Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:28, доклад
Российский бизнес в основной своей массе был пронизан ироничным и настороженным отношением к рекламе. Российский бизнес и общественное мнение считало «чудачеством» огромные траты на рекламу в Европе и Америке. Эту позицию российского делового сообщества ярко иллюстрирует рассказ А. П. Чехова «Общее образование». В этом произведении один из героев дает советы своему коллеге на пути к коммерческому успеху: «На вывеске должны быть нарисованы золотые и серебряные круги, чтобы публика думала, что у тебя медали есть, уважения больше! Кроме того нужна реклама. Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Если кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами...».
1. Рекламная графика в России в XIX – XX вв.………………………...……….3
2. Плакат и малые рекламные жанры…………………………………………..10
3. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко………………………….……17
4. Лучшие рекламные тексты Владимира Маяковского…………………..…..22
5. Плакаты В.В. Маяковского – А. Родченко…………………………………..26
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА»
Социально-экономический факультет
Кафедра экономики и организации производства
СЭ2-КФ
Доклад по дисциплине
«Дизайн и реклама промышленных товаров»
на тему
«Рекламная графика в России в XIX – XX вв.
Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко»
Содержание
1. Рекламная графика в России в XIX – XX вв.………………………...……….3
2. Плакат и малые рекламные жанры…………………………………………..10
3. Творчество В.В. Маяковского – А. Родченко………………………….……17
4. Лучшие рекламные тексты
Владимира Маяковского…………………..
5. Плакаты В.В. Маяковского
– А. Родченко…………………………………..26
1. Рекламная графика в России в XIX – XX вв.
Российский бизнес в основной своей массе был пронизан ироничным и настороженным отношением к рекламе. Российский бизнес и общественное мнение считало «чудачеством» огромные траты на рекламу в Европе и Америке. Эту позицию российского делового сообщества ярко иллюстрирует рассказ А. П. Чехова «Общее образование». В этом произведении один из героев дает советы своему коллеге на пути к коммерческому успеху: «На вывеске должны быть нарисованы золотые и серебряные круги, чтобы публика думала, что у тебя медали есть, уважения больше! Кроме того нужна реклама. Продай последние брюки, а напечатай объявление. Печатай каждый день во всех газетах. Если кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами...».
То, что в России не было подлинного осознания важности и необходимости радикального совершенствования рекламного дела для развития коммерции и укрепления экономики демонстрирует и словарь Брокгауза и Эфрона. Статья словаря о рекламе ярко описывает «странности» зарубежной рекламной деятельности. Вот характерная цитата: «Местом для рекламы служат в Америке и кладбища, и церкви; на одном из кладбищ в Нью-Йорке есть надмогильная надпись: «Здесь покоится N.N. Он застрелился револьвером системы «Хольт», убивающим наповал. Лучшее оружие для этой цели».
Российская реклама отличалась
особым вниманием к эстетике рекламного
обращения, а не осознанием важности
новаций в управлении рекламным
процессом и эффективном
Тем не менее, следует признать, что весьма популярной в российской деловой среде XIX в. была ярмарочная и вывесочная деятельность. Всей Европе были известен престиж и высокий уровень организации регулярных Нижегородских ярмарок. В середине — конце XIX столетия особой активностью на российском рекламном рынке отличались промышленники — выходцы из Европы. Имея европейский опыт предпринимательства, они привнесли на российский рынок новую рекламную культуру. Основные принципы рекламирования, применявшиеся на рубеже веков ведущими российскими промышленниками, и носители информации практически остались прежними до наших дней.
В начале XX в. в Москве у
Красных ворот построили
Другим лидером и пионером российской рекламы было товарищество «Брокар и К°», владел которым выходец из Франции. «Брокар и К°» являлось самым крупным производителем парфюмерной продукции в России. Товарищество П.Л. Балакирева — монополиста в производстве художественной драпировки и мебели, компания «Зингер» — активно перенимали рекламные уроки российских европейцев. «Зингер» — международная компания, занималась производством и продажей швейных машинок практически по всей территории России, при этом рекламная стратегия компании строилась на товарном знаке предприятия. Буква «З» и девушка в русском национальном сарафане обязательно изображались на всех вывесках, щитах, плакатах, деловых бумагах и объявлениях в прессе.
Однако в XIX в. роль рекламы на российском рынке недооценивалась. Рекламная деятельность была предметом престижа, а не продуманной рыночной политики. Исключением были предприятия, обладавшие большими по тем временам финансовыми возможностями и имевшие владельцев или руководителей — выходцев из Европы, владевших современными рекламными технологиями. Операторы рынка и общественное мнение России не были готовы к тому, чтобы принять рекламу как объективную необходимость. Даже в 90-е годы XIX в. реклама в России не играла той роли, что в Европе.
Потребность в широком
информационном воздействии на рынок
посредством рекламы
В конце 90-х годов XIX в. типографии России следом за Европой постепенно перешли на фотомеханический способ воспроизведения изображений. Новые технические средства позволили тиражировать рекламные изображения улучшенного качества, кроме того, сам процесс изготовления рекламы стал дешевле, поскольку можно было отказаться от прежних дорогостоящих и трудоемких технологий. Благодаря этому рекламирование товаров становилось доступным не только «гигантам» рынка тех лет (типа фабрики «Эйнем» или товарищества «Абрикосов и сыновья»), но и менее состоятельным купцам и промышленникам. В российскую рекламу пришел «коммерческий» стиль. Реклама тех лет претендовала на «богатый, красивый вид» и решала задачу «выделиться в ряде других, привлечь внимание к товару или производству».
Как и в Европе, российская реклама в эти годы использовала простой прием продвижения: компания-производитель — товар — место продажи. Изобразительный ряд говорит о том, что этот товар достоин того, чтобы его купить. На фотографиях улиц дореволюционной России поражает обилие вывесок, которые в несколько рядов размещали на фасадах домов. Художник К.С. Петров-Водкин писал: «Вывесочное дело в таком виде, как оно создавалось у нас, — явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса. До перехода вывески на живописное изображение вывешивались на воротах домов и торговых помещений сами предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, колесо — щепника, обруч — бондаря, кожа — сыромятника. Удобство и броскость живописной вывески вытеснили предметную, и за девятнадцатый век цех вывесочников разросся по всей стране».
Развивалась также и российская реклама в прессе. К началу XX в. в Петербурге издавались специальные рекламные журналы «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой будильник», в Москве— газета «Комиссионер», в Нижнем Новгороде — «Спутник покупателя», в Одессе — бюллетень «Рекламист», теоретические статьи из которого интересны и сегодня. Процветало выставочное дело. Большим авторитетом, в том числе у европейских промышленников и коммерсантов, пользовалась ярмарка в Нижнем Новгороде.
«Реклама — двигатель торговли». Этот популярный афоризм принадлежит российскому предпринимателю Метцелю, еще в прошлом веке открывшему в России первую контору по приему объявлений. Созданный им в 1878 г. торговый дом «Л. и Э. Метцель и К°» стал крупнейшей в стране конторой по сбору и распространению заказов на рекламу. Делами фирмы руководили входившие в финансовую элиту российской буржуазии директор-распорядитель В. А. Поляков и член правления Азовско-Донского коммерческого банка Э. П. Эпштейн.
Годы конца XIX и начала XX в. стали переломными в развитии рекламной графики и плаката в России. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве — модерном.
До самого конца XIX в. в России не знали термина «плакат». Использовалось понятие «афиша», которое применялось для обозначения практически любой массовой печатной продукции — от воззваний до объявлений рекламного характера (торговых, зрелищных и пр.). Plakat (от франц. Plakard — объявление, афиша) в Германии вплоть до последней четверти века обозначал шрифтовое объявление или лозунг. Однако уже в 1898 г. в словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона появилось определение «плакат художественный». В каталоге киевской выставки 1901 г. было написано: «Международная выставка художественных афиш и плакатов».
Наиболее ярко рекламная графика в России, как и в странах Запада, проявила себя именно в области плаката и других прикладных форм: упаковке, этикетках, фирменных знаках и пр. Аршинные многоцветные полотнища рекламы и рекламные объявления стали одним из заметных элементов городской среды. Современники так писали о годах рекламного бума: «Что бы создать правильное представление об облике улиц Петербурга, надо рассказать о рекламе… Было очень много вывесок, броских плакатов, светящихся названий. Рекламные объявления висели в вагонах трамваев, ими обвешивали вагоны конок, облепляли специальные вращающиеся киоски на углах улиц. Рекламировалось все: вина, лекарства, новые ткани, кафешантаны, цирковые представления, театры».
Таким образом, лишь к началу XX столетия вслед за европейской рекламой российская реклама стала эффективным инструментом информационного воздействия на рынки сбыта, инструментом неценовой конкуренции.
Октябрьский переворот 1917 г. ознаменовал новую эпоху в истории российской рекламы. Реклама становится одним из инструментов достижения политических целей. В числе первых декретов советской власти был Декрет о введении государственной монополии на объявления, подписанный народным комиссаром А.В. Луначарским. Декрет был опубликован в советских газетах 8 (21) ноября 1917 г. Этот декрет передавал право публикации рекламы изданиям Рабоче-Крестьянского правительства и местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Частные рекламные конторы конфисковывались. Реклама фактически была признана чужеродным, чуждым советской власти «буржуазным элементом». Идеологи коммунистического хозяйства не видели для нее места в утопической модели будущей коммунистической экономики.
Годы новой экономической политики (НЭПа) в Советской России были годами короткого ренессанса коммерческой рекламы. НЭП создал уникальную экономическую ситуацию. Промышленность, конкурируя с частными производителями товаров, вышла на рынок через государственные тресты и синдикаты. Разгорелась борьба за потребителя между частником и государством. В этой ситуации обеим сторонам пришлось отдать должное возможностям рекламы как сильнейшему инструменту конкурентной борьбы. Власти были вынуждены пересмотреть отношение к рекламному делу. Однако принятый ими подход нельзя назвать в полном смысле рыночным. Реклама разрешалась, допускалась на рынок в принципе. Но рынка рекламных услуг как такового в те годы не существовало. Производство и распространение рекламной информации оказалось в руках государства. Тем самым устранялся механизм конкуренции внутри самой рекламной сферы. Это тормозило развитие новых рекламных технологий, лишало операторов рекламного рынка необходимости бороться за клиента, совершенствовать методы и принципы управления рекламным бизнесом. Ничего нового не привнесено за эти годы и в рекламное творчество в России. Реклама как сфера деятельности скорее являлась «отдушиной» для писателей, художников.
22 ноября 1921 г. газета «Известия» сообщила: «Открыт прием объявлений. Объявления принимаются от государственных учреждений, кооперативных объединений, а также от частных лиц». И здесь не обошлось без идеологии. Реклама была провозглашена связующим звеном между городом и деревней, промышленностью и торговлей. Замалчивалась истинная рыночная сущность рекламного процесса — информировать потребителей, трансформировать общественное мнение и потребительские предпочтения, т.е. активно участвовать в формировании здоровой конкурентной среды на свободном рынке товаров и услуг.