Лекции по "Рекламе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций

Описание работы

Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.

Работа содержит 1 файл

pravo.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию  незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия  пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).

    Показательным примером является дело Standart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). В решении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вредными последствиями монополий, а не просто фактом их существования. 

§ 3. Антимонопольное  законодательство РФ 

    Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

    1. Конституция РФ.

    Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

    Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических  и фактических препятствий для  осуществления добросовестной конкуренции.

    2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

    Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами  Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.

    Закон не распространяется на отношения, связанные  с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным  и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения).

    3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г.  N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

    Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию  на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

    4. Федеральный закон от 17 августа  1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

    Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией. 

§ 4. Доминирующее положение на товарных рынках 

    Участники конкурентных отношений - хозяйствующие субъекты:

    1) коммерческие организации (российские  и иностранные) и их объединения;

    2) некоммерческие организации, осуществляющие  предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных  потребительских кооперативов);

    3) индивидуальные предприниматели.

    Доминирующее  положение на товарном рынке представляет собой исключительное положение  хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке  взаимозаменяемых товаров, дающее ему  возможность оказывать влияние  на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) <*>.

--------------------------------

    <*> См.: Методические рекомендации по  определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. N 67. 

    Качественная  характеристика доминирующего положения - возможность воздействовать на конкуренцию.

    Количественная  характеристика доминирующего положения - соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.

    Доля  хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле: 

    Di = Vi : Vm, 

    где Di - доля хозяйствующего субъекта; Vi - объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm - общий объем реализации товара.

    При этом определяются продуктовые и  географические границы товарного  рынка.

    Товарный  рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

    Классическим  примером расширительного толкования понятия рынка является судебный процесс против компании Du Pont (1956). Департамент  юстиции возбудил дело по обвинению  компании в монополизации рынка  целлофана на основании того, что  компания монополизировала 75% рынка. Однако верховный суд согласился с аргументами защитников компании, что следует рассматривать не рынок целлофана, а рынок оберточных материалов в целом. Но на таком рынке доля компании составляла всего лишь 20% объема продаж. Дело было прекращено.

    В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:

    1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более,  признается доминирующим;

    2) если доля хозяйствующего субъекта  находится внутри пределов 35 - 65%, то наличие доминирующего положения  доказывается антимонопольным органом;

    3) не может быть признано доминирующим  положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не  превышает 35%.

    Похожие критерии были выработаны в американской судебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что 90% рынка  конституируют монополию; 60 - 64% - сомнительно; 33% - не создают монополию.

    Федеральная антимонопольная служба России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% <*>. Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке.

--------------------------------

    <*> См.: Постановление Правительства  РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. 

    Доминирующим  следует считать такое поведение  хозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.

    Иллюстрацией  к этому может быть дело, рассмотренное  Федеральным арбитражным судом  Северо-Западного округа. Суть в  том, что ГУП "Городской центр  размещения рекламы" было включено Санкт-Петербургским антимонопольным  органом в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

    Суд установил, что ГУП действует  на основании Правил размещения и  эксплуатации объектов наружной рекламы  и информации в Санкт-Петербурге, а также договора поручения, заключенного с администрацией Санкт-Петербурга. При этом ГУП подчиняется Комитету по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, который действует от имени субъекта РФ - города федерального значения.

    В связи с этим суд решил, что  ГУП не может влиять на основные рыночные параметры и поэтому его нельзя включать в указанный Реестр.

    Итак, само по себе доминирование на товарном рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Установление факта  доминирования служит основанием для  осуществления систематического наблюдения за деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечения злоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами, неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст. 5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. В частности, злоупотреблением можно считать:

    изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке  либо повышение цен;

    навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

    создание  условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих  субъектов в неравное положение (дискриминационные условия);

    создание  препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим  субъектам;

    установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

    сокращение (прекращение) производства товаров, на которые имеются спрос или  заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

    необоснованный  отказ от заключения договора с отдельными покупателями.

    Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

    Различают:

    монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

    монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (включение  их в круг субъектов монополистической деятельности является особенностью российского законодательства).

    Законом также запрещены соглашения (согласованные  действия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:

    1) установление (поддержание) цен,  скидок, надбавок;

    2) повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах;

    3) раздел рынка по территориальному  принципу, объему продаж и закупок,  ассортименту товаров и т.д.;

    4) ограничение доступа на рынок  (устранение с него других хозяйствующих  субъектов);

    5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

    В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срока еще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие. 

§ 5. Недобросовестная конкуренция 

    Недобросовестная  конкуренция на товарных рынках - это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.

    Формы недобросовестной конкуренции.

    1. Распространение информации о  конкуренте и его продукции:

    распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующего субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации;

    введение  потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей;

    некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов.

    2. Экономический и промышленный  шпионаж:

    получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную  тайну и охраняемую законом тайну.

    3. Незаконное приобретение и использование  исключительных прав на средства  индивидуализации юридического  лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. 

Информация о работе Лекции по "Рекламе"