого процесса и выявили основные элементы, которые в ней используются. Описали механизмы изменения общественного мнения.

 

Глава 2. Аналитическое исследование и выявление проблем Грузино-Осетинского конфликта 2008 года.

Рассмотрев в предыдущей главе теоретические аспекты  современных информационных войн, мы перейдем к изучению их на конкретном примере, а именно на Грузино-Осетинском конфликте 2008 года. В данной главе мы попытаемся разобрать на компоненты этот конфликт и проверить выдвинутую нами гипотезу о том “Возможно ли одержать победу в информационной войну используя только один метод “изменение общественного мнения” с помощью СМИ”.

Поэтому в ходе исследования, мы будем опираться на такой аспект как изменение общественного мнения.

Основной план работы в  аналитическом разделе  будет  опираться именно на него.

Для всего этого необходимо будет провести три последовательных практических анализа.

Необходимо рассмотреть  каково было состояние на момент конфликта  в Российском государстве, для этого мы составим SWOT- анализ, на выявление сильных и слабых сторон.

В ходе контент-анализа мы попытаемся выявить основные ключевые послания СМИ для российских граждан.

И в ходе анкетирования  выявим общественное мнение по данному  вопросу, делая акцент на представленность информации СМИ и отношение сообщества к данному конфликту.

 

 

 

 

2.1 SWOT – анализ

 

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1)Своевременное реагирование

2) CNA атаки

3) Инициатива добровольческих  сил в оказании помощи Осетии

4) Концентрация на беспромедлительном подавлении

 

1) Влияние PSYOPs со стороны грузинских сил

2) Отлично спланированная  пропаганда противника

3) Блокирование вещания  всех российских каналов на  территории Грузии

4) Отсутствие коммуникационных  каналов за рубежом

5)Осуждение мировым сообществом  России

Внутренняя среда

Преимущества 

Недостатки

1) Эффективность руководства  государства

2) Высокая боеспособность  армии

3) Компетентность военных  начальников

4) Контроль отечественного  информационного поля

5) Широкомасштабное освещение конфликта российскими СМИ

1) Слабая контрпропагандистская политика

2) Недостаток освещенности  западной прессой

3) Неготовность к ситуации

4) Отсутствие превентивных  мер 


 

2.2 Контент - анализ

В контент-анализе были рассмотрены  основные газетные издания в России в количестве шести штук, издаваемых на период с 08.08.08 по 12.08.08. Такие газеты как: “КоммерсантЪ”, “Аргументы и факты”, “Новая газета”, “Российская газета”, “Мир новостей”, ”Независимая газета”.

Объектом исследования контент-анализа  выступила освещённость событий  Грузино-Осетинского конфликта 2008 года в российских СМИ. Основная же целевая аудитория является российская общественность. Ниже представлен кодировочный бланк.

Целью контент-анализа является выявление по частоте упоминаний в российских газетах смысловых единиц, основных приоритетов в Грузино-Осетинском конфликте российской стороны. А также основные акценты этого конфликта.

Смысловой блок

Код

1

Государство

Россия

Грузия

США

Южная Осетия

Абхазия

А

А1

А2

А3

А4

А5

2

Населенные пункты

Цхинвали

Тбилиси

Гори

Поти

B

B1

B2

B3

B4

3

Комитеты и  организации

ООН

НАТО

ЕС 

СНГ

СКК

C

 

C1

C2

C3

C4

C5

4

Государственный деятель

Путин

Медведев

Саакашвили

Буш

Маккейн

Саркози

Обама

Кокойта

Райз

D

 

D1

D2

D3

D4

D5

D6

D7

D8

D9

5

Действия на государственном  уровне

Угроза

Агрессия 

Провокация

Конфликт

Урегулирование 

Перемирие

Помощь

Война

Переговоры

Заявление

E

 

 

E1

E2

E3

E4

E5

E6

E7

E8

E9

E10

6

Военные действия

Вторжение

Взрыв

Обстрел

Разрушение

Отступление

Атака

Бои

Оккупация

Освобождение

Защита

Захват

F

F1

F2

F3

F4

F5

F6

F7

F8

F9

F10

F11

7

Боевые единицы

Бронетехника

Танки

Авиация

Град

Гаубицы

Минометы

Пехота

Оружие

G

G1

G2

G3

G4

G5

G6

G7

G8

8

Участники конфликтов

Миротворцы

Российская армия

Грузинская армия

Сепаратисты

Мирные жители

Журналисты РФ

Западные журналисты

H

 

H1

H2

H3

H4

H5

H6

H7


 

Количество упоминаний и  повторений.

Код признака

Наименование источника

Количество повторений

A1

“КоммерсантЪ”

5

“Новая газета”

7

“Аргументы и факты”

6

“Российская газета”

8

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

4

Итого

 

34

A2

“КоммерсантЪ”

14

“Новая газета”

12

“Аргументы и факты”

17

“Российская газета”

9

“Мир Новостей”

5

“Независимая газета”

4

   

61

A3

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

2

   

6

A4

“КоммерсантЪ”

11

“Новая газета”

16

“Аргументы и факты”

7

“Российская газета”

8

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

7

   

53

A5

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

1

   

5

B1

“КоммерсантЪ”

8

“Новая газета”

12

“Аргументы и факты”

10

“Российская газета”

15

“Мир Новостей”

7

“Независимая газета”

3

   

55

B2

“КоммерсантЪ”

11

“Новая газета”

8

“Аргументы и факты”

8

“Российская газета”

13

“Мир Новостей”

8

“Независимая газета”

2

   

60

B3

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

1

B4

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

2

C1 

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

5

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

3

   

15

C2

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

2

   

6

C3

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

3

   

12

C4

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

1

   

2

C5

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

4

D1

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

4

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

5

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

12

D2

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

4

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

15

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

0

   

23

D3

“КоммерсантЪ”

4

“Новая газета”

8

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

5

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

1

   

25

D4

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

1

   

4

D5

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

1

D6

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

0

   

5

D7

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

0

D8

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

5

D9

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

2

E1

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

4

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

1

   

13

E2

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

4

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

2

   

14

E3

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

2

E4

“КоммерсантЪ”

5

“Новая газета”

7

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

7

“Мир Новостей”

5

“Независимая газета”

4

   

32

E5

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

6

E6

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

10

E7

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

4

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

6

E8

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

5

“Аргументы и факты”

6

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

5

“Независимая газета”

0

   

22

E9

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

4

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

4

   

16

E10

“КоммерсантЪ”

4

“Новая газета”

5

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

1

   

18

F1

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

3

   

12

F2

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

4

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

10

F3

“КоммерсантЪ”

5

“Новая газета”

7

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

8

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

2

   

27

F4

“КоммерсантЪ”

5

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

7

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

0

   

19

F5

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

3

F6

“КоммерсантЪ”

5

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

9

“Российская газета”

3

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

3

   

24

F7

“КоммерсантЪ”

6

“Новая газета”

7

“Аргументы и факты”

10

“Российская газета”

6

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

4

   

37

F8

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

1

F9

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

4

F10

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

5

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

9

F11

“КоммерсантЪ”

4

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

5

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

2

   

13

G1 

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

5

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

8

G2

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

10

G3

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

5

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

11

G4

“КоммерсантЪ”

2

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

10

G5

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

1

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

1

G6

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

0

   

3

G7

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

4

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

4

   

16

G8

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

0

   

11

H1 

“КоммерсантЪ”

4

“Новая газета”

5

“Аргументы и факты”

7

“Российская газета”

2

“Мир Новостей”

3

“Независимая газета”

4

   

25

H2

“КоммерсантЪ”

4

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

6

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

0

   

19

H3

“КоммерсантЪ”

3

“Новая газета”

3

“Аргументы и факты”

6

“Российская газета”

5

“Мир Новостей”

4

“Независимая газета”

4

   

28

H4

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

1

“Аргументы и факты”

2

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

0

“Независимая газета”

4

   

8

H5

“КоммерсантЪ”

1

“Новая газета”

2

“Аргументы и факты”

3

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

1

   

10

H6

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

4

“Российская газета”

1

“Мир Новостей”

2

“Независимая газета”

0

   

7

H7

“КоммерсантЪ”

0

“Новая газета”

0

“Аргументы и факты”

0

“Российская газета”

0

“Мир Новостей”

1

“Независимая газета”

0

   

1


 

Наиболее частое упоминание смысловых единиц были такие как: Россия и Грузия свыше 60 упоминаний. Цхинвали и Тбилиси, свыше 50 раз. Медведев и Саакашвили, данные смысловые единицы упоминались свыше 20 раз. Исходя из частоты упоминаний смысловой единицы “Конфликт” свыше 30 раз российскими СМИ. Они тем самым пытались донести российской общественности в противовес “Войне”, что ситуация вышла из-под контроля и потребовала немедленного вмешательства российских вооруженных сил. Однако на втором месте по частоте упоминания стоит смысловая единица “Война”, свыше 20 упоминаний. На наш взгляд в 21 веке не корректно употреблять термин война, в народном сознании он приносит крайне негативных оттенок не только к правительству противной стороны, как это было бы в случае употребления слова “конфликт”, но и негативное отношение и к народу того государства.

Основные ключевые сообщения, которые российские СМИ пытались передать российскому обществу, звучат следующим образом:

“Саакашвили агрессор по отношению к Южной Осетии”.

“Грузия развязала конфликт с Россией”.

“Грузинские войска обстреливают Цхинвали”.

“Были убиты российские миротворцы”

“Медведев заявляет о немедленной мобилизации войск”.

“В Цхинвали идут ожесточенные бои”.

“Тбилиси игнорирует переговоры и мирное урегулирование конфликта”.

Нельзя не отметить одну специфическую особенность российских СМИ. По частоте основных смысловых единиц были определены основные полюса в этом конфликте. Грузия, в противовес ей Россия. Тбилиси, в противовес ему Цхинвали. Саакашвили, в противовес ему Медведев. Война, в противовес этому конфликт. Что достаточно четко подчеркивает состояние на тот момент. Грузия – виновник, Россия – защитник.

Отсюда следует достаточно четко выраженная полярность событий  в Грузино-Осетинском конфликте  описываемая российскими СМИ.

 

2.3 Анкетирование

 

Было проведено анкетирования  для выявления общественного  мнения по поводу событий в Грузино-Осетинском конфликте 2008 года. Количество принявших в анкетировании участников составило 20 человек. Целью анкетирования, было узнать, каково на сегодняшний день общественное мнение по этому конфликту. Результаты анкетирования представлены ниже в виде графиков и диаграмм.

1)“Пол”

 

Среди опрошенных людей наблюдается практически равное количественное соотношение между мужским и женским полом.

Практически все опрошенные были одной возрастной группы до 22 лет. И практически все опрошенные отнесли себя к группе с “неполным высшим образованием”

Информация о работе Современные информационные войны