Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью курсового проекта является разработка методов и принципов ведения информационной войны, а также выработка проекта отлаженной системы защиты от информационных атак.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Изучение теоретического аспекта понятия информационной войны
2) Исследовать методы и последствия ведения информационной войны на примере Грузино-Южноосетинского конфликта,
3) На основе теоретического материала и исследовательской части работы разработать концептуальные методы и принципы ведения информационной войны.
Объектом исследования в данной курсовой работе будет являться: “информационная война”
Предметом же исследования “информационная война” как аспект государственной политики
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия информационные войны……………………………...….6
Понятие, значение, свойства и основные компоненты информационных войн................................………………..………..6
СМИ, как основной компонент информационной войны……..………...16
Глава 2. Аналитическое исследование и выявление проблем Грузино-Осетинского конфликта 2008 года……....….27
2.1 SWOT - анализ…………………………………………...…………………..28
2.2 Контент - анализ………………………………………………..……………29
2.3 Анкетирование…………………………………………………………….....42
Глава 3 Проект антикризисной PR-кампании для Российской стороны во время Грузино-Осетинского конфликта……………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы……………………………………………………………....64
Атакующим информационным оружием авторы называют:
— компьютерные вирусы;
— логические бомбы (программные закладки);
—средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
— средства нейтрализации тестовых программ;
—различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта.
В работах В.Н.Устинова для информационного оружия взято определение, которое предполагает, что информационное оружие есть само использование информации и информационных технологий для воздействия на военные и гражданские кибернетические системы [3, c.154].
Информационная война имеет преимущественно наступательный характер, то есть, имея информацию, наиболее эффективным будет использовать ее не для защиты себя, своих интересов, а на подрыв позиции противника, в нашем случае конкурентов.
Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет определить потенциального информационного агрессора. А это значит, можно предположить, что объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация.
Подобное утверждение несколько необычно. К его осмыслению надо подходить с иными, непривычными мерками и исходить из того, что в эпоху информационных технологии безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и, может быть даже в первую очередь, теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться.
Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов посредством институтов власти. Она представляет собой также отношения между социальными группами, классами, нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может быть понята как особый тип поведения людей, как искусство управления общественными процессами. Многообразие проявлений политики не означает ее неопределенности. Ее сущность выражается через категорию «власть»[6, c.23].
Теперь же перейдем к понятию информационная политика. Ведь информационные войны ведутся из-за проводимой или внутренней, но чаще внешней политики. Из-за этого и происходит конфликт интересов, в результате чего неизбежны информационные войны.
Информационная политика – деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов.[2, c.189]
Существует государственная и негосударственная информационная политика. Информационная политика как отрасль социальной информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей. Государственная информационная политика в той степени должна удовлетворять, защищать интересы государства, власти, в какой степени государство реализует и защищает интересы гражданского общества, каждой личности. Это фундаментальный принцип осуществления государственной информационной политики.[2, c.190].
Выражая сущность информационной политики через категорию «информационная власть», можно говорить о том, что «информационная политика – это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации».
В этом то и выражается основной принцип информационной войны. Конкретно на государственном уровне, политика власти определяет методы и средства информационной войны. И поэтому на таком уровне все цели информационной войны это политические цели, цели власти, по отношению к гражданам своей страны, и цели государства по отношению к другим государствам.
Объектом информационной политики как отрасли научного знания (в самом широком смысле) является информационная сфера жизни общества – «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений».[1, c.144].
В нашем случае можно прийти к простому выводу, что объектом информационной политики как науки (в более узком смысле) являются массовое сознание, система СМИ и МК, информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие и осмелюсь подметить ограничивающие и разрушающие права личности, и политику государства.
Предмет информационной политики как отрасли научного знания (информациологии) – тенденции, закономерности развития информационной сферы, «общественных информационных отношений», информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта воздействия СМИ и МК на массовое сознание, на гражданское общество и государство.[1, c.144].
Цель информационной политики как научной дисциплины – получение системы знаний для обеспечения информационно-психологической безопасности граждан и страны; информационно-аналитического сопровождения (обеспечения) государственной политики, доведения принятых государством решений, программ до населения как главного массового субъекта управления.[1, c.145].
Задача информационной политики
как научной дисциплины – «анализ
и прогноз современных
Можно отметить, что данные методологические основы описываются с позиции “как научной дисциплины”, то есть с абстрактных, идеальных основ их реализации. Без указания преследуемых целей, и правомерностью способов.
Свойства информационного пространства.
- Информационное пространство является базовым для понятий информационной войны и информационного оружия. Информационную войну можно определять как несанкционированную деятельность в чужом информационном пространстве.
- Информационное пространство динамично. В нем не бывает завершенного состояния. Физические объекты, как правило, имеют строго определенные физические пределы. Отсюда возможно следующее следствие: достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства.
- Информационное пространство структурировано. Оно неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной точки информационного пространства.
- Информационное пространство всегда защищено, в нем есть места, сознательно защищаемые от чужого вхождения. Защита одновременно предполагает наличие слабых мест, служит их детектором.
- Информационное пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой профессиональной области.
- Информационное пространство не связано напрямую с реальным пространством из-за его частично нематериальной природы, а также возможности использовать гражданские информационные инфраструктуры, которые достигают любой точки земного шара, тогда как привычные военные методы требуют своих собственных средств.
- Информационное пространство обладает национально-специфичными способами построения, обработки и распространения информации.
Цели информационной войны.
Исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Основные средства ИВ ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда внедряемая информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Целью манипуляции является асинхронизации представлений группы-адресата с помощью «эффекта резонанса» и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.
«Эффект резонанса» достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро, диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей. Диссонанс достигается при раздувании одной из уже существующих моральных норм, которые в определённых рамках сами по себе помогают обществу.[11, c.1].
ИВ состоит из действий,
предпринимаемых с целью
Информационное превосходство определяется, как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.[12, c.1].
Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений (Command & Control Warfare, C2W), а также против компьютерных и информационных сетей и систем (Computer Network Attack, CNA).
Деструктивное воздействие
на системы управления и принятия
решений достигается путем
Однако проблема поиска надлежащего
определения этому явлению
1.2 СМИ, как основной элемент информационной войны
В данном параграфе мы рассмотрим ИВ с учетом одного важного ее аспекта, это воздействие и роль СМИ. Разберем характеристику СМИ, как основного оружия в ИВ. Проанализируем роль журналистов в данном процессе. А также затронем механизмы изменения общественного мнения.
Роль телевидения, значение коммуникатора в передаче информации, а также дадим характеристику процессу манипуляции, как основным средством изменения общественного мнения.
СМИ как основное оружие в информационной войне. С.П. Расторгуев в одном из своих интервью «Литературной газете» сказал: «Информационное оружие использует энергию, заложенную в человеке. Она берется из “головы” того, на кого оно действует, и он сам себя уничтожает, “заставляет” себя выполнять разные поступки, болеть или вылечиваться. Но это делает именно он сам. Надо только грамотно и в хорошо упакованном виде ему подать соответствующие исходные данные – информацию» [3, c.131].
Действительно, среда обитания человека резко изменилась с появлением Интернет – информация распространяется моментально по всему миру. Перепрограммировать человека стало быстрее, дешевле и легче, чем убивать. Информационные средства иногда даже бесплатно поставляются, как компьютеры в вузы, – лишь бы их пользователям подавать соответствующую информацию
Коммуникационная сфера вообще и СМИ в частности – всегда были активными участниками вооруженных конфликтов.
В наше же время даже возникновение
таких понятий как «