Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций
Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
В радио- и телепрограммах такая реклама допускается только с 22 до 7 часов местного времени, она запрещена в вокзальных помещениях, аэровокзалах и на станциях метрополитена. Такая реклама не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх способствует достижению успеха и содействует решению имущественных проблем, что вероятность выигрыша высока и т.п.
8. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, методов лечения, профилактики, диагностики.
Такая реклама допускается только с разрешения Минздрава России.
9.
Реклама лекарственных средств,
Допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников (см. п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
10. Реклама оружия, вооружения и военной техники.
Такая реклама не допускается. Исключение: реклама разрешенного гражданского оружия и вооружения, внесенного в Перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой осуществляются по лицензиям.
11. Реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.
Такая реклама регламентируется не только ст. 17 Закона о рекламе, но и ст. 34 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 5 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Запрещается:
реклама ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, а также документов, удостоверяющих денежные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами;
гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
предоставлять
гарантии, обещания или предположения
о будущей эффективности
12. Социальная реклама.
Такая реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
Социальная реклама должна занимать 5% эфирного времени, печатной площади или объема услуг по распространению рекламы в год. Распространение социальной рекламы на безвозмездной основе признается благотворительной деятельностью.
Примеры социальной рекламы: "Курение? На это нет времени", "Мы не продаем табачные изделия лицам моложе 18 лет", "Позвоните родителям" и др.
13. Спонсорство.
Спонсорство - это вклад физического или юридического лица в деятельность другого физического или юридического лица (спонсируемого) на условиях распространения рекламы о спонсоре и его товарах.
Указание организации-спонсора и ее телефонов в титрах передачи также признается рекламой.
14. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении, распространении рекламы.
Запрещается:
дискредитация авторитета родителей;
внушение несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар;
показывать несовершеннолетних в опасных местах;
привлекать внимание к тому, что обладание рекламируемым товаром дает какие-либо преимущества;
создавать
искаженное представление о цене товара
(например, утверждать, что товар доступен
для семейного бюджета).
§ 5. Ответственность за нарушение
рекламного
законодательства
Государственный
контроль в области рекламы осуществляет
Федеральная антимонопольная
Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
1.
Гражданская ответственность в
форме возмещения убытков,
2.
Административная
3.
Уголовная ответственность за
незаконное распространение
Лекция 11.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
§ 1. Понятие
естественной монополии
В настоящее время отношения на рынках, признаваемых естественными монополиями, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Из
этого определения можно
"эффект
масштаба" выражается в существенном
снижении издержек в расчете
на единицу продукции по мере
увеличения объемов ее
неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
Для
некоторых сфер естественных монополий
характерен также сетевой характер
организации рынка. Он означает, что монополией
является не вся отрасль экономики, а лишь
ее передающие "сети". Например, сеть
железных дорог, сеть трубопроводов, сеть
линий электропередач, система теплоснабжения.
§ 2. Субъектный состав отношений
на рынках
естественной монополии
1.
Субъекты естественной
2.
Потребители - это любые юридические
и физические лица, в том числе
индивидуальные
3.
Федеральные органы
В дальнейшем эта структура существенно изменилась. Вторым этапом стало формирование всего двух государственных органов по регулированию деятельности естественных монополистов: ФЭК России - в области энергетики; МАП России - в области связи и транспорта.
Затем Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 777 в ведение Федеральной энергетической комиссии были переданы вопросы транспорта. Это было обусловлено тем, что с 2001 г. на уровне Правительства РФ обсуждалась возможность создания на базе ФЭК России единого тарифного органа по регулированию естественных монополий.
В
связи с произошедшими
------------------------------
<*>
См.: Указ Президента РФ от 9 марта
2004 г. N 314 "О системе и структуре
федеральных органов
§ 3. Сферы
деятельности субъектов естественных
монополий
Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это означает, что по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики. Но формально эти сферы определяются только на уровне закона.
1. Железнодорожные перевозки.
В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.
В 2001 г. была создана специальная Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, которая определяла основные принципы унификации железнодорожных тарифов и формировала единую политику Правительства РФ в этой области регулирования. В настоящее время ее планируется упразднить.
Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.).