Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:45, доклад
Цель изучения дисциплины - научить студентов получать и обрабатывать маркетинговую информацию, на основе использования современного инструментария маркетинга формировать элементы комплекса маркетинга-микса, разрабатывать мероприятия комплекса маркетинговых коммуникаций с учетом ситуации, складывающейся на целевых рынках фирмы.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с понятием «маркетинг», раскрыть его сущность;
- представить различные аспекты изучения маркетинга;
- дать характеристику основным маркетинговым теориям и концепциям;
Рекомендуемая литература: [1.2], [1.3], [1.5], [2.11].
Модуль 2. Маркетинговые исследования
Тема 4. Организация и содержание маркетинговых исследований
Понятие и задачи маркетинговых исследований. Основные этапы процесса маркетинговых исследований: фиксирование целей исследования, определение объекта исследования, формирование маркетинговой информационной системы, выбор способов сбора информации, анализ полученной информации, представление полученных результатов. Способы сбора маркетинговой информации. Классификация маркетинговых исследований. Первичные и вторичные исследования. Орудия первичных исследований: анкеты, механические устройства. Методы анализа маркетинговой информации: экспертный анализ, контент-анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ дисперсный анализ, описательный анализ, дискриминантный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование, совместный анализ.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.4], [1.6], [2.11], [2.4].
Тема 5. Технология проведения маркетинговых исследований
Технология реализации качественных способов сбора маркетинговой информации: кабинетные исследования, фокус-группы, глубинные интервью, проекционные методы. Технология реализации количественных способов сбора маркетинговой информации: выборочные методы в маркетинговых исследованиях, опросы, наблюдения, эксперименты, полевые работы.
Технология реализации качественных методов прогнозирования в маркетинге: индивидуальные экспертные оценки (метод «интервью», метод сценариев, аналитические докладные записки), коллективные экспертные оценки (метод комиссий, метод мозговых атак, метод синектики, метод «Дельфи»). Технология реализации количественных методов прогнозирования в маркетинге: анализ цикличности и сезонности, методы экстраполяции трендов, корреляционный и регрессионный анализ в маркетинге, метод аналогий, нормативный метод, метод стандартного распределения вероятностей.
Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.4], [1.6], [2.11], [2.4].
раздел 2. исследование товарного рынка. элементы комплекса маркетинга
Модуль 3. Направления исследования товарного рынка
Тема 6. Комплексное исследование товарного рынка
Определение типа рынка. Исследование структуры рынка. Признаки и критерии сегментации товарного рынка. Спрос и емкость товарного рынка. Эластичность спроса. Оценка конъюнктуры рынка. Конъюнктурный прогноз развития рынка. Отбор целевых рынков. Позиционирование рынка. Понятие «рыночной ниши». Определение мотивации потребителей.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.4], [1.6], [2.11], [2.4].
Тема 7. Исследование условий конкуренции
Сущность понятия «конкуренция»: подход, основанный на рассмотрении конкуренции как состязательности на рынке; подход, рассматривающий конкуренцию как элемент рыночного механизма; подход, определяющий конкуренцию как критерий, по которому устанавливается тип отраслевого рынка. Конкурентная структура рынка: полиполия, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Иерархическая связь ключевых понятий в системе конкурентных отношений. Экономическая сущность ключевых понятий конкурентных отношений: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, конкурентная слабость, конкурентная стратегия.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу в архитектурно-строительной сфере. Диагностика конкурентной среды. Оценка степени монополизации товарного рынка и интенсивности конкуренции. Построение конкурентной карты рынка. Методические подходы к оценке конкурентоспособности архитектурно-строительной продукции. Определение параметрических индексов конкурентоспособности архитектурно-строительной продукции и сводных индексов по группам параметров оценки. Расчет интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности архитектурно-строительной продукции. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия применительно к архитектурно-строительной сфере. Построение обобщающих оценок уровня конкурентоспособности проектного предприятия. Многоугольник конкурентоспособности. Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия архитектурно-строительной сферы.
Виды конкурентных преимуществ предприятия. Области формирования конкурентных преимуществ архитектурно-строительных предприятий. Средства защиты конкурентных преимуществ. Динамический характер конкурентных преимуществ. Жизненный цикл конкурентных преимуществ. Системный подход к обеспечению конкурентных преимуществ предприятия. Факторы, определяющие долгосрочный характер конкурентных преимуществ предприятия. Характеристика базовых конкурентных стратегий предприятия: стратегия лидерства в издержках, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования. Особенности конкурентных стратегий предприятий архитектурно-строительной сферы.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.4], [1.6], [2.11], [2.4].
Модуль 4. Элементы комплекса маркетинга предприятия
Тема 8. Товар в системе маркетинга. Товарная политика предприятия
Товар в системе маркетинга. Товарная единица. Три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Классификация товаров. Рыночная атрибутика товара: марка, товарный знак, упаковка, маркировка. Стратегия организации сервисного обслуживания. Понятие жизненного цикла товара. Этапы жизненного цикла товара. Нетрадиционные виды жизненного цикла товара. Товарные стратегии: дифференциация, диверсификация, вариация, элиминация. Способы продления жизненного цикла товара. Стратегия разработки новых товаров.
Специфика архитектурно-строительной продукции. Особенности разработки товарной политики предприятиями архитектурно-строительной сферы. Управление ассортиментом услуг проектных организаций.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.3], [1.5], [2.11], [2.14], [2.16].
Тема 9. Цена и ценовая политика предприятия
Факторы, определяющие ценовую политику предприятий архитектурно-строительной сферы. Ценообразование на различных типах рынков. Процесс разработки ценовой политики предприятия: постановка целей ценообразования, определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выработка ценовой стратегии, выбор метода ценообразования и установление исходной цены, выработка ценовой тактики, рыночное страхование цен. Методы ценообразования в строительстве и условия их применения. Структура сметной стоимости строительства.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.2], [1.4], [2.1], [2.11], [2.12], [2.15], [2.17].
Тема 10. Коммуникативная политика предприятия
Коммуникации в системе маркетинга. Программа коммуникативной политики: цели, задачи, стратегии, фирменный стиль, структура комплекса маркетинговых коммуникаций. Комплекс маркетинговых коммуникаций: рекламная деятельность, стимулирование сбыта, личная продажа, «паблик рилейшенз», прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг. Формы развития сетевого маркетинга. Преимущества и недостатки инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций. Особенности применения элементов комплекса маркетинговых коммуникаций в архитектурно-строительной сфере. Бюджет комплекса маркетинговых коммуникаций и методы его определения.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.2], [1.4], [2.3], [2.5], [2.16].
раздел 3. рекламная и сбытовая политика предприятия. управление маркетинговой деятельностью
Модуль 5. Рекламная и сбытовая деятельность предприятия
Тема 11. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
Понятия рекламы, рекламной кампании. Цели и задачи рекламной кампании. Этапы разработки и проведения рекламной кампании. Виды рекламы. Рекламные средства. Методы определения эффективности рекламных средств. Основы разработки рекламных объявлений и текстов. Календарный план-график рекламной кампании. Оценка эффективности мероприятий рекламной кампании: экономическая и коммуникативная эффективность. Особенности рекламы в архитектурно-строительной сфере.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.2], [1.4], [2.3], [2.5], [2.16].
Тема 12. Сбытовая политика предприятия.
Каналы распространения товара; торговые посредники; организация оптовой торговли; организация розничной торговли; вертикальные маркетинговые системы; система товародвижения.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.2], [1.4], [2.3], [2.5], [2.16].
Модуль 6. Управление маркетингом на предприятии. Международный маркетинг
Тема 13. Управление маркетингом
Процесс маркетинга-менеджмента; цели, задачи и функции управления маркетингом, методы управления маркетингом, цикл управления маркетингом и основные его этапы; стратегия и тактика маркетинга, стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, содержание и порядок разработки плана маркетинга, порядок контроля мероприятий плана маркетинга, методы разработки бюджета маркетинга; организация маркетинга, построение оптимальной структуры службы маркетинга; контроль и аудит маркетинга.
Рекомендуемая литература: [1.1], [1.5], [1.6], [2.2], [2.6], [2.16].
Тема 14. Международный маркетинг
Понятие
и основные элементы международного
маркетинга; современная среда
Рекомендуемая
литература: [1.1], [1.3], [1.6], [2.7], [2.8], [2.9],
[2.10].
7.
Учебно-методическое
и информационное
обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
б) дополнительная литература: