Рекламная графика в России в XIX – XX вв. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Российский бизнес в основной своей массе был пронизан ироничным и настороженным отношением к рекламе. Российский бизнес и общественное мнение считало «чудачеством» огромные траты на рекламу в Европе и Америке. Эту позицию российского делового сообщества ярко иллюстрирует рассказ А. П. Чехова «Общее образование». В этом произведении один из героев дает советы своему коллеге на пути к коммерческому успеху: «На вывеске должны быть нарисованы золотые и серебряные круги, чтобы публика думала, что у тебя медали есть, уважения больше! Кроме того нужна реклама. Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Если кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами...».

Содержание

1. Рекламная графика в России в XIX – XX вв.………………………...……….3
2. Плакат и малые рекламные жанры…………………………………………..10
3. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко………………………….……17
4. Лучшие рекламные тексты Владимира Маяковского…………………..…..22
5. Плакаты В.В. Маяковского – А. Родченко…………………………………..26

Работа содержит 1 файл

доклад2.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

Родченко прославился  как художник авангардист, работавший в самых разных направлениях: живописи, коллаже, книжном дизайне, фотографии. Родченко относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В конце 10-х гг. он работает с плоскостью, вводит линии и точки как самостоятельные живописные формы, и в 1921 г. на выставке «5х5=25» (Москва) демонстрирует триптих из трех монохромных цветов (красный, жёлтый, синий). В 1926 г. он опубликовал свои первые ракурсные снимки, фотографии, сделанные под непривычным углом, с необычной и часто неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Впоследствии такие фотографии стали «визитной карточкой» художника.

Фотографии Родченко были широко известны за пределами СССР – с 1928 г. он регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны. Творческое наследие Александра Родченко не утратило актуальности в настоящее время и является источником вдохновения художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна.

  Спустя 50 лет после его смерти была открыта Московская Школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая продолжает его традицию инженерии и мультимедийного характера творчества, ориентированного на новаторство, а также на критическое и содержательное взаимодействие с современностью.

 А. Родченко, называвший себя «рекламконструктором», вместе с А. Левинским в 1923-1924 гг. разработал фирменный стиль Госиздата, унифицировав и идентифицировав его проспекты, листовки, обложки, закладки для книг, используя активные «фирменные» цвета: черный, красный, золотой.

Первым плакатом «новой конструкции» стала реклама общества «Добролет», исполненная А. Родченко в 1923 г. в нескольких цветовых вариантах. Дальнейшее тесное сотрудничество «реклам-конструктора» А. Родченко и поэта В. Маяковского положило начало реализации революционных художественных идей в плакате. Именно советская реклама 1923–1925 гг., созданная усилиями этих мастеров, явилась предтечей политического плаката конструктивизма. Да и сами авторы постоянно подчеркивали агитационно-политическую значимость их рекламных работ, призывавших всех покупать товары «Моссельпрома», спешить за модными покупками в ГУМ, сосать соски и носить галоши «Резинотреста» (1923).

Увлечение А. Родченко творческим фотомонтажом, документальной и постановочной  фотосъемкой позволили мастеру  выступить первооткрывателем новой  плакатной формы. Вершиной лаконичного  воплощения рекламной идеи стал «Ленгиз» А. Родченко с фотопортретом Л. Брик (1925).

Первый русский «копирайтер» Владимир Маяковский в паре с «арт-директором»  Александром Родченко создал целую  армаду рекламных плакатов, которые  стали классикой рекламы. Маяковский оказал колоссальное влияние на рекламные  тексты в России, а Родченко, будучи мастером советского фотоискусства, первым применил в рекламе фотографию.

Главным рекламодателем, начиная  с 1921 г. – времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов  концессий, трестов и т.д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в  первую очередь товаров народного  потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще  пользовались дореволюционными инструментами  для рекламирования своих товаров  и услуг. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в  борьбу с конкурентами и не прогадало.

Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том  числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром  Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли  заказы крупных торговых предприятий  – создавали вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты.   

 «Реклам-конструкторы» – так подписывались художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои функции – Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации. Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты. Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст. И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.

На плакатах изображен  облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в  данной продукции у Родченко стала  фотография. Так, в документальных образах  типа советского человека запечатлены  рабочие, простые люди в повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата  изображена модель Лилия Брик в красной  косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что  реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен  каждый человек 20-х годов, «строящий  социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.

С середины 20-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, творческий союз, описанный выше, завершает  работу в данной сфере. Советский  рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной  традиции - укрупнению одного товарного  изображения.

Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и  самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке  найти для рекламы в молодой  Советской стране свой фирменный  стиль и свое новое лицо.

На примере творчества этих поэтов и художников видно, что  в 20-е годы реклама в России приняла на себя пропагандистские функции. Власть активно использовала талант рекламистов в борьбе между социалистическим и капиталистическим секторами экономики. Именно поэтому плакаты 20-30-х гг. отличаются наступательностью, символикой «прекрасного будущего». Характерной чертой рекламы того времени был упрощенный шрифт, легкий для чтения. Акценты вводились укрупненными гарнитурами, выделялись цветом и обилием восклицательных знаков.

Итак, реклама в России в период НЭПа отличалась умозрительностью. Подход к рекламному делу так и остался эстетизированным. Реальный рынок в стране не был создан, отсутствовала конкуренция, поэтому не могло быть и реальной рекламы, а, следовательно, эволюция ее роли из информационной в моделирующую была остановлена. Таким образом, помимо коммерческой реклама несла в себе главным образом социальную, политическую информацию, была инструментом классовой борьбы. История советской рекламы прерывается с отменой НЭПа. Возрождение этой отрасли относится к периоду так называемой "оттепели" в конце 50-х гг. XX столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рекламная графика в России в XIX – XX вв. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко