Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:25, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть роль власти и СМИ политических процессах на примере «Новой газеты».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретически аспект взаимоотношений
2. Провести исследование статей «Новой газеты».
Введение 3
1. Взаимоотношения власти и СМИ 5
1.1. Модель отношений государства и СМИ 5
1.2. Государственная власть и структура массового информирования 6
1.3. Основные теории взаимоотношений власти и СМИ 8
2. Изменения современного состояния СМИ 12
3. Исследование взаимоотношений власти и СМИ 22
на примере «Новой газеты» 22
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 34
Среди тенденций развития современных СМИ исследователи выделяют «учет последствий глобализации информации и возможность сочетания ее с региональным интересом; взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики, как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне; новые формы концентрации капитала и монополизации средств массовой информации; дальнейшая дифференциация и специализация СМИ; влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на техническое обеспечение. СМИ»12. Наряду с этим, например, отмечается, что в глобальных масштабах «такой общественно-коммуникационный сектор как СМИ начинает выполнять пропагандистскую функцию по внедрению определенных политических задач»13. С учетом динамичного развития технических возможностей распространения информации, можно также вести речь о постоянном обновлении форм передачи журналистской продукции. Перечисление тенденций развития современных СМИ, наверняка, можно было бы продолжить – настолько тесно связано их развитие с происходящими в обществе процессами и настолько разнообразны формы проявления этого взаимодействия.
Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В массовой прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно массовые издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и, прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку массовые издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки14.
Усложнение качества городской среды потребовало от городской прессы более активной деятельности по созданию и раскрытию образа городской среды. Прежде чем обратиться к анализу конкретной журналистской практики, необходимо определить понятие «городская пресса» и рассмотреть специфическое наполнение компонентов коммуникативной цепочки внутри городской среды. Под «городской прессой» понимается совокупность печатных изданий, распространяющихся в пределах города, приоритетным направлением деятельности которых является участие в формировании городской среды и городского образа жизни (в этом их функциональное предназначение). Городская пресса не создает городскую среду в прямом смысле, но способствует этому процессу, воздействуя на сознание горожанина посредством создаваемого образа городской среды. Образ городской среды, формируемый системой печатных СМИ города, носит интегральный характер: включает в себя как общественный, так и групповые его ипостаси, и выступает своеобразной формой приспособления человека к окружающей его «ближайшей» действительности. Определение «городская газета» может быть применено к любой учрежденной, издаваемой и распространяемой в городе газете, информационная политика которой направлена на удовлетворение потребностей и интересов жителей конкретного города и реализуется в соответствии со стратегическими и тактическими задачами городского развития. В узком смысле под «городской газетой» мы понимаем массовое общественно-политическое издание, основное направление информационной деятельности которого составляет формирование и распространение общественного образа городской среды как средства адаптации жителей и опосредованного воздействия на городскую среду.
Городская газета как тип массовой газеты складывались на базе губернских и уездных партийных газет в тех городах, на которые государство сделало ставку как на индустриальные центры. В советское время деятельность городских газет регулировалась указами и постановлениями партийных органов. В качестве основополагающей задачи городской газеты выдвигалась следующая: «городская газета через человека решает свою основную задачу – обеспечивает дальнейший подъем производства, его эффективности». Подчеркивалось, что гуманитарное значение городской газеты заключается в том, чтобы «ярче показывать человека труда, пропагандировать примеры взаимопомощи, коллективизма и других проявлений советского образа жизни»15. Злободневные темы городского хозяйства, коммунального, бытового и культурного обслуживания населения признавались важными, но одновременно подчиненными главной цели – способствовать развитию города как индустриального центра. В период перестройки попытку исследовать «городскую газету как тип партийно-советского издания» предпринял В.В.Королев, но сделано это было с идеологических позиций. Начиная с постперестроечного периода необходимо рассматривать феномен городской газеты в контексте идеи гражданского общества, в частности, исследуя роль городской газеты в формировании городского сообщества.
Расширение средств массовой информации и удаление политики и общественных средств информации происходит наряду с изменением техник и методов журналистики. Ученые, изучающие средства информации говорят о победе негативизма, персонализации, избыточности и так далее, причем все эти качества являются элементами развлекательной сферы. Они способствуют концентрации общественного внимания на наиболее общей информации. Это можно проанализировать на примере теории информационной ценности, разработанной Johan Galtung и Mari Holmoe Ruge, норвежскими исследователями проблем мира. Они установили, что информация, отвечающая принципам негативизма, персонализации, относительно простая, краткая, новая и неожиданная встречает большой интерес аудитории. Чем выше конкуренция на рынке средств информации, тем сильнее развиваются вышеупомянутые принципы. Позже я остановлюсь на том, каковы последствия изложения политической информации посредством данного метода. Можно выдвинуть предположение, что эти последствия скорее отрицательные, чем положительные.
Согласно одной теории, в зависимости от этой ситуации общественные средства информации начинают сближаться с частными средствами информации, мы называем это конвергенцией. Это настоящая дилемма: Чем больше конкуренция между общественными и частными средствами информации, тем больше и конвергенция. Чем большую конвергенцию между общественными и частными средствами информации заметят потребители, тем менее охотно они станут платить налоги и содержать общественное радио и телевидение. Общественное радио и телевидение превратились в определенного рода фирмы: с точки зрения их содержания и программ, они аналогичны частным каналам, но все еще оплачиваются налогами и сборами. Еще одним аспектом недавнего развития СМИ является снижение издержек на повторение фильма или программы. Поиск собственной информации становится все менее и менее привлекательным для отдельной газеты или телеканала. Очень широко распространено копирование информации, переданной другим журналистом. В связи с тем, что гарантированность авторства в журналистике не только бесполезна, но и недостижима, каждый может пользоваться информацией добытой другим человеком. В результате мы имеем растворение и исчезновение критической, любознательной, изыскивающей журналистики в современных системах. Действительно, немного найдется журналов или передач, которые смогут похвастаться высокопрофессиональной критичной журналистикой.
Расширение средств информации за последние 10-20 лет вызвало уменьшение объема политической информации, укрупнение организаций СМИ, возросшие тенденции к негативизму, персонализации, сенсационности, снизило качество журналистики, сделало ее некритичной, менее любознательной, создало довольно неблагоприятную ситуацию для общественных СМИ.
Участвуя в
Образ городской среды, формируемый городскими СМИ, обладает статусом публицистического образа, специфической особенностью которого является его гносеологическая принадлежность, оценочный и побудительный потенциал. Важным моментом характеристики публицистического образа является то, что образ воспроизводит объект не сам по себе, а в его отношении к субъекту, т.е. включает знания об объекте, готовность субъекта к действию с объектом (волевое состояние в психологическом плане) и оценку, осознание значимости объекта для субъекта (эмоциональное состояние).
«Публицистический образ есть отражение реального мировоззренчески важного факта в актуальной социальной ситуации, представляющее собой единство обобщенного описания, идеологической оценки и побуждение к изменению ситуации»16.
Все образы имеют предметный, оценочный и оперативный характер, но в зависимости от того, в какой сфере человеческой деятельности и с какой целью рождается образ, в нем будет доминировать один из аспектов. Значимой особенностью образа городской среды является то, что он позволяет манипулировать мысленными картинами.
На сегодняшний день именно массовая пресса манипулирует сознанием и картинами мира, которые складывается у читателей. Таким образом, городская пресса принимает активное участие в создании и раскрытии образа городской среды, в формировании модели-образа города – своеобразной формы приспособления человека к городской среде. Именно она способна сделать картину мира (образ городской среды), создаваемую человеком в индивидуальном сознании, более полной и объективной.
Образ городской среды, созданный журналистами и переданный «получателю» посредством периодических печатных изданий газетного типа, выходящих в городе, влияет непосредственно на массовое сознание горожан, а также опосредовано на действия городских властей и других социальных институтов, определяющих стратегию и тактику городского развития, т.е. на развитие городской среды.
Индивидуальное
Пресса - совокупность
печатных изданий, программ телерадиовещания,
регулярно поступающих в
Эта совокупность объединяет в себе две большие подгруппы: массовую прессу, которая адресована широкой аудитории и качественную прессу, адресованную группам специалистов.
Пресса - это часть общественной системы и ее обязанности намного шире, чем просто обслуживать интересы корпораций. Пресса участвует в организации общественного мнения, побуждает к инициативам, предъявляет нормы, ценности, знания, развлекает, выражает групповые и индивидуальные мнения, позволяет сравнивать и сопоставлять различные позиции, создает постоянно обновляемую информационную картину окружающего мира. Пресса фиксирует внимание на очевидных (события) и неочевидных (проблемы) явлениях и помогает людям приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. В результате этого человек получает возможность самоконтроля поведения, а, следовательно - возможность действовать более эффективно. При такой многогранности деятельности прессы неизбежны ситуации, когда между общественными интересами, которые обслуживает пресса и различными коммерческими интересами возникают противоречия. Эти противоречия никак нельзя назвать спокойными и безоблачными. Их разрешение - трудное дело, требующее ответственности, специальных знаний, взвешенности, такта, а главное - больших усилий с обеих сторон.
Инструментализация журналистики, ее использование для обслуживания представительских целей групп, преследующих свои интересы, происходят с большим размахом. Об этом свидетельствует несоразмерно высокий рост количества «пиаровцев», работающих на свои министерства, политические партии, объединения предпринимателей и профсоюзы, концерны, каритативные организации или гражданские инициативы по сравнению с числом журналистов, работающих на радио, телевидении или в периодической печати.
Этот кадровый дефицит уже сам по себе ставит журналистов в зависимость от материалов, предоставляемых пресс-службами политических партий, предпринимательских объединений, профсоюзов и общественных организаций, которые наращивают свой профессионализм в качестве поставщиков информации, овладевая искусством, используя средства массовой коммуникации, подпитывать публичные дискуссии выгодными для себя сообщениями. В конце концов, публичная коммуникация по существу вообще превращается в обмен заготовленными пресс-материалами. Чтобы убедиться в этом, достаточно последить за ежечасовыми новостными передачами, которые в значительной мере состоят из обнародования заявлений, а также из других заявлений, сделанных по поводу этих первых заявлений и так далее, причем все заявления поступают от действующих лиц, занимающих в данный момент авансцену публичной коммуникации
Информация о работе Роль СМИ и коммуникаций в политических процессах