Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:53, контрольная работа
Избитая фраза «реклама-двигатель торговли» на самом деле довольно полно раскрывает основную маркетинговую функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Итак, от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определенной, вполне конкретной целью - увеличение спроса на товар или услугу.
Благодаря славе, которую принес водке «Абсолют» столь необычный маркетинг, рекламное агентство компании принимает тысячи заказов на перепечатку их рекламной продукции, которая уже стала чем-то вроде современной иконы. В 1993 году, завоевав награды Еffiе и Kelly, «Абсолют» удостоилась чести быть помещенной в зал славы маркетинга. Этот знак признания лишь подтверждал успех «Абсолют» и ее влияние на американский образ жизни (особенно если учесть что среди других торговых марок, такой чести были удостоены лишь Соkе и Nike). «Absolut Art» также получает международное признание. Работы Уорхола и других известных художников США, а также те, которые специально заказали у французских художников Боссера (Bosser) и Дельпра (Delprat), в конце 1994 года были выставлены в престижной парижской, галерее Lavignes-Bastille. Оттуда выставка переместилась в лондонскую Royal College of Art (Королевская школа искусств), где уже перечисленным работам присоединились новые работы британских художников, в том числе Питера Блейка (Peter Blake). Затем выставка отправилась в турне по Берлину, Мюнхену и Милану.
Умеренные объемы продаж в первые, годы резко контрастируют с нынешней, ситуацией, когда водка «Абсолют» считается, лучшей из высококачественных водок и второй маркой водки в мире по объемам продаж. Водка, «Абсолют» дала Vin & Sprit возможность удержаться на плаву, несмотря на сокращение потребления алкоголя самими шведами. Объем продаж рос из года в год. Сегодня «Абсолют» занимает шестое место в мире по объему продаж среди спиртных напитков. Всего продается 50 миллионов литров водки в год.
Оригинальная бутылка и творческий подход к маркетингу сыграли решающую роль в «саге о водке «Абсолют», но партнерские связи в области сбыта продукции Vin & Sprit также были немаловажны для общего успеха. Недавно, однако, «Абсолют» распрощалась с Саrilliоп, своим международным дистрибьютором. После долгого плодотворного сотрудничества «Абсолют» явно переросла возможности своего старого партнера. Новый выбор пал на американскую компанию Seagram, ведущего алкогольного дистрибьютора в мире (их международная сеть сбыта охватывает 150 стран). С помощью Seagraт компания Vin & Sprit собирается усилить присутствие «Абсолюта» на новых рынках, в частности, в России и на азиатских рынках. Они также надеются увеличить своё присутствие в 100 странах, где «Абсолют» уже продается.
Академия «Абсолют» (Absolut Akademi) собирается создать «конкурентное преимущество с помощью людей». «Цель заключается в формировании культуры качества на основе качественного продукта». Другим инструментом в международном маркетинге является журнал Absolut Reflexions, который распространяется с помощью сети Absolut Vodka. В этом журнале публикуются, всевозможные истории, начиная с того, как следует знакомить клиентов с водкой «Абсолют», и заканчивая методикой публичных выступлений перед широкой публикой и профессиональной аудиторией.
Несмотря на столь очевидные успехи водки «Абсолют» прибыли компании Vin & Sprit составили в 1993 году менее 1% от всего товарооборота. В конце 1994 года Vin & Sprit утратила свой монопольный статус в Швеции. Была разрешена деятельность других производителей алкоголя, и компании уже не было исключительных прав на оптовые продажи продукции для государственной компании и розничной торговли, Systeт-Bolaget. Vin & Sprit пытается разрешить эту проблему, за счет экономии средств и экспансии на новых рынках. Ее стокгольмский спиртоводочный завод был закрыт в 1995 году с целью концентрации производства на трех оставшихся заводах. Общее количество работников было сокращено на треть. Экономя дома, Vin & Sprit стремится повторить успех «Абсолюта» на американском рынке, атакуя европейский, азиатский и тихоокеанский рынки. По сравнению с Соединенными Штатами европейский рынок развивается очень медленно, он фрагментирован и консервативен. В Европе встречается множество различных и прочно устоявшихся традиций «культурного времяпровождения, с бокалом в руке», которые меняются от одного региона к другому. За исключением стран, где водка является национальным напитком, европейский рынок водки развит недостаточно. Водку пьют только 4% потребителей алкоголя в Европе (по сравнению с 21% американцев). Чтобы повторить свой американский успех, для «Абсолюта» потребуются совершенно иные подходы, каждый из которых должен подбираться для соответствующего европейского субрынка. Тем не менее, Vin & Sprit оценивает свои шансы на успех в Европе довольно высоко.
4.3. Стимулирование сбыта с помощью проведения промо - кампаний
Косметические салфетки для лица «Клинекс»
Этот пример освещает семилетнюю промо - кампанию «Как выжить при сенной лихорадке», которая проводилась с 1991 г. корпорацией «Кимберли-Кларк» (Kimberly-Clark), производителем ведущей торговой марки косметических салфеток «Клинекс» (Kleenex). Это уникальная история последовательного развития программы по стимулированию сбыта, разработанной маркетинговым агентством.
Первоначальные инструкции были четкими и простыми: сформировать стратегическую платформу для продажи салфеток «Клинекс» в летний период. Причем же здесь сенная лихорадка? От нее страдает свыше 10% населения, при этом пик заболеваемости приходится на определенные географические районы и на летние месяцы, когда содержание пыльцы в воздухе превышает критический уровень. Эти люди активно используют салфетки, но их процент от общего количества покупателей невелик. Сенная лихорадка оказалась идеальным поводом и темой для стимулирования сбыта салфеток «Клинекс» в летний период. Был использован резко возросший спрос на салфетки, которые рекламировались как самые высококачественные и самые мягкие. Хотя эта реклама предназначалась для страдающих от сенной лихорадки, но она была обращена ко всем покупателям косметических салфеток.
Метод стимулирования
сбыта в 1991 г. состоял в предоставлении
бесплатного «набора для
В 1997 г. стимулирование сбыта проводилось практически аналогичным образом, как и в 1991-м. Однако теперь были распространены почти пять миллионов упаковок, и в набор были включены «лекарственные препараты естественного происхождения». В обмен на пять доказательств совершения покупки и оплату почтовых расходов на сумму 50 пенсов потребитель получал сумку для косметических принадлежностей, в которой были маска для глаз фирмы «Оптрекс», тюбик с антиаллергеном «Холлз Ментолиптус» (Halls Mentholyptus), дорожная упаковка салфеток «Клинекс» и справочник по борьбе с сенной лихорадкой.
Что же произошло в течение прошедших пяти лет? Это замечательная история о том, как стимулирование сбыта приспосабливается к новым задачам и новым возможностям, а также как оно может сбиться с верного пути.
В 1992 г. экономический спад привел к сокращению бюджета на промо - мероприятия. Сумки для косметики теперь были не по карману, а потребители просили 40 пенсов компенсации за почтовые расходы. Содержимое набора осталось прежним, но справочник по борьбе с сенной лихорадкой был заменен на общеевропейский и включал ценные советы для путешественников, чтобы заинтересовать потребителей в континентальной Европе. Появилась также новая возможность. Фирма «Воксхолл»(Vauxhall) только что выпустила на рынок модель «Корса», свой новый семейный автомобиль с защитным фильтром против пыльцы. Одна из этих машин стала призом в бесплатной лотерее. Несмотря на такой стимул, предложение объективно оказалось менее привлекательным для потребителей по сравнению с 1991 г., и количество ответных контактов упало до 3,9%.
В 1993 г. для стимулирования сбыта салфеток «Клинекс» был испытан новый подход - двухуровневое предложение. Новый справочник по борьбе с сенной лихорадкой предлагался за одно доказательство совершения покупки, а набор салфеток - за три доказательства и 40 пенсов на почтовые расходы. Большое внимание было уделено новой модели «Корса» с защитой от пыльцы. Креативный подход также изменился. Теперь основной темой было не «как выжить при сенной лихорадке», а как пережить «эти критические дни», когда содержание пыльцы в воздухе достигает максимального уровня. Это двухуровневое предложение не имело особого успеха, хотя и были распространены четыре миллиона упаковок. Количество ответных контактов сократил ось до 0,3% для справочника и составило лишь 1,3% для набора салфеток.
Это заставило пересмотреть стратегию стимулирования сбыта на 1994 г. Приоритетом стало создание ясного и простого стимула для первичных и повторных покупок. Были налажены связи с газетой «Дейли Мейл» (Daily Mail) и радиостанцией «Классик ФМ». Содержание нового набора было уменьшено до нового справочника по сенной лихорадке и трех образцов продукции - салфеток «Клинекс», маски для глаз «Оптрекс» и леденцов от кашля «Стрепсилс» (Strepsils). Главным стимулом стал высококачественный FM/AM радиоприемник, слушая который потребители могли узнать уровень содержания пыльцы в воздухе. Все это можно было получить за 3,50 фунта стерлингов и пять доказательств совершения покупки. Тема «выживания при сенной лихорадке» триумфально возвращалась. Количество ответных контактов увеличилось до 1,7%, несмотря на возросшие требования к потребителям по подтверждению доказательств покупки и осуществления денежного взноса.
Так не могло продолжаться долго. В 1995 г. тематика предложения значительно изменилась. Основным предложением стал еженедельный розыгрыш в бесплатной лотерее автомобиля «Воксхолл Корса» с фильтром для защиты от пыльцы в течение летнего сезона. Вторым призом для 10 000 участников был новый справочник по борьбе с сенной лихорадкой. Информация о содержании пыльцы также присутствовала, но ей стали уделять меньше внимания. В 1996 г. механизм бесплатной лотереи остался прежним, но вместо автомобилей в качестве главного приза предлагались 10 поездок выходного дня для всей семьи в местности с пониженным содержанием пыльцы в воздухе. Уровень ответных контактов достиг 9,5% в 1995 г. и 6,4% в 1996-м. В отличие от предыдущих лет был предусмотрен вариант заявки на участие, сделанный в произвольной форме, и не требовалось никаких доказательств совершения покупки.
3атем в 1997 г. все вернулось на круги своя. Промо - акции фактически повторяли кампанию 1991 г., основной темой опять стало «выживание при сенной лихорадке», товары предлагались в высококачественной сумке в обмен на значительное количество доказательств совершения покупки. Важным добавлением оказалась информация об уровне содержания пыльцы, которая активно распространялась при поддержке газеты «Дейли Экспресс» (Dаilу Express) и радиостанции «Ток Радио» (Talk Radio).
Что же произошло с торговой маркой за этот семилетний период? Ее доля в секторе фирменных салфеток увеличилась с 50% в 1991 г. до более чем 70% в 1996-м, демонстрируя рекордные показатели роста ежегодно. Ее доля на всем рынке косметических салфеток возросла до уровня, превышавшего 40%. Решающим фактором для этого успеха стало привлечение дополнительного количества потребителей из оставшихся 50%, которые покупали и салфетки «Клинекс», и салфетки, продававшиеся розничной торговлей под собственными наименованиями. Сыграли роль, несомненно, и другие факторы, в том числе качество товара и выпуск новых моделей - особенно появление на рынке в 1995 г. салфеток «Клинекс Ультра». Тем не менее, стимулирование сбыта являлось одним из важнейших инструментов маркетинга и ему следует приписать большую часть заслуг.
Так пошло ли стимулирование сбыта неверным путем в 1995 и 1996 гг., когда почтовая рассылка, стимулирующая обратный ответ, была заменена бесплатной лотереей? Внешне это так и выглядит, но трудно поверить, чтобы постоянное использование одного и того же промо механизма не вызвало бы уменьшения ответной реакции. Также один и тот же механизм проведения промо- кампании вряд ли смог бы достичь столь широкого освещения в средствах массовой информации, результатом которого стало более 100 ежегодных публикаций. Это была по настоящему комплексная промо - кампания, использовавшая упаковку, рекламу в местах продаж и СМИ. Неуклонное поддержание новизны и актуальности темы борьбы с сенной лихорадкой и для торговой марки, и для потребителей остается задачей на будущее.
Этому, несомненно, будут способствовать три фактора, обращающие на себя внимание в данном примере: 1) способность использовать новые возможности, как в случае с выпуском на рынок модели автомобиля «Корса»; 2) доверительные отношения с фармацевтическими компаниями и медиа - партнерами; З) тесное сотрудничество, которое компания «Кимберли-Кларк» установила с маркетинговым агентством. Неудивительно, что эта промо - кампания стала самой известной в Великобритании, завоевав 11 наград. Это прекрасный пример стимулирования сбыта с помощью проведения промо – кампании в действии.