Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:28, доклад
Российский бизнес в основной своей массе был пронизан ироничным и настороженным отношением к рекламе. Российский бизнес и общественное мнение считало «чудачеством» огромные траты на рекламу в Европе и Америке. Эту позицию российского делового сообщества ярко иллюстрирует рассказ А. П. Чехова «Общее образование». В этом произведении один из героев дает советы своему коллеге на пути к коммерческому успеху: «На вывеске должны быть нарисованы золотые и серебряные круги, чтобы публика думала, что у тебя медали есть, уважения больше! Кроме того нужна реклама. Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Если кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами...».
1. Рекламная графика в России в XIX – XX вв.………………………...……….3
2. Плакат и малые рекламные жанры…………………………………………..10
3. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко………………………….……17
4. Лучшие рекламные тексты Владимира Маяковского…………………..…..22
5. Плакаты В.В. Маяковского – А. Родченко…………………………………..26
Родченко прославился как художник авангардист, работавший в самых разных направлениях: живописи, коллаже, книжном дизайне, фотографии. Родченко относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В конце 10-х гг. он работает с плоскостью, вводит линии и точки как самостоятельные живописные формы, и в 1921 г. на выставке «5х5=25» (Москва) демонстрирует триптих из трех монохромных цветов (красный, жёлтый, синий). В 1926 г. он опубликовал свои первые ракурсные снимки, фотографии, сделанные под непривычным углом, с необычной и часто неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Впоследствии такие фотографии стали «визитной карточкой» художника.
Фотографии Родченко были широко известны за пределами СССР – с 1928 г. он регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны. Творческое наследие Александра Родченко не утратило актуальности в настоящее время и является источником вдохновения художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна.
Спустя 50 лет после его смерти была открыта Московская Школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая продолжает его традицию инженерии и мультимедийного характера творчества, ориентированного на новаторство, а также на критическое и содержательное взаимодействие с современностью.
А. Родченко, называвший себя «рекламконструктором», вместе с А. Левинским в 1923-1924 гг. разработал фирменный стиль Госиздата, унифицировав и идентифицировав его проспекты, листовки, обложки, закладки для книг, используя активные «фирменные» цвета: черный, красный, золотой.
Первым плакатом «новой конструкции» стала реклама общества «Добролет», исполненная А. Родченко в 1923 г. в нескольких цветовых вариантах. Дальнейшее тесное сотрудничество «реклам-конструктора» А. Родченко и поэта В. Маяковского положило начало реализации революционных художественных идей в плакате. Именно советская реклама 1923–1925 гг., созданная усилиями этих мастеров, явилась предтечей политического плаката конструктивизма. Да и сами авторы постоянно подчеркивали агитационно-политическую значимость их рекламных работ, призывавших всех покупать товары «Моссельпрома», спешить за модными покупками в ГУМ, сосать соски и носить галоши «Резинотреста» (1923).
Увлечение А. Родченко творческим
фотомонтажом, документальной и постановочной
фотосъемкой позволили мастеру
выступить первооткрывателем
Первый русский «копирайтер» Владимир Маяковский в паре с «арт-директором» Александром Родченко создал целую армаду рекламных плакатов, которые стали классикой рекламы. Маяковский оказал колоссальное влияние на рекламные тексты в России, а Родченко, будучи мастером советского фотоискусства, первым применил в рекламе фотографию.
Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. – времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами для рекламирования своих товаров и услуг. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало.
Еще в годы работы в «Окнах
РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты
для политических плакатов, в том
числе совместно с дизайнером,
фотографом и художником Александром
Родченко. За десятилетие они определили
лицо советской рекламы, выполняли
заказы крупных торговых предприятий
– создавали вывески и
«Реклам-конструкторы» – так подписывались художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои функции – Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации. Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты. Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст. И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.
На плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в данной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.
С середины 20-х годов начинается
постепенное свертывание НЭПа. Роль
рекламы в экономике и
Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке найти для рекламы в молодой Советской стране свой фирменный стиль и свое новое лицо.
На примере творчества этих поэтов и художников видно, что в 20-е годы реклама в России приняла на себя пропагандистские функции. Власть активно использовала талант рекламистов в борьбе между социалистическим и капиталистическим секторами экономики. Именно поэтому плакаты 20-30-х гг. отличаются наступательностью, символикой «прекрасного будущего». Характерной чертой рекламы того времени был упрощенный шрифт, легкий для чтения. Акценты вводились укрупненными гарнитурами, выделялись цветом и обилием восклицательных знаков.
Итак, реклама в России в период НЭПа отличалась умозрительностью. Подход к рекламному делу так и остался эстетизированным. Реальный рынок в стране не был создан, отсутствовала конкуренция, поэтому не могло быть и реальной рекламы, а, следовательно, эволюция ее роли из информационной в моделирующую была остановлена. Таким образом, помимо коммерческой реклама несла в себе главным образом социальную, политическую информацию, была инструментом классовой борьбы. История советской рекламы прерывается с отменой НЭПа. Возрождение этой отрасли относится к периоду так называемой "оттепели" в конце 50-х гг. XX столетия.